Что делать, если обнаружен сходный товарный знак?

Сегодня количество правовых конфликтов растет и поэтому предприниматели стараются уделять как можно больше внимания защите своего бренда от тех, кто хочет воспользоваться его сложившейся репутацией.

Основной символ гудвилла, который, что крайне важно, олицетворяет качество того или иного продукта это товарный знак. Он помогает индивидуализировать конкретного предпринимателя и показывает его преимущества от аналогичных. Иными словами, товарный знак есть нематериальный актив и, как и материальному, ему должна быть предоставлена правовая охрана. В первую очередь с помощью прохождения процедуры обязательной государственной регистрации.  

Ее осуществляет Федеральная служба по интеллектуальной собственности. После завершения процедуры выдается свидетельство, удостоверяющее приоритет зарегистрированного обозначения и исключительное право на него для владельца.

А вот перед началом товарному знаку, претендующему на регистрацию, предъявляется требование – ему необходимо обладать различительной способностью. Это и становится основным препятствием, если специалистами ведомства обнаруживаются более ранние регистрации на имя других лиц, то есть товарные знаки сходные до степени смешения. Реалии таковы,что «чистых» товарных знаков осталось немного. 

В большинстве случаев предприниматели просто не предполагают о таком развитии событий и потом несут существенные материальные потери, так как уже вложились в продвижение своих продуктов и услуг. Стоит отметить, что более ранние регистрации могут возникнуть и при попытке «захватить» чужой бренд недобросовестными конкурентами. Ряд компаний аккумулируют товарные знаки с единственной целью заработать на тех, кто использует сходное обозначение в своей коммерческой деятельности.

Что касается тех, кто осведомлен о таких случаях, то они, как правило, обращаются в юридические фирмы для проведения предварительной проверки на возможность прохождения успешной регистрации свое обозначения в качества товарного знака. Если сходные товарные знаки по отношению к однородным товарам все-таки существуют, в зависимости от конкретной ситуации будет предложен тот или иной вариант решения возникшей проблемы. При этом необходимо иметь в виду, что для рассмотрения подобных споров существует два порядка административный и судебный. Наиболее ярким примером для первого выступает оспаривание препятствующего регистрации товарного знака через возражение в Палате по патентным спорам. Ее коллегия признает регистрацию такого знака недействительной, если заинтересованное лицо докажет, что оно стало обладателем прав на обозначение ранее даты приоритета, обозначенной Роспатентом.

Так в 2016-м году был признан недействительным товарные знаки «УралОйл» «UralOil». Его использовала «Уралзолото ПФК» для автозаправочных станций. В свою очередь компания «УРАЛОЙЛ», которая инициировала спор, оказывала услуги по заправке автотранспорта и свое юридическое лицо зарегистрировала ранее даты приоритета фигурирующих в конфликте обозначений.

П. 1 ст. 1486 ГК РФ гласит, что в случае неиспользования товарного знака в течение любых 3-х лет после получения свидетельства о его государственной регистрации, его правовую охрану вправе прекратить досрочно либо в отношении всех товаров, для которых он и зарегистрирован, либо в части их них. К таким категориям конфликтов будет применен судебный порядок. Рассматривать дело будет рассматривать Суд по интеллектуальным правам, в практике которого существует множество вопросов, требующих разъяснения. Многиевладельцы товарных знаков, получившие подобные иски, пытаются сделать вид, что они действительно использовали свои товарные знаки и предоставляют для этого специально подготовленные документы. Однако не каждое использование товарного знака учитывается. Оно должно быть связано с введение товара в гражданский оборот.

К примеру, в 2013-м году компания «Nissan» требовала прекратить досрочно правовую охану товарного знака «INFINITI», которыйпринадлежал ООО «САН». Владельцы использовали его в отношении товаров и услуг, не связанных с производством автомобилей. А вот«Nissan» как раз в рекламе и продвижении автомобилей, то есть своей основной продукции.

Елена Беляева
Елена Беляева

Специалист по интеллектуальной собственности

Елена Беляева более 3 лет работает в области защиты интеллектуальной собственности. К ФПБ «Гардиум» присоединилась в 2015 году. Елена проводит патентный поиск и...

ООО «САН» в качестве доказательственной базы того, что она использовала этот товарный знак, собрала пакет документов о размещении обозначения на внутренних производственных и обслуживающих объектах, спецодежде сервисных инженеров, а также лицензионный договор о предоставлении права использования товарного знака «INFINITI». В связи с этим суд отказал истцу, но при дальнейшем рассмотрении дела вышестоящий суд указал, что само по себе заключение правообладателем гражданско-правовых сделок в отношении прав на товарный знак в отсутствие действий по фактическому введению товаров в гражданский оборот не может быть признано использованием товарного знака. Судом было отмечено, что товарный знак «INFINITI» использовался при введении в гражданский оборот только принтеров и плоек, а они не входили в перечень товаров и услуг, для которых этот знак зарегистрировали.


По материалам «Закон.ру»