Как запатентовать бренд?

Елена Беляева
Елена Беляева

Специалист по интеллектуальной собственности

Елена Беляева более 3 лет работает в области защиты интеллектуальной собственности. К ФПБ «Гардиум» присоединилась в 2015 году. Елена проводит патентный поиск и...

Подписка на информационную рассылку

Вы успешно работаете, сформировали любимые потребителями бренды. Внезапно появляются копирующие ваш стиль конкуренты. Превентивные меры в такой ситуации – получить патент на бренд. Или, говоря юридически правильным языком – свидетельства на товарный знак.

Что такое бренд, товарный знак или торговая марка?

В нормативных документах сам термин «бренд» никак не расшифровывается. Судебная практика использует терминологию из маркетинговых научных работ. Для общего понимания бренд – это индивидуальные признаки субъекта бизнеса в разнообразных формах и их совокупности. Выделяют словесную, графическую и даже звуковую форму бренда. Фактически бренд – это некое обозначение, которое ассоциируется у конечного потребителя с деятельностью или продуктом конкретного бизнеса.

Сталкиваясь с задачей запатентовать свой бренд обычно имеют ввиду фирменное наименование или товарный знак – объекты интеллектуальной собственности, которые подлежат регистрации в органах Роспатента. Иначе это можно назвать получением свидетельства о регистрации товарного знака.

Использовать свидетельство можно для защиты в суде.

  • Под товарным знаком в Гражданском кодексе понимают некое обозначение, которое служит средством индивидуализации товаров юрлиц и ИП, которое можно признать исключительным правом.
  • Фирменное название – тоже самое, но в отношении названия компании или продукта.

Важно: несмотря на регистрацию фирменного названия, никто не будет застрахован от регистрации юрлица с аналогичным названием.

В спорах между схожими обозначениями приоритет получает тот, кто первым подал заявку на регистрацию товарного знака в Роспатент.

Что можно и нужно запатентовать?

Под термином торговая марка сейчас понимают совокупность определенных обозначений, с помощью которых товар выделяется на рынке. Есть несколько видов обозначений, под которыми могут быть зарегистрированы торговые марки:

Бренд может включать в себя:

Важно: бренд – это не только название марки и ее логотип. Это совокупность различных текстовых и дизайнерских элементов.

Какие законы помогают компании защитить свой бренд?

Сталкиваясь с задачей запатентовать фирменное название или товарный знак, стоит как минимум изучить гл. 76 ГК РФ. Главные статьи, защищающие бренд:

Юристам будет необходимо изучить законы, связанные с интеллектуальным правом и средствами персонализации.

Можно изучить специальные методические рекомендации от Роспатента и не тратить время на исследование всех частей ГК по теме. Подробнее нужно читать в приказе Роспатента от 31.12.09 №197.

Регистрируем бренд - проверяем уникальность

Чтобы запатентовать любой бренд и не получить отказ, нужно избегать повторений и тождественности в элементах торгового знака.

Проверка онлайн-сервисами не гарантирует положительного решения по вашей торговой марке. Проверяется не только уникальность обозначения, но и прочие отличительные признаки, в том числе фонетика обозначения. Итоговое решение принимает эксперт Роспатента субъективно. Поэтому ориентироваться стоит на экспертное мнение специалиста, знакомого с методологией работы в этом управлении.

Если не проверить уникальность бренда еще до подачи заявления в Роспатент, можно потерять от 8 до 15 месяцев. Оплаченную госпошлину не возвращают. После отказа процесс регистрации придется повторять с первого шага.

Специалисты патентного бюро проверяют уникальность как с помощью экспресс-методов, так и с помощью глубоких проверок, взаимодействуя с экспертами. Изучаются все элементы торгового знака.

Что такое классы МКТУ

Разрабатывая элементы бренда, нужно учитывать так называемые классы МКТУ. Это специально разработанный классификатор из 34 классов товаров и 11 классов услуг.

Если в разработанном товарном знаке есть сходство с уже зарегистрированным брендом, то стоит проверить его по классификации. Регистрация будет допустимой, если имеющееся обозначение находится в ином классе.

Пример. Знак шампуня Orange уже зарегистрирован. Но получить свидетельство на сок Orange возможно, так как бренды действуют в разных классах.

Cейчас в каталоге МКТУ около 1200 страниц текста на листах А4.

Как грамотно подать заявление в Роспатент?

Процесс регистрации бренда проходит в несколько шагов. Вам понадобится:

Основные требования к заявлению из приказа Роспатента:

  • Заявление пишется только на русском языке (можно сделать дубликат на патент на иностранном языке)
  • Указываем почтовый адрес с индексом
  • Пишем название ООО или ИП, добавляем реквизиты

Не забудьте добавить словесное описание как логотипа, так и слогана. Если у слогана есть дизайнерские отличия, то их тоже нужно указать словесно. Например: слово «Превосходно» используется шрифтом таким-то, с виньетированием буквы «П», цветом в системе RGB номер такой-то.

Причины для отказа в патенте бренда

Запатентовать лейбл или иные отличительные признаки не получится, если ваша заявка на патент попадает под один или несколько признаков, перечисленных в статье ст. 1483 ГК РФ.

Частые ошибки в получении заявки на патент:

Сроки регистрации бренда в России

Стандартные сроки регистрации бренда в России по закону – 18 месяцев. На деле же процесс может затянуться на неопределенный период, так как заявление может вернуться на любом этапе.

Получить отказ в регистрации бренда компания может при формальной проверке, которая длится 1-2 месяца, либо во время полной проверки – 10-12 месяцев в органах Роспатента.

Затянуть срок может запрос дополнительных документов из Роспатента: у экспертов ФИПС могут появиться вопросы относительно вашего бренда. Вопрос направляется письмом, и у вас есть три месяца на ответ.

Наше патентное бюро предлагает максимально ускорить процесс регистрации бренда. Получить свидетельство можно по ускоренной схеме – за 10 месяцев. Процесс отработан, что подтверждают 7 000 клиентов, получившие свидетельство на товарный знак с нашей помощью.

Вся работа по регистрации бренда будет проходить через аттестованных патентных поверенных (подробнее в ст. 1247 ГК РФ). Вы получаете отчет о процессе регистрации бренда. Делопроизводство и все взаимодействие с представителями ФИПС мы берем на себя.