Что делать, если конкуренты нарушают ваши права на известный образ

Анфиса Игнатенко
Анфиса Игнатенко
Юрист

Недавно компания CD Land, владеющая правами на образ Ждуна, подала в суд на компанию «Играмир» за выпуск игрушек в виде этого существа. CD Land хочет взыскать 5 млн рублей. «Секрет» вместе с юристами составил инструкцию, как защитить запатентованное право на использование известного образа, узнаваемого логотипа или шрифта.

Теория

  • Проверить свои документы. В первую очередь нужно понять, всё ли у вас в порядке с правоустанавливающими документами, после чего вы уже вправе обратиться в правоохранительные органы.
  • Определить нарушителя. Чтобы защитить права на интеллектуальную собственность, для начала установите лицо, осуществляющее незаконное использование. Ответственными лицами являются в том числе фактический продавец контрафактной продукции и администратор сайта, на котором незаконно используются объекты интеллектуальных прав. Реквизиты компании-продавца, как правило, размещаются на самом сайте. Личность администратора можно установить с помощью сервиса WhoIs или у регистратора доменного имени.
  • Совершить контрольную закупку. Сделать контрольную закупку, которая позволит доказать факт введения товара в гражданский оборот. Если товар продают в интернет-магазине, необходимо обратиться к нотариусу для составления нотариального протокола осмотра веб-сайта и заверения соответствующих страниц сайта.
  • Предъявить письменную претензию. С июля 2017 года в случае возникновения подобной ситуации правообладатель обязан до подачи иска в суд предъявить нарушителю письменную претензию. При несоблюдении такого порядка исковое заявление вернут.
  • Пожаловаться в ФАС. Продажа товаров с незаконным использованием объектов интеллектуальной собственности — нарушение законодательства о защите конкуренции. Защита прав в данной сфере относится к ведомству Федеральной антимонопольной службы. Направляем жалобу с приложениями, просим провести проверку нарушителя на предмет нарушения антимонопольного законодательства и привлечь к административной ответственности. Если результат проверки окажется положительным, на виновника будет наложен штраф от 100 000 до 150 000 рублей.
  • Обратиться в суд. Правообладатель может обратиться в суд с требованием о возмещении убытков или о выплате компенсации только, если нарушитель 30 дней не отвечает на письменную претензию.
  • Получить исполнительный лист. По окончании судебного процесса необходимо получить в суде исполнительный лист и предъявить его в службу судебных приставов по месту нахождения ответчика. Получить деньги с проигравшей стороны обычно труднее, чем доказать суду свою правоту, в силу загруженности сотрудников ФССП и нежелания ответчика платить. С приставами нужно постоянно взаимодействовать и контролировать исполнительное производство до момента его завершения.
  • Возбудить уголовное дело. При повторном использовании чужого объекта или причинении правообладателю крупного финансового ущерба (более 1,5 млн рублей) необходимо обращаться в правоохранительные органы с заявлением о возбуждении уголовного дела.

Практика

Значимость и узнаваемость нашей торговой марки, конечно, не как у Zara, McDonald’s и Ждуна, но даже нас иногда копируют без получения согласия. Например, у метро «Бабушкинская» недавно открыли якобы наш магазин. В его оформлении использовали наш логотип и буквенное обозначение торговой марки. Никаких прав на использование зарегистрированных элементов у предпринимателя не было, как и подписанных с нами договоров коммерческой концессии. Эта точка отпугивала потенциальных франчайзи от работы на данной территории.

Как только мы узнали о существовании этого магазина, сразу подключили юристов, зафиксировали на фото и видео использование нашего торгового знака с указанием даты и времени съёмки, выяснили, какое юридическое лицо осуществляет торговлю под нашим брендом, составили претензию и направили её нарушителю. В итоге мы решили проблему во внесудебном порядке: все вывески и элементы внутреннего дизайна с нашим торговым знаком предприниматель демонтировал самостоятельно.


Читать в "Секрете фирмы"

Другие материалы автора

Право.ru

Мнение юриста: аудит объектов интеллектуальной собственности

Создание и использование объектов интеллектуальной собственности – одно из главных средств конкурентной борьбы. Их активный рост в общей системе активов предприятия требует не только рациональной организации, но и грамотного учета. Как правильно проводить аудит объектов интеллектуальной собственности? Об этом "Право.ru" рассказала Анфиса Игнатенко, юрист патентно-адвокатского бюро «Гардиум».

Будьте в курсе событий

Подпишитесь на информационную рассылку, чтобы получать уведомления об изменениях в законодательстве, заранее узнавать о новых правилах ФИПС и ценовых предложениях для наших клиентов.