Петербургская фирма "Р-лайн" требует от концерна Volkswagen 500 млн рублей за свой товарный знак

Виталий Тукманов
Виталий Тукманов
Руководитель проектов

Небольшая петербургская фирма "Р-лайн" подала иск к автоконцерну Volkswagen, требуя 500 млн рублей компенсации за использование своего товарного знака при продаже автомобилей.

Дело фирмы "Р-лайн", которая проектирует и собирает в Кронштадте легкомоторные спортивные самолеты, против Volkswagen 16 мая передано на рассмотрение в арбитражный суд Калуги, где зарегистрировано российское подразделение автоконцерна. Следующее заседание — в июне.

Контратака

Речь идет уже об ответном шаге на атаку Volkswagen на "Р-лайн", предпринятой еще в 2016 году, когда ООО "Фольксваген груп рус" потребовало от петербуржцев отказаться от права на товарный знак R-line. Он зарегистрирован еще в 2001 году по классу "транспортные средства; аппараты, перемещающиеся по земле, воде и воздуху". То есть с точки зрения закона самолет и машина не могут называться одинаково.

Правда, у самого автоконцерна пока никаких прав на этот товарный знак нет — заявка, которая рассматривалась Роспатентом с 2014 года в мае 2017-го была отклонена. Именно тогда Volkswagen, который уже несколько лет торгует машинами разных моделей в комплектациях R-Line, потребовал от петербургской фирмы отказаться от своего имени. Одновременно был подан иск в суд по интеллектуальным правам Москвы с требованием обязать Роспатент снова рассмотреть заявку на товарный знак. Этот суд 26 декабря 2016 года стал на сторону концерна и дал указание Роспатенту еще раз подумать над заявкой Volkswagen.

Но "Р-лайн" не собирается уступать своих прав на название, и Роспатент пока на его стороне. Преимуществом компании является то, что она зарегистрировала свой товарный знак еще в 2001 году, задолго до появления одноименной комплектации Volkswagen. "Р-лайн" уже 20 лет проектирует и строит под Кронштадтом легкомоторные самолеты. Автоконцерн же стремится доказать, что "Р-лайн" в течение 3 лет не использует этот товарный знак, но петербуржцы уже предоставили необходимые документы о его использовании. Правда, уточнить, сколько самолетов R-Line за последнее время было собрано в Кронштадте, в компании затруднились.

"Р-лайн" не стал дожидаться нового решения чиновников и сам перешел в наступление, подав встречный иск против "Фольксваген груп рус" с требованием компенсации и полных прав на использование наименования.

В компании говорят, что 500 млн рублей — это пока предварительные расчеты. Они примерно соответствуют общему объему продаж автомобилей Volkswagen в комплектации R-line. Сумма выглядит внушительно, особенно если учитывать, что годовая выручка "Р-лайна" составила в 2015 году 350 млн рублей, а чистая прибыль — 20 млн рублей. При этом львиную долю доходов фирме приносит вовсе не торговля самолетами, а логистический бизнес — основное направление работы "Р-лайна".

В российском представительстве Volkswagen к моменту сдачи статьи не нашлось специалиста, готового прокомментировать спор с "Р-лайн". Как только ответ на официальный запрос поступит в редакцию, "ДП" вернется к этой теме.

Руководитель проектов патентно-адвокатского бюро "Гардиум" Виталий Тукманов считает, что крайне маловероятно, что "Р-лайну" удастся получить компенсацию в таком размере, но если подтвердится факт, что петербургская компания раньше зарегистрировала товарный знак, то иск будет в целом удовлетворен.

Споры за названия

Volkswagen периодически судится с российскими предпринимателями за названия торговых марок. Один из первых и наиболее запоминающихся споров с автоконцерном случился в середине 2000-х годов. Тогда Volkswagen вывел на российский рынок представительский седан Phaeton и столкнулся с иском петербургского холдинга "Фаэтон", пытавшегося защитить свое имя. В результате затянувшегося судебного процесса Volkswagen удалось отсудить право на использование товарного знака Phaeton. Для того чтобы доказать, что компания тоже является автомобилестроителем, "Фаэтон" в 2003 году заказал у компании "Лаура-Спецавтомобили" бронированный джип "Фаэтон", который изготовили на основе Chevrolet Tahoe.

Несмотря на то что компания Сергея Снопка зарегистрировал свой товарный знак в середине 1990-х, дело кончилось победой гиганта. "Они наняли хорошую юридическую компанию по товарным знакам. В таких областях права, как патентное, выигрывают те юристы, которые максимально хорошо в этом ориентируются. Независимо от того, насколько ты прав, важно, насколько ты знаешь эту узкую область права. Это является ключевым", — рассказал Сергей Снопок.

Следующий вызов концерн бросил владельцу домена tiguan.ru, петербуржцу Руслану Колесникову. Он пытался доказать, что не является частным предпринимателем, а потому дело не может рассматриваться арбитражным судом, и что Tiguan — не изобретение Volkswagen, а самостоятельное сложное слово, обозначающее гибрид тигра и игуаны. По итогам разбирательств с петербуржца взыскали компенсацию в размере 250 тыс. рублей и запретили ему использование этого бренда в доменном имени.

В 2014 году пришлось защищаться уже самому концерну — украинская мыловаренная компания "Слобожанский мыловар" потребовала в московском суде лишить "Порше Руссланд" (входит в концерн Volkswagen) прав на марку Porsche по классу косметики. Дело в том, что автопроизводитель в свое время закрепил этот бренд за собой по всем возможным классам и украинцы не смогли провезти через границу свое мыло под маркой Poshe. Хотя название отличалось, чиновники решили, что кто-то из покупателей может спутать бренды.

Мыловарам пришлось также идти в наступление и требовать лишить "Порше Руссланд" прав на товарный знак Porsche. Эта история закончилась полюбовной договоренностью, и украинцы продают свое мыло в России. Правда, более известно покупателям оно не под брендом Poshe, а под собственной торговой маркой сети гипермаркетов "Лента" — "365".

Читать в "Деловом Петербурге"

Другие материалы автора

Retailer

Мундиаль оживляет стрит-ритейл

В преддверии чемпионата мира по футболу 2018 меняется структура стрит-ритейла, ассортимент магазинов и рынок труда. Изучаем основные тенденции вместе с экспертами.

Shopolog.ru

Минфин в рамках эксперимента ужесточит правила международной интернет-торговли

Минфин предлагает ввести статус уполномоченного оператора на рынке трансграничной Интернет-торговли. Для его получения компании должны соответствовать целому ряду требований, это следует из документа опубликованного на сайте проектов нормативных правовых актов

Гарант

Символическое использование товарного знака

Желая зарегистрировать свой товарный знак, предприниматель может столкнуться с тем, что схожее обозначение в отношении однородных товаров уже зарегистрировано другим лицом.

Будьте в курсе событий

Подпишитесь на информационную рассылку, чтобы получать уведомления об изменениях в законодательстве, заранее узнавать о новых правилах ФИПС и ценовых предложениях для наших клиентов.