Сходные товарные знаки. Как устранить препятствие?

Евгений Гусев
Евгений Гусев
Руководитель проектов

В условиях возрастающего количества правовых конфликтов бизнес все больше внимания уделяет безопасности своего бренда и пресечению паразитирования недобросовестными конкурентами на его репутации. Одним из символов гудвилла является такое средство индивидуализации как товарный знак, который позволяет потребителю отличать конкретное предприятие от аналогов.

Наряду с правовой защитой материальных активов бизнеса российское законодательство гарантирует охрану товарного знака. Для этого необходимо пройти процедуру государственной регистрации товарного знака в Федеральной службе по интеллектуальной собственности (Роспатенте). Первоочередным требованием, предъявляемым к подаваемому на регистрацию обозначению, является наличие у него различительной способности, позволяющей потребителям ассоциировать его с конкретным брендом или производителем. Однако основным препятствием, с которым в данном случае сталкиваются предприниматели, становится существование уже зарегистрированных другими лицами сходных товарных знаков. Зачастую предприниматели просто не знают об их существовании, что приводит к финансовым потерям, связанным с вложениями в «раскрутку» бренда. К сожалению, «чистых», не зарегистрированных за кем-либо обозначений, остается не так уж много.

Административный порядок

Одним из вариантов решения в сложившейся ситуации может стать оспаривание зарегистрированного ранее, то есть препятствующего знака. Обратившись в Палату по патентным спорам, заинтересованному лицу придется доказать, что оно начало использовать свое изображение раньше, чем конкурент его зарегистрировал.

Так, по это причине в 2016 году была признана недействительной регистрации товарных знаков «УралОйл» и «UralOil». Они принадлежали компании ЗАО Объединение «Уралзолото ПФК» и были предназначены для индивидуализации автозаправочных станций. Инициатором разбирательства стало ООО «УРАЛОЙЛ», основным видом деятельности которого являются услуги по заправке автотранспорта. При этом данное юридическое лицо было зарегистрировано и оказывало соответствующие услуги ранее даты приоритета оспариваемых товарных знаков.

Судебное разбирательство

Если же товарный знак не используется непрерывно в течение любых 3 лет после его регистрации, то в соответствии с п. 1 ст. 1486 ГК РФ его правовую охрану можно прекратить досрочно. Для такой категории дел предусмотрен судебный порядок рассмотрения. Соответствующие заявления подаются заинтересованными лицами в Суд по интеллектуальным правам. Особенность таких дел состоит в том, что владельцы товарных знаков, к которым предъявлен иск, зачастую пытаются создать видимость использования своего товарного знака и представляют в суд специально подготовленные для этого документы. Между тем, учитывается не любое использование товарного знака правообладателем, а лишь совершение действий, непосредственно связанных с введением товара в гражданский оборот.

В 2013 году компания «Nissan» подала иск к ООО «САН» с требованием о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака «INFINITI», зарегистрированного в отношении товаров и услуг, хотя и не связанных с производством автомобилей, но используемых «Nissan» в рекламе и в продвижении основной продукции. При первоначальном рассмотрении дела нижестоящие суды отказали в удовлетворении исковых требований, исходя из того, что ООО «САН» представила достаточно доказательств использования товарного знака – бланки документов, доказательства размещения товарного знака на внутренних производственных и обслуживающих объектах, спецодежде сервисных инженеров и лицензионный договор о предоставлении права использования товарного знака ««INFINITI».

В свою очередь, вышестоящий суд не согласился с этим и направил дело на новое рассмотрение. В итоге Суд по интеллектуальным правам удовлетворил исковые требования заявителя, отметив, что обозначение «INFINITI» использовалось ответчиком только при введении в гражданский оборот принтеров и плоттеров, которые не входят в перечень товаров, в отношении которых был зарегистрирован товарный знак.

Читать на Zakon.ru

Другие материалы автора

Zakon.ru

Преимущества внесения товарного знака в ТРОИС

Незаконно используя чужой товарный знак, производители контрафакта фактически паразитируют на репутации добросовестных компаний, вложивших немалые средства в продвижение своего бренда и несущих убытки из-за падения продаж оригинальной продукции.

Forbes

Честь и достоинство: тонкости защиты деловой репутации

Публикации — как в СМИ, так и в социальных сетях — нередко заканчиваются разбирательством в суде. В чем особенность исков о защите деловой репутации и в каком случае истец может рассчитывать на денежную компенсацию?

Будьте в курсе событий

Подпишитесь на информационную рассылку, чтобы получать уведомления об изменениях в законодательстве, заранее узнавать о новых правилах ФИПС и ценовых предложениях для наших клиентов.