Защита и регистрация слогана или фразы

Наталья Епифанцева
Наталья Епифанцева

Патентный поверенный № 1841

Наталья более 3 лет работает в области защиты интеллектуальной собственности. Она присоединилась к ФПБ «Гардиум» в 2015 году, ранее работала экспертом по интелл...

Рекламные слоганы является средствами индивидуализации компаний и их продуктов наряду с торговыми марками, логотипами, фирменными наименованиями, коммерческими обозначениями и другими элементами бренда. Главной функцией слогана является формирование и поддержание образа и узнаваемости среди целевой аудитории. Далеко не многие слоганы становятся крылатыми на рынке, но если индивидуализирующее словосочетание «укоренилось» среди покупателей или клиентов, популярность бренда может расти в географической прогрессии достаточно долгое время.

Как защитить слоган?

Слоганы, также как и названия произведения, отдельные слова или оригинальные слова не относятся к объектам авторских прав, а значит, защита исключительных прав на них не возникает с момента их создания (разработки). Законодатель не отнес слоганы к объектам авторских прав, перечень которых представлен в статье 1259 Гражданского Кодекса РФ. Судебные органы также не относят отдельные словосочетания, к которым принадлежат и слоганы к объекту авторских прав (Международная классификация товаров и услуг состоит из 45 классов: с 1 по 34 классы МКТУ составляют товары, а с 35 по 45 классы — услуги. Заглавия классов МКТУ указывают в самых общих чертах те области, к которым товары и услуги относятся. Международная классификация товаров и услуг (МКТУ) используется в 151 стране.).

Таким образом, защита слогана как средство индивидуализации как продукта, так и компании в целом, возникает только с момента регистрации слогана в качестве словесного товарного знака. То есть получить исключительные права на слоган можно только зарегистрировав его в Роспатенте (Федеральном институте промышленной собственности) в качестве товарного знака.

Действие регистрации слогана будет ограничено территорией страны, в которой получено свидетельство. Срок регистрации слогана составит 10 лет с момента подачи заявки в Роспатент. По истечении данного срока регистрация фразы может быть продлена также на 10 лет.

Обратите внимание, что при регистрации товарного знака нужно будет выбрать виды деятельности, в отношении которых будет проходить защита слогана. Все виды деятельности делятся на 45 классов МКТУ (Международная классификация товаров и услуг ). В настоящий момент действует 10-я редакция МКТУ.

Процедура регистрации слогана аналогичная процедуре регистрации товарного знака.

Самые знаменитые слоганы, зарегистрированные на территории России по мнению патентно-адвокатского бюро «Гардиум».

Слоганы Торговая марка Номер товарного знака Правообладатель
Не тормози. Сникерсни! 423225 Марс Инкорпорейтед
Найдется все 309375 Общество с ограниченной ответственностью «Яндекс»
Жизнь – хорошая штука, как ни крути! 275847 Закрытое акционерное общество "Мултон"
Бери от жизни все 198406 ПепсиКо, Инк.
Танки грязи не боятся 290015 Открытое акционерное общество "КАМАЗ"
Попробуй радугу 371183 Вм.Ригли Дж.Компани
Zoom-Zoom 247696 МАЗДА МОТОР КОРПОРЕЙШН
Мне нужен перерыв!
Пальчики оближешь 144872 Кентукки Фрайд Чикен Интернэшенэл Холдингс, Инк.
  • Слоганы: Не тормози. Сникерсни!
    Торговая марка:
    Номер товарного знака : 423225
    Правообладатель: Марс Инкорпорейтед
  • Слоганы: Найдется все
    Торговая марка:
    Номер товарного знака : 309375
    Правообладатель: Общество с ограниченной ответственностью «Яндекс»
  • Слоганы: Жизнь – хорошая штука, как ни крути!
    Торговая марка:
    Номер товарного знака : 275847
    Правообладатель: Закрытое акционерное общество "Мултон"
  • Слоганы: Бери от жизни все
    Торговая марка:
    Номер товарного знака : 198406
    Правообладатель: ПепсиКо, Инк.
  • Слоганы: Танки грязи не боятся
    Торговая марка:
    Номер товарного знака : 290015
    Правообладатель: Открытое акционерное общество "КАМАЗ"
  • Слоганы: Попробуй радугу
    Торговая марка:
    Номер товарного знака : 371183
    Правообладатель: Вм.Ригли Дж.Компани
  • Слоганы: Zoom-Zoom
    Торговая марка:
    Номер товарного знака : 247696
    Правообладатель: МАЗДА МОТОР КОРПОРЕЙШН
  • Слоганы: Мне нужен перерыв!
    Торговая марка:
    Номер товарного знака :
    Правообладатель:
  • Слоганы: Пальчики оближешь
    Торговая марка:
    Номер товарного знака : 144872
    Правообладатель: Кентукки Фрайд Чикен Интернэшенэл Холдингс, Инк.

Что будет, если Вы не зарегистрируете свой слоган?

Если Вы все еще думаете, регистрировать ли свой слоган или продолжать вкладывать средства и время в его развитие без регистрации? Поторопитесь, ведь права на слоганы, получившие популярность среди целевой аудитории, может оформить вовсе не их первоначальные владельцы.

Например, исключительные права на слоган Connecting people на территории России имеет не Nokia, а Компания «Омсквинпром», которая в 2006 году в классах МКТУ безалкогольных и алкогольных напитков получила регистрацию своего товарного знака №341447. Эта же компания является владельцем слогана «Уверенность в завтрашнем дне» (товарный знак №342388).