Как доказать использование чужого средства индивидуализации?

Ни одна компания не может быть застрахована от возникновения случая, когда ей предъявят обвинения в использовании чужого товарного знака, коммерческого обозначения или фирменного наименования. Для того, чтобы суд признал этот факт и привлек нарушителя к ответственности, истцу необходимо доказать совокупность 3 факта в совокупности.

№ 1. Сходство до степени смешения

Это означает, что объекты ассоциируются с друг другом и таким образом вводят потребителей в заблуждение касательного того, кто произвел продукции. Это запрещается законодательством Российской Федерации. Чтобы не допустить однородности товарных знаков, когда еще только подается заявка на регистрацию, сотрудники Роспатента проверяют, не существует ли уже аналогичные. Дата подачи заявки считается датой приоритета товарного знака.

Фирменное наименование также регистрируется, но в налоговой службе. Однако наличие аналогов здесь не проверяется. Поиск сходных наименований рекомендуется проводить самостоятельно через сайт ФНС, который находится в открытом доступе.

Виталий Тукманов
Виталий Тукманов

Руководитель проектов

Виталий имеет более 7 лет юридической практики. Он присоединился к патентно-адвокатскому бюро «Гардиум» в 2012 году.

Что касается коммерческого обозначения, то его ни одна служба не регистрирует и закон не обязывает этого делать. Для него также рекомендуется проводить самостоятельный поиск в интернете.

Пример: в споре между компанией, которая конструирует и создаёт высокотехнологичные медицинские изделия, и научно-исследовательской лабораторией судебная коллегия признала сходство товарных знаков «РИТМСКЭНАР» и «СКЭНАР». Следовательно, это использование чужого товарного знака. 

№ 2. Однородность продукта

Говоря о сходстве до степени смешения, следует иметь ввиду, что оно может иметь отношение только к той продукции, которая однородна. Именно поэтому в свидетельстве на товарный знак прописывается перечень товаров и услуг, которые будут использованы для обозначения.

У фирменного наименования и коммерческого обозначения такой опции нет. В момент судебного заседания придется доказать однородность. С этой целью используются договоры оказания услуг, сертификаты, награды, лицензии, материалы из прессы и прочее. 

Члены судебного органа будут сравнивать деятельность и пытаться понять, не возникнет ли у потребителя путаницы. Сходство не всегда, как говорится, налицо. К примеру, гостиницы как правило открывают на территории своего помещения рестораны, которые могут являться отдельным видом предпринимательской деятельности.

Пример: известный общественности товарный знак «Чистая линия» был зарегистрирован в том числе и для производства мороженного, однако использовался только для косметических средств. Другая компания, которая действительно специализировалась на мороженном, была вынуждена аннулировать это обозначение в отношении мороженного, чтобы иметь возможность реализации.

№ 3. Приоритет по дате использования

Здесь все элементарно. Суду необходимо понимать, что стал использовать спорное средство индивидуализации ранее другого. Это показывают договоры, коммерческие предложения, рекламные брошюры и др. 

Важно понимать, что если коммерческое обозначение не использовалось в течение одного года, то исключительное право на него у предпринимателя исчезает.

Пример: Две компании, которые занимались производством дверных систем, имели одинаковое фирменное наименование, но были зарегистрированы в разные промежутки времени. Конечно, закон встал на сторону того, кто осуществил это раньше, а вторую сторону обязал прекратить использование чужого фирменного наименования.

* По материалам «Клерк.ру»