НАДЁЖНОСТЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ФЕДЕРАЛЬНОМ МАСШТАБЕ

Что такое наименование места происхождения товара?

Бесплатная
видеоконсультация
Алексей Абрамов
Алексей Абрамов

Управляющий партнер, патентный поверенный № 2003

Согласно статье 1516 ГК РФ, наименование места происхождения товара (НМПТ) – это обозначение, представляющее собой либо содержащее наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта:

  • современное или историческое,
  • официальное или неофициальное,
  • полное или сокращенное.

Также НМПТ – это обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами.

Наименование места происхождения товара – это средство индивидуализации, также как и товарный знак. Но между НМПТ и товарным знаком, содержащим географическое наименование, есть принципиальные отличия.

Отличия НМПТ и географического товарного знака

НМПТ Географический товарный знак
Условия регистрации Компания должна в определенной местности производить товар, особые характеристики которого обусловлены природными условиями или людскими факторами данной местности. Компания-производитель должна находиться в той местности, название которой она хочет зарегистрировать в качестве товарного знака. Требований к продукции нет.
Кто может быть правообладателем Правообладателями НМПТ может становиться неограниченное количество лиц, если товар, который они производят, соответствует этим характеристикам. Закрепляется (регистрируется) за одним юридическим лицом, либо за объединением лиц, которое и становится правообладателем.

Примеры наименований мест происхождения товара

Обозначение Номер регистрации Правообладатель
АРХЫЗ 52 ЗАО «Висма» с филиалом ЗАО «Висма» в п. Архыз Зеленчукского р-на КЧР», ЗАО «АКВАЛАЙН», ЗАО «УРУПСКОЕ ШАХТОСТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ», ООО «Нарзан»
ДЕРБЕНТ 105 ООО «Дербентский коньячный комбинат», ООО «ДЕРБЕНТСКИЙ ВИННО-КОНЬЯЧНЫЙ КОМБИНАТ»
СЫР АДЫГЕЙСКИЙ 74 ООО «Молзавод "Шовгеновский», ООО Молочный завод «Гиагинский», ООО «Тамбовский», ООО «Красногвардейский Молочный Завод», ООО «Адыгейский молочный завод»
ЛУХОВИЦКИЙ ОГУРЕЦ 155 «Ассоциация производителей Луховицких огурцов»

Регистрация НМПТ за рубежом

Наименование места происхождения товара
  • Комплексные услуги по регистрации
Показать подробности

Если вы решили зарегистрировать НМПТ за рубежом, то изначально потребуется пройти регистрацию в Роспатенте. Для этого необходимо подать заявку в службу Роспатента, направив ее по почте либо лично. Вы вправе действовать через представителя, оформив доверенность. Затем следует дождаться проведения:

  • формальной экспертизы наименования места происхождения товара (до 2 месяцев);
  • экспертизы заявленного обозначения (до 1 года).

Как только будет принято положительное решение по вашей заявке и зарегистрировано НМПТ, вам выдадут регистрационное свидетельство, подтверждающее ваше право на заявленное наименование в России.

Далее нужно направить заявку (в зависимости от выбранной страны) в:

  • Евразийское патентное ведомство (ЕАПВ);
  • Европейское патентное ведомство (ЕПВ).
Комментарии временно не доступны

Личный кабинет

Уникальный веб-сервис для управления интеллектуальной собственностью

Нам доверяют 12 000 клиентов

Наши достижения

Почему выбирают нас:

  • входим в число лучших юридических фирм в области ИС по версии рейтингов «Право.ру» и «Коммерсанта»
  • находимся в международном рейтинге Best Lawyers Russia
  • являемся официально аккредитованным партнером Российского Экспортного Центра
  • входим в международную ассоциацию по товарным знакам INTA (ИНТА)
ТОП-10

в рейтинге Роспатента по количеству поданных заявок

16 лет

успешной практики
в России и за рубежом

12 000

довольных клиентов: «Газпром», «УАЗ», «ПИК»

17 000

зарегистрированных объектов интеллектуальной собственности

Мы являемся частью консалтинговой группы WiseAdvice, которая оказывает услуги для развития бизнеса клиентов. Подробнее о консалтинговой группе

Специалисты бюро имеют опыт работы в Федеральном институте промышленной собственности, иных ведомствах и государственных органах.

Книга в подарок
Книга в подарок

Товарный знак
для вашего бизнеса

Краткое руководство по товарному знаку как основному элементу брендинга вашей компании