Мундиаль оживляет стрит-ритейл

Виталий Тукманов
Виталий Тукманов
Руководитель проектов

В преддверии чемпионата мира по футболу 2018 меняется структура стрит-ритейла, ассортимент магазинов и рынок труда. Изучаем основные тенденции вместе с экспертами.

По данным компании JLL, в 1 квартале 2018 года доля свободных помещений на главных торговых улицах Петербурга выросла до 7,5%. Это максимум с осени 2015 года. Рост вакантности, как отмечают в компании, связан с закрытием небольших несетевых арендаторов. В 1-м квартале 2018 года закрылось на 14% арендаторов стрит-ритейла больше, чем открылось. Эксперты связывают это с приближающимся чемпионатом мира по футболу.

Елена Беляева
Елена Беляева

Специалист по интеллектуальной собственности

Елена Беляева более 3 лет работает в области защиты интеллектуальной собственности. К ФПБ «Гардиум» присоединилась в 2015 году.

«Освободившиеся в 1-м квартале помещения долго пустовать не будут, – убежден Владислав Фадеев, руководитель отдела исследований компании JLL в Санкт-Петербурге, – они будут заняты в апреле-мае. На повышенный спрос в период мундиаля рассчитывают заведения общепита, магазины алкогольной продукции и кондитерских изделий. Именно в этих сегментах наблюдалось превышение открытий над закрытиями».

По мнению представителей JLL, в Москве отмечаются иные тренды. На столичный рынок больше влияют долгосрочные факторы, такие как реконструкция улиц и запрет парковки, чем приближающийся чемпионат. Как сообщили в компании, доля свободных помещений на основных торговых улицах Москве в 1 квартале 2018 года, наоборот, сократилась и составила 8,4%. Именно такой она была в начале 2017 года, когда показатель достиг минимума перед летней реконструкцией главных столичных улиц.

Главный тренд московского стрит-ритейла – это увеличение доли ресторанов и кафе до 33,5% при снижении объема fashion-операторов, – отмечает Юлия Назарова, руководитель отдела стрит-ритейла JLL в Москве.

По словам Оксаны Копыловой, руководителя направления аналитики торговой и складской недвижимости компании JLL, основные ресторанные улицы Москвы уже сейчас имеют минимальную вакантность: порядка 3% на Покровке, Мясницкой и в районе Патриарших прудов, а в Камергерском переулке свободные помещения вообще отсутствуют. Это означает, что нет возможностей для открытия новых объектов. ЧМ-2018 вряд ли повлияет на ситуацию в силу краткосрочности. Максимум, что можно ожидать — появления временных торговых точек, например, pop-up магазинов, которые ориентированы на возросший туристический трафик.

Другая точка зрения у представителей компании Colliers International. По их словам, во втором квартале 2018 года мундиаль окажет существенное влияние на столичный рынок стрит-ритейла. Наплыв туристов повлияет и на активности арендаторов, и на уровень вакантности. В компании прогнозируют сокращение свободных площадей на наиболее популярных туристических улицах: Арбате и Новом Арбате, Никольской, Тверской, Большой Дмитровке, Петровке и других. Также ожидают кратковременный рост арендных ставок на 10-20%.

В общепите растет конкуренция

«Опыт предыдущих ЧМ показывает, что наибольший рост доходов в период проведения соревнований приходится на такие сферы потребительского рынка, как фастфуд, еда на вынос, бары, кафе, а также сувенирная продукция, связанная со страной-организатором турнира, – комментирует Екатерина Подлесных, руководитель департамента стрит-ритейла по России Colliers International. – Представители именно этих сфер будут наиболее активны в преддверие чемпионата».

Рестораторы активно занимаются установкой специализированного оборудования для трансляций ЧМ-2018. Спрос на цифровые решения начал расти еще осенью 2017 года, в течение последнего полугода динамика составляла примерно плюс 5-7% в месяц – отмечают в компании Interactive Group. В феврале–марте 2018 произошел резкий скачок. На сегодняшний день среднее увеличение спроса по сравнению с тем же периодом прошлого года составило 42%. При этом 37% приходится на долю конфигураций с одним или несколькими мониторами, позволяющими не только транслировать или воспроизводить сюжеты в записи, но и создавать сценарии с включением спецпредложений и выведением на экран меню.

Повышение спроса на digital-решения специалисты компании связывают с ростом конкуренции среди ресторанов и стремлением максимально эффективно использовать возможности трансляции матчей для увеличения количества посетителей и повышения среднего чека.

«C одной стороны, ЧМ-2018 ожидаемо обеспечит барам, ресторанам и кафе приток большого числа посетителей, с другой – конкуренция во время проведения чемпионата будет необыкновенно высокой, – говорит Анастасия Розанова, генеральный директор Interactive Group. – Владельцы заведений общепита делают упор на возможности качественной трансляции матчей. Сейчас мы наблюдаем, что даже в тех местах, где оборудование уже было установлено, происходит замена на новые, более современные цифровые решения – это способ и выделиться среди конкурентов, и увеличить объем заказанных блюд, и избежать технических накладок во время трансляции».

Глобально на рынок ритейла ЧМ-2018 повлияет в большей степени в плане доходов, – считает генеральный директор компании «Рент-Инвест» Дмитрий Караваев. Сама структура не претерпела существенных изменений, чего не сказать о рынке гостиниц и отелей. Помещения на главных торговых коридорах в крупных городах стали дороже, выросла аренда и за нестационарное размещение фуд-траков и небольших магазинов на колесах. Ожидается, что высоким спросом и максимально экономической эффективностью станут временные ярмарки с едой, сувенирной продукцией, национальными продуктами, которые разместятся на центральных площадях всех городов, принимающих игры чемпионата.

Продавцы делают ставку на сувениры и акции

Ритейлеры подтверждают, что рассчитывают увеличить доходы за счет продажи сувенирной продукции с символикой чемпионата мира и проведения приуроченных к событию акций.

Борис Зак, основатель московских магазинов «Плюшкин-Вилль» отмечает, что уже сейчас клиенты проявляют повышенный интерес к товарам футбольной тематики, а ближе к чемпионату мира в компании ожидают всплеск спроса на официальную символику: «В настоящий момент хорошо берут товары, связанные с футболом, но без символики чемпионата мира. Например, картины и сувенирное мыло с символикой российских футбольных клубов. 

В момент проведения мундиаля наибольшим спросом должны пользоваться плюшевые игрушки, фигурки, кепки, брелки».

В «Связном» в рамках чемпионата мира по футболу 2018 расширяют ассортимент аксессуаров с фирменной символикой чемпионата. Например, чехлы в фирменном стиле будут представлены для смартфонов Samsung Galaxy и iPhone X. «За счет расширения ассортимента мы планируем увеличить продажи на 20% в категории «аксессуары» в период с мая по июнь 2018 года», – сообщила ведущий специалист по связям с общественностью компании Кристина Арустамова.

«Компания KIA – официальный партнер чемпионата мира по футболу 2018. В связи с этим во всех автосалонах KIA этой весной проводятся тематические клиентские мероприятия, – рассказывает Максим Зиновьев, генеральный директор «АвтоСпецЦентр KIA Марьино». – В марте и апреле среди клиентов, прошедших тест-драйв автомобилей, мы разыгрываем билеты на ЧМ-2018 и брендированные футбольные мячи. Первые покупатели KIA Stinger также принимают участие в розыгрыше VIP-билетов на чемпионат».

«Если ритейлер планирует использовать символику ЧМ-2018, ему следует иметь в виду, что производство и реализация товаров с ней без согласия официального представителя будут считаться незаконными, – предупреждает Виталий Тукманов, руководитель проектов патентно-адвокатского бюро «Гардиум» Такая продукция будет признана контрафактной и подлежит уничтожению, а ее владельца обяжут возместить убытки или выплатить компенсацию в размере от 10 тысяч до 5 миллионов рублей. Кроме того, ему может грозить и уголовная ответственность». Получить согласие официального представителя возможно путем подписания с ним лицензионного договора. Для третьих лиц такой договор приобретает силу после регистрации в Федеральной службе по интеллектуальной собственности.

Меняется рынок труда

В каждом из городов, принимающих матчи чемпионата мира, мы наблюдаем подготовку ритейлеров по всем фронтам, – комментирует Екатерина Муромцева, руководитель коммерческого департамента компании «СТС ГРУПП». Места активного пешеходного трафика преобразуются в гигантские фан-зоны с повышенной концентрацией объектов пищевого ритейла, сувенирной розницы, заведений общепита. Сюда же стягиваются продавцы косметики, парфюмерии, спортивных товаров.

Магазины в рамках городских программ приводятся к единому дизайн-коду: исторические фасады зданий, в которых расположены торговые точки, избавляются от рекламного «шанхая», вводятся общие стандарты навигации, оформления витрин, освещения. Открываются фирменные магазины FIFA. В ассортимент торговых сетей-партнеров включается лицензированная продукция с символикой чемпионата мира. Средняя и мелкая розница пополняет и расширяет перечни товаров с местным — региональным и российским — колоритом. Пересматриваются выкладка, логистика и способы поддержки ассортимента.

«Уже сейчас мы видим рост потребности в линейном и обслуживающем персонале, – продолжает г-жа Муромцева. – В безусловных лидерах – продуктовая розница и общепит. В планах большинства торговых предприятий на май-июль – увеличение кадрового резерва на 20-30%, корректировка объемов оказания услуг и режима работы. Многие ритейлеры готовы к переходу на круглосуточный режим».

Наибольшее число вакансий открывается на позиции продавцов, кассиров, мерчандайзеров, супервайзеров, промоутеров. Особенно востребованы сотрудники, владеющие иностранными языками. В тоже время в периоды подобных масштабных мероприятий значительно возрастает доля интернет-продаж. Фанаты переходят в онлайн-режим хождения по магазинам, а ритейл, совершенствуя приложения, укрепляет штат упаковщиков, комплектовщиков, службы сопровождения и доставки, – считают в «СТС ГРУПП».

По разным прогнозам, количество гостей столицы в период проведения ЧМ по футболу составит порядка 1-1,5 млн человек. В Санкт-Петербурге ожидают около 400 тысяч болельщиков. Напомним, что первые игры чемпионата состоятся в середине июня.

Источник: «RETAILER.ru»

Другие материалы автора

Shopolog.ru

Минфин в рамках эксперимента ужесточит правила международной интернет-торговли

Минфин предлагает ввести статус уполномоченного оператора на рынке трансграничной Интернет-торговли. Для его получения компании должны соответствовать целому ряду требований, это следует из документа опубликованного на сайте проектов нормативных правовых актов

Гарант

Символическое использование товарного знака

Желая зарегистрировать свой товарный знак, предприниматель может столкнуться с тем, что схожее обозначение в отношении однородных товаров уже зарегистрировано другим лицом.

Будьте в курсе событий

Подпишитесь на информационную рассылку, чтобы получать уведомления об изменениях в законодательстве, заранее узнавать о новых правилах ФИПС и ценовых предложениях для наших клиентов.