Защита ноу-хау (секрета производства)

Ноу-хау или секрет производства – это знания о том, как осуществляется профессиональная деятельность, имеющие потенциальную коммерческую ценность. Эти знания могут быть производственными, техническими, экономическими, организационными или любыми другими. Самое главное, они должны быть неизвестными третьим лицам, и их обладатель должен принимать меры для сохранения их в тайне.

Именно по причине необходимости сохранять ноу-хау в тайне оно не подлежит регистрации (статья 1467 ГК РФ)

Ноу-хау перестает действовать, если сведения, его составляющие, теряют конфиденциальность и становятся известны третьим лицам.

Как защитить ноу-хау

Для защиты ноу-хау в компании обязательно должен быть введен режим коммерческой тайны. Чтобы такой режим считался введенным, должны быть соблюдены требования, прописанные в Федеральном законе №98-ФЗ "О коммерческой тайне"

Для соблюдения этих требований должны быть оформлены определенные документы, такие, как положение о коммерческой тайне, приказ о введении в компании режима коммерческой тайны, перечень или журнал учета лиц, имеющих доступ к конфиденциальной информации, и так далее.

Кроме того, непосредственно для защиты ноу-хау необходимо оформить документы о его создании, например, служебное задание и акт о его выполнении. Также потребуется оформить документ, подтверждающий то, что режим коммерческой тайны распространяется на ноу-хау и содержащий порядок его использования. Этот документ позволит присваивать документам содержащим сведения о ноу-хау гриф «конфиденциально».

Передача ноу-хау

Согласно российскому законодательству передать ноу-хау можно с помощью лицензионного договора. При этом при передаче ноу-хау существует риски утраты статуса ноу-хау. Правообладателю перед заключением договора приходится раскрывать ноу-хау возможному лицензиату. Есть вероятность, что, получив информацию, вторая сторона откажется от договора, но сможет ее использовать для получения выгоды или раскрыть третьим лицам.

Чтобы избежать этого риска, нужно заключить один из предлицензионных договоров.

Первый вариант такого договора – это договор о конфиденциальности. Он обязывает лицензиата сохранять конфиденциальность ноу-хау, и передавать информацию только тем работникам, которым она будет необходима для работы. Эти работники должны будут подписать соглашение о неразглашении информации. Важно включить в этот договор условие о том, что сохранять конфиденциальность лицензиат должен будет и по истечении срока действия договора и в случае, если договор так и не будет заключен.

Второй вариант – это опционный договор. Стороны договариваются о том, что обязуются в будущем заключить лицензионный договор. При этом будущий лицензиат получает возможность провести испытание ноу-хау, сделав единовременный платеж его обладателю. В опционном договоре указывается, что использовать ноу-хау лицензиат может только для испытания, а в случае отказа заключать будущий договор не имеет права разглашать или использовать полученную информацию.

Как ведущие компании защищают свои ноу-хау

Ирина Резникова
Ирина Резникова

Руководитель Управления правовой защиты, Патентный поверенный № 1947

Патентный поверенный № 1947. Более 17 лет юридической практики.

Подписка на информационную рассылку

С утечками постоянно борются технологические компании и производители электроники, но они все равно происходят. Например, в 2014 году бывший сотрудник LG передал китайскому конкуренту компании 1200 секретных документов, касающихся технологии производства плазменных панелей. Китайская компания применила полученные сведения в своем производстве.

В Apple тщательно стараются сохранить в тайне детали новых продуктов компании. Для этого нанимают специальных сотрудников, которые должны обеспечивать конфиденциальность производства в Китае, хотя это и не помогает. Чтобы снизить вероятность утечек при работе с партнерами-производителями в соглашениях о конфиденциальности Apple просит в документации не использовать название компании, заменив его на кодовое слово. 

Проекты также имеют кодовое название, не раскрывающее его сути, например, «Проект Оникс». Сотрудники компаний партнеров допускаются к работе над конфиденциальными документами только после того, как они пройдут идентификацию, уничтожать эти документы нужно тоже определенным способом. В соглашении указывается, что Apple в любое время может прийти с проверкой соблюдения условий соглашения. Если выяснится, что какие-то пункты нарушаются, партнеры должны будут заплатить 135 000 долларов компенсации.

Еще один пример того, какие серьезные меры принимают компании для сохранения ноу-хау, демонстрирует Coca-Cola.

Чтобы держать в тайне рецепт оригинального напитка, его формулу разделили на две части, каждую из которых знает только один человек, причем кто именно держится в секрете. Эти люди должны быть незнакомы между собой и проживать в разных штатах. Формула целиком хранится в банковской ячейке, открыть которую можно только по решению совета директоров компании.

Обращайтесь к профессионалам!