+7 495 134 14 62
info@gardium.ru

/

+7 495 665 82 58
Личный кабинет

Федеральная антимонопольная служба (ФАС)

1 382
0 комментариев
9 минут
Денис Волков
Денис Волков
Ведущий юрист по интеллектуальному праву, патентный поверенный №2424

Антимонопольная служба охраняет честную конкуренцию в России. Например, если реклама вводит потребителя в заблуждение, компанию обяжут ее прекратить. Или если монополист решит необоснованно поднять цены на рынке, пользуясь своим доминирующим положением, ФАС может его оштрафовать.

Адвокаты и юристы Гардиума

Обратиться в службу может любой: предприниматель, потребитель, компания-конкурент или даже журналист из местной газеты. По каждому зарегистрированному обращению антимонопольный орган обязан провести проверку.

В статье расскажем о том какую функцию выполняет ФАС и как бизнесу избежать лишних проверок.

Основные функции ФАС

Федеральная антимонопольная служба (сокращенно – ФАС) – это специализированный орган исполнительной власти, который выполняет ряд функций:

  • Рассмотрение и введение в практику нормативных актов различной направленности.
  • Контроль конкуренции на рынке.
  • Контроль конкуренции в сфере предоставления финансовых услуг.
  • Контроль деятельности монопольных предприятий.

В настоящее время на территории России функционируют 84 подразделения в каждом регионе.

Полномочия ФАС

Федеральная антимонопольная служба представляет собой особый орган, цель которого состоит в поддержании честной конкуренции на рынке. Другими словами, ФАС контролирует, чтобы предприятия не нарушали права конкурентов и потребителей. Причем речь идет о любых конкурентах, не только о прямых. Например, производители сахара – это прямые конкуренты, а производители сахара и его заменителя – косвенные.

ФАС контролирует сферу ценообразования на товары или услуги. Также в сферу деятельности ФАС входит контроль избыточного роста монополистов на территории России.

ФАС пресекает любые правонарушения со стороны предприятий, привлекая их к административной ответственности.

Главная задача ФАС – обеспечение добросовестной конкуренции на рынке.

Полномочия реализуются посредством:

  • Проверки предприятий и их деятельности.
  • Выдачи предписаний об устранении нарушений.
  • Наложения штрафных санкций.
  • Взаимодействия с различными органами власти РФ.

Основные полномочия ФАС, которые распространяются как на организации, так на индивидуальных предпринимателей:

  • Контроль системы ценообразования предприятий любого вида деятельности.
  • Контроль процесса государственных закупок.
  • Пресечение недобросовестных договоренностей между предприятиями.
  • Контроль вертикальных соглашений.
  • Проверка законности рекламной политики предприятия. В данном случае речь идет, например, о том, чтобы предприятие не вводило в заблуждение потенциальных потребителей.

Рассмотрим полномочия более детально.

Контроль системы ценообразования. На рынке нередко система ценообразования одного предприятия, оказывает влияние на ценообразование его конкурентов. При выявлении факта резкого увеличения или снижения цены сотрудники ФАС проводят проверку, цель которой выявить обоснованность изменения стоимости товара или услуги.

В данном случае речь идет о демпинге. Под демпингом понимается необоснованное снижение стоимости товара, как правило, ниже его себестоимости. Это делается для того, чтобы конкуренты ушли из рынка.

Монополисты могут намеренно завышать цены. Если цена будет неоправданно высока, предприятие обяжут ее снизить.

Например, РЖД подняло цены на энергию для своих котельных станций. ФАС провела проверки, посчитало это необоснованным и издало соответствующее предписание. РЖД пришлось снизить цену до первоначальных показателей, чтобы избежать штрафа (Решение ФАС по делу №10/01/10-5/2019).

Контроль государственных закупок. Госзакупки – это конкурс между компаниями, в результате которого заказчик выбирает подрядчика, предложившего лучшие условия: цену, сроки выполнения заказа, качество товаров или услуг, наличие дополнительных преимуществ и тд.

Процедура проведения госзакупок весьма сложна и именно ФАС контролирует соблюдение всех нюансов. Например, ФАС проверяет предприятия, которые хотят участвовать в конкурсе и реагирует на поступающие жалобы.

В Мурманске заказчик искал подрядчика на проведение строительных работ путем электронного аукциона. Один из участников направил жалобу в ФАС. Основание – заказчик не установил дополнительное требование к минимальному опыту претендента. Кроме того, срок оплаты за работы не соответствовал закону о контрактной системе. Жалобу признали обоснованной (Решение ФАС по делу №06-10/17-326 от 18 декабря 2017 года).

Пресечение недобросовестных договоренностей между компаниями (картельных объединений). Под картельным сговором или объединением понимается соглашение между предприятиями о разделе рынка между собой. То есть рынок полностью «захватывают» несколько игроков, таким образом вытесняя конкурентов.

Как правило, картельные соглашения – это вид горизонтальных соглашений, когда несколько предприятий устанавливают и держат цены на определенные товары или услуги.

Чаще всего горизонтальные сговоры возникают в сфере государственных закупок. Это показывает анализ практики. В Москве две компании договорились между собой об участии в тендере на поставку фармацевтического оборудования. Все заявки подавались с одного IP-адреса. ФАС установила факт нарушения антимонопольного законодательства и наличие картельного сговора (Решение ФАС по делу №05-15/84-15 от 08 октября 2015 года).

Есть и другие виды картельных сговоров, когда заказчик ищет поставщика оборудования в пределах определенного бюджета. Участники тендера договариваются между собой: первое предприятие назначает минимальную цену, другие не конкурируют с ним. После победы первое предприятие получает заказ, а остальные – денежное вознаграждение. Получается, что у заказчика нет выбора, ему приходится соглашаться на единственный предложенный вариант, что делает весь процесс госзакупок бессмысленным и несправедливым.

Если ФАС заподозрит факт картельных объединений, она проведет соответствующую проверку. При выявлении нарушений предприятие оштрафуют в размере от 100 000 рублей. При этом руководитель должен выплатить штраф в размере от 40 000 рублей, либо его лишат должности на срок от года (дисквалификация).

Точная сумма штрафа зависит от выручки, полученной после незаконного выигрыша на госзакупках. Если выручка была получена в крупном размере, то руководителя предприятия даже могут привлечь к уголовной ответственности.

Контроль вертикальных соглашений. Вертикальные соглашения – договоренности между предприятиями, находящимися на различных стадиях технологического процесса. Такие соглашения могут быть, например, между производителем товара и дистрибьютором.

ФАС проводит проверку вертикальных соглашений, если:

  1. Устанавливается стоимость перепродажи товаров.
  2. Возникает запрет на перепродажу товаров конкурирующим предприятиям.

Проверка рекламной политики. Антимонопольная служба проверяет каждую рекламу, транслируемую в СМИ. При наличии в ней, например, табачной продукции, алкоголя или дезинформации, ее запретят. Кроме того, рекламодателя и подрядчика, который согласился печатать или транслировать рекламу, оштрафуют.

Вот реальный пример. На радиостанции транслировалась реклама, в которой было допущено несколько нарушений законодательства:

  • автосервис, который рассказывал о весенней скидке на услуги, не уточнил сроки действия акции;
  • продолжительность предупреждения о вреде чрезмерного употребления алкоголя составила менее 3-х секунд;
  • реклама автозаправки вводит потребителя в заблуждение, так как из смысла не понятно, на какие именно услуги распространяется акция.

ФАС установила факт нарушения антимонопольного законодательства. Радиостанция получила предписание о прекращении рекламы (Решение ФАС по делу №23 от 11 августа 2011 года).

Разновидность проверок ФАС

Проверки антимонопольного органа бывают плановые и внеплановые.

Плановые. Такие проверки проводятся раз в три года на регулярной основе. Плановые проверки касаются в основном только среднего и крупного бизнеса.

Внеплановые. Их проводят при подозрении в нарушении законодательства. При этом проверку могут назначить по инициативе:

  1. Самой ФАС
  2. Жалоб покупателей. Например, в случае нарушения прав потребителя
  3. Конкурентов
  4. СМИ
  5. Правоохранительных органов

Например, основанием для начала проверки может послужить репортаж на местном телевидении или направление запроса из прокуратуры.

Процесс подачи и обработки обращения

Если предприятие нарушает чьи-либо права, на него можно подать жалобу в антимонопольную службу. Расскажем немного о процедуре рассмотрения жалобы.

В ходе проведении проверки создается комиссия, численностью не менее 3 человек. Кроме того, организуется заседание, на котором присутствует заявитель, ответчик (например, представитель предприятия) и специалисты ФАС. Если дело не может быть рассмотрено за неимением доказательств, заседание переносится.

Если факт нарушений будет установлен, предприятие получит предписание об их устранении в определенный срок.

Кто и когда может обратиться в ФАС

Имитация или копирование чужого стиля: название, цвет, дизайн, этикетка и др. Например, в одном районе работают два кафе с похожим названием и люди думают, что это одно и тоже заведение. На языке юристов это называется схожестью до степени смешения.

Кейс 1. Правообладатель товарного знака «Вязанка» пожаловался в ФАС на конкурента за незаконное использование названия колбасной продукции. Комиссия пришла к выводу о том, что смешение возникает в связи с имитацией фирменного стиля в целом и, следовательно, отсутствуют основания полагать, что исключительно использование обозначения «В обвязанке», без дополнительных стилистически идентичных элементов, способно вызвать смешение на рынке колбасных изделий.

На основании решения ФАС правообладатель смог взыскать с оппонента убытки (Постановление 9ААС от 20.05.2019 по делу №А40-270881/18).

Кейс 2. Спор двух известных компаний «Мираторг» и «Черкизово» касался схожести упаковок. Комиссия ФАС пришла к такому выводу: «Независимо от сходных черт значительное количество респондентов ориентируется на производителя при выборе мясных полуфабрикатов, продукция заявителя и ответчика в рейтинге самых узнаваемых брендов в России». Потребители понимают под каким брендом производится продукция заявителя и ответчика, что исключает смешение (Решение ФАС России от 02.05.2017 по делу №1-14-196/00-08-16).

Патентные споры. Например, производитель мебели заметил, что конкурент производит диваны, сходные с его запатентованной моделью. Клиент обратился в ФАС с заявлением о проверке. Цель жалобы – запрет на использование копирования и имитацию внешнего вида у конкурентов.

Кейс 3. Производитель опалубки, который является правообладателем исключительных прав на полезную модель, узнал, что конкуренты незаконно используют его продукцию на рынке без официального разрешения. Согласно экспертному заключению патентного поверенного после закупки образцов товара, исключительное право было нарушено.

Письма с претензиями конкурент проигнорировал и правообладатель направил жалобу в ФАС. Компания-нарушитель получила предписание прекратить реализацию продукции, на которую распространяется действие патента (Решение ФАС по делу № 1-14-188/00-08-17 от 20 декабря 2018 года).

Как не стать монополистом

В России работают несколько монопольных организаций: ПАО «РЖД», ГУП «Мосгортранс», ОАО «Почта России» и др. У них специфическая сфера деятельности, так что потенциальным конкурентам не выгодно вступать в данную нишу. Антимонопольная служба на постоянной основе контролирует деятельность таких предприятий. К примеру, если монополист необоснованно завышает цены, пользуясь доминирующим положением на рынке, его обяжут вернуть все к изначальным показателям под угрозой штрафа.

Если предприятие не обладает специфическими особенностями, то монополия может лишь повредить ему, так как ФАС начнет проверки, которые могут выявить ряд нарушений.

Ранее монополистом могли признать не только крупный, но и малый бизнес. Например, в 2011 году ФАС признала монополистом ИП из Тульской области только за то, что он поставлял электроэнергию садовому товариществу по своим сетям. Это значит, что его доля на рынке составила 100 процентов.

Но позже в России ввели так называемый антимонопольный иммунитет (ФЗ от 3.07.2016 №264-ФЗ). Вот какие предприятия могут признать монополистом согласно ему:

  1. Если их доля на рынке более 50%.
  2. Если их суммарная ежегодная выручка более 400 млн рублей.

Что делать, чтобы не стать монополистом:

  1. В первую очередь нужно отказываться от картельных или вертикальных соглашений. Причем речь здесь не только об официальных договоренностях. В случае проверки ФАС выявит такие объединения.
  2. Нужно проводить антимонопольный аудит. Такая проверка позволит понять, какое место на рынке занимает предприятие, а также докажет ФАС, что вы придерживаетесь принципов добросовестной конкуренции.
  3. Соблюдать систему «комплаенс». Эта система обеспечивает соответствие деятельности компании требованиям госорганов, саморегулируемых организаций, отраслевых нормативов, антимонопольному законодательству.

Что делать, если пришел запрос из ФАС

Запрос обычно приходит в виде документа, где описывается суть претензии. Например, ФАС может запросить дополнительные сведения, чтобы проверить состав правонарушения. На этом этапе лучше предоставить все документы и не доводить проблему до возбуждения дела. Если им не ответить, то скорее всего ФАС возбудит дело и придется участвовать в заседании.

Если дело дошло до суда, в таком случае целесообразно нанять юриста, компетентного в решении подобных споров.

Судебная практика компании – кейсы

Тарифы

Анализ перспектив дела
от 50 000 ₽
Заказать
Защита в суде
от 200 000 ₽
Заказать
Денис Волков

Денис Волков

Ведущий юрист по интеллектуальному праву, патентный поверенный №2424
Более 5 лет опыта в сфере защиты интеллектуальной собственности

Реализует проекты для компаний Denyo, Audiotec Fischer, WineStyle, УЦ «Коммерсант», «Живые диваны»

К команде «Гардиума» присоединился в 2021 году
Комментарии временно не доступны