+7 495 134 14 62
info@gardium.ru

/

+7 495 665 82 58
Личный кабинет

Как получить материальную компенсацию за украденный контент

Роль социальных сетей, которые сегодня являются одним из самых эффективных инструментов продвижения, переоценить сложно. Создаваемый для них контент воруют все чаще, но защитить его какими-то программными средствами невозможно. Тем не менее, это вводит аудиторию в заблуждение и нарушает авторские права владельца. Как компенсировать свои потери?

Анализ перспектив победы в судебном споре
Дарья Полякова
Дарья Полякова
Юрист по интеллектуальному праву

Согласно ст. 1259 ГК РФ контент является объектом авторского права, которое регулирует процесс создания и использования результатов творческой деятельности. Авторское право признается за каждым, кто своим трудом создал оригинальный материал.

Для профилактики нарушений авторского права Гражданским кодексом применяется знак охраны авторского права или как его еще называют знак копирайта. В социальных сетях такой знак можно ставить в конце каждой записи и на фотографии. Также можно разместить в «шапке» профиля произвольный текст, предупреждающий о том, что использование всех размещенных в аккаунте материалов запрещено без разрешения автора. Тем не менее, это не дает гарантии того, что контент не будет украден.

Что касается судебной практики по защите авторских прав в социальных сетях, то она немногочисленна. Связано это с тем, что через обращение в техническую поддержку той или иной платформы можно добиться удаления незаконно скопированного контента. Однако еще правообладатель вправе требовать через суд возмещения убытков или выплаты компенсации в размере от 10 тысяч до 5 миллионов рублей за каждый факт нарушения, то есть за каждый украденный материал. Что для этого необходимо?

Индивидуализировать ответчика

В тексте претензии или исковом заявлении, о которых речь пойдет ниже, нужно будет указать фамилию, имя, отчество и место жительство ответчика или же наименование организации с юридическим адресом. И если с последним проблем не возникнет, так как данные о компаниях размещены у них же на сайтах и других открытых источниках, то у физического лица на странице вряд ли будет указан адрес, и вообще оно может использовать в сети ник или чужое имя.

Индивидуализировать ответчика

Решение проблемы – адвокатский запрос. Его готовит адвокат и направляет хостинговой компании. Она в свою очередь определяется через любой сервис подбора доменов. Провайдер, получивший адвокатский запрос, будет обязан предоставить сведения о местонахождении нарушителя.

Направить нарушителю претензию

Сторона, чей контент был украден, по закону должна соблюсти досудебный порядок разрешения спора. То есть сначала направить нарушителю письменную претензию и указать в ней желаемые требования вместе с суммой убытков или компенсации, а также обстоятельства нарушения. Например, «Мне стало известно, что 14.11.2017 года Вы разместили в своем аккаунте в социальной сети следующие материалы <...>. Это подтверждается <…>». Форма отправки - заказное письмо с описью вложения. Обращаться в суд нужно, когда претензия осталась без ответа в течении 30 дней или же в ее удовлетворении ответчик отказал.

Сформировать доказательную базу

Для того, чтобы суд не отказал в рассмотрении дела в процессе составления искового заявления важно помнить о предмете доказывания, то есть о тех фактах, которые должны быть предоставлены судьям для подкрепления своей позиции. В контексте нарушения авторских прав, это, в первую очередь, факт наличия таких прав – скриншот сохраненных на техническом устройстве или отправленных по электронной почте файлов с датой создания. Во-вторых, факт нарушения - заверенный нотариусом скриншот интернет-страницы, на которой размещен скопированный контент.

Книга в подарок
Дайджест
IP Дайджест для юристов

Новости и аналитика по интеллектуальному праву от д.ю.н. ежемесячно

Определить подведомственность

Если нарушитель является юридическим лицом, дело рассматривать будет арбитражный суд. Если физическим – то суд общей юрисдикции. Как правило, оба устанавливаются по месту нахождения нарушителя.

Во время заседания потребуется доказать размер убытков, то есть расходов, которые были понесены в связи с кражей контента. А вот сумму компенсации доказывать не нужно, но рекомендуется ее обосновать. В любом случае вынося вердикт, суд опирается на характер и длительность нарушения, степень вины нарушителя и его причастность к другим противозаконным действиям в отношении истца.

Читать на SPARK

Комментарии временно не доступны
Дарья Полякова

Дарья Полякова

Юрист по интеллектуальному праву
Выпускница юридического факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, обладательница диплома с отличием

В 2020 году присоединилась к патентно-адвокатскому бюро «Гардиум»

Материалы эксперта:

Другие материалы автора

Книга в подарок
Книга в подарок
Товарный знак
для вашего бизнеса

Краткое руководство по товарному знаку как основному элементу брендинга вашей компании