+7 (495) 665 82 58
info@gardium.ru

/

+7 (495) 665 82 58
Личный кабинет

Петербургская фирма "Р-лайн" требует от концерна Volkswagen 500 млн рублей за свой товарный знак

3 334
0 комментариев
5 минут

Небольшая петербургская фирма "Р-лайн" подала иск к автоконцерну Volkswagen, требуя 500 млн рублей компенсации за использование своего товарного знака при продаже автомобилей.

Дело фирмы "Р-лайн", которая проектирует и собирает в Кронштадте легкомоторные спортивные самолеты, против Volkswagen 16 мая передано на рассмотрение в арбитражный суд Калуги, где зарегистрировано российское подразделение автоконцерна. Следующее заседание — в июне.

Защитить товарный знак с гарантией

Контратака

Речь идет уже об ответном шаге на атаку Volkswagen на "Р-лайн", предпринятой еще в 2016 году, когда ООО "Фольксваген груп рус" потребовало от петербуржцев отказаться от права на товарный знак R-line. Он зарегистрирован еще в 2001 году по классу "транспортные средства; аппараты, перемещающиеся по земле, воде и воздуху". То есть с точки зрения закона самолет и машина не могут называться одинаково.

Правда, у самого автоконцерна пока никаких прав на этот товарный знак нет — заявка, которая рассматривалась Роспатентом с 2014 года в мае 2017-го была отклонена. Именно тогда Volkswagen, который уже несколько лет торгует машинами разных моделей в комплектациях R-Line, потребовал от петербургской фирмы отказаться от своего имени. Одновременно был подан иск в суд по интеллектуальным правам Москвы с требованием обязать Роспатент снова рассмотреть заявку на товарный знак. Этот суд 26 декабря 2016 года стал на сторону концерна и дал указание Роспатенту еще раз подумать над заявкой Volkswagen.

Но "Р-лайн" не собирается уступать своих прав на название, и Роспатент пока на его стороне. Преимуществом компании является то, что она зарегистрировала свой товарный знак еще в 2001 году, задолго до появления одноименной комплектации Volkswagen. "Р-лайн" уже 20 лет проектирует и строит под Кронштадтом легкомоторные самолеты. Автоконцерн же стремится доказать, что "Р-лайн" в течение 3 лет не использует этот товарный знак, но петербуржцы уже предоставили необходимые документы о его использовании. Правда, уточнить, сколько самолетов R-Line за последнее время было собрано в Кронштадте, в компании затруднились.

"Р-лайн" не стал дожидаться нового решения чиновников и сам перешел в наступление, подав встречный иск против "Фольксваген груп рус" с требованием компенсации и полных прав на использование наименования.

В компании говорят, что 500 млн рублей — это пока предварительные расчеты. Они примерно соответствуют общему объему продаж автомобилей Volkswagen в комплектации R-line. Сумма выглядит внушительно, особенно если учитывать, что годовая выручка "Р-лайна" составила в 2015 году 350 млн рублей, а чистая прибыль — 20 млн рублей. При этом львиную долю доходов фирме приносит вовсе не торговля самолетами, а логистический бизнес — основное направление работы "Р-лайна".

В российском представительстве Volkswagen к моменту сдачи статьи не нашлось специалиста, готового прокомментировать спор с "Р-лайн". Как только ответ на официальный запрос поступит в редакцию, "ДП" вернется к этой теме.

Руководитель проектов патентно-адвокатского бюро "Гардиум" Виталий Тукманов считает, что крайне маловероятно, что "Р-лайну" удастся получить компенсацию в таком размере, но если подтвердится факт, что петербургская компания раньше зарегистрировала товарный знак, то иск будет в целом удовлетворен.

Споры за названия

Volkswagen периодически судится с российскими предпринимателями за названия торговых марок. Один из первых и наиболее запоминающихся споров с автоконцерном случился в середине 2000-х годов. Тогда Volkswagen вывел на российский рынок представительский седан Phaeton и столкнулся с иском петербургского холдинга "Фаэтон", пытавшегося защитить свое имя. В результате затянувшегося судебного процесса Volkswagen удалось отсудить право на использование товарного знака Phaeton. Для того чтобы доказать, что компания тоже является автомобилестроителем, "Фаэтон" в 2003 году заказал у компании "Лаура-Спецавтомобили" бронированный джип "Фаэтон", который изготовили на основе Chevrolet Tahoe.

Несмотря на то что компания Сергея Снопка зарегистрировал свой товарный знак в середине 1990-х, дело кончилось победой гиганта. "Они наняли хорошую юридическую компанию по товарным знакам. В таких областях права, как патентное, выигрывают те юристы, которые максимально хорошо в этом ориентируются. Независимо от того, насколько ты прав, важно, насколько ты знаешь эту узкую область права. Это является ключевым", — рассказал Сергей Снопок.

Следующий вызов концерн бросил владельцу домена tiguan.ru, петербуржцу Руслану Колесникову. Он пытался доказать, что не является частным предпринимателем, а потому дело не может рассматриваться арбитражным судом, и что Tiguan — не изобретение Volkswagen, а самостоятельное сложное слово, обозначающее гибрид тигра и игуаны. По итогам разбирательств с петербуржца взыскали компенсацию в размере 250 тыс. рублей и запретили ему использование этого бренда в доменном имени.

В 2014 году пришлось защищаться уже самому концерну — украинская мыловаренная компания "Слобожанский мыловар" потребовала в московском суде лишить "Порше Руссланд" (входит в концерн Volkswagen) прав на марку Porsche по классу косметики. Дело в том, что автопроизводитель в свое время закрепил этот бренд за собой по всем возможным классам и украинцы не смогли провезти через границу свое мыло под маркой Poshe. Хотя название отличалось, чиновники решили, что кто-то из покупателей может спутать бренды.

Мыловарам пришлось также идти в наступление и требовать лишить "Порше Руссланд" прав на товарный знак Porsche. Эта история закончилась полюбовной договоренностью, и украинцы продают свое мыло в России. Правда, более известно покупателям оно не под брендом Poshe, а под собственной торговой маркой сети гипермаркетов "Лента" — "365".

Читать в "Деловом Петербурге"

Успешно зарегистрировали 15123 товарных знаков по всей России и других странах
Подробнее
Комментарии временно не доступны
Виталий Тукманов

Виталий Тукманов

Руководитель проектов

Участвовал в деле о взыскании в пользу крупного производителя стального оборудования «Кизельманн Рус» задолженности по договору поставки в размере 7 миллионов рублей.

Представлял интересы производителя текстильных товаров для Министерства обороны России в споре о взыскании неустойки по государственном контракту в размере 3 миллионов рублей, добился освобождение клиента от уплаты неустойки

Другие материалы автора