Инструкция как удалить негативные отзывы о компании в интернете

Алексей Федоряка
Алексей Федоряка

Руководитель департамента промышленной собственности

Алексей Федоряка имеет более 9 лет юридической практики, из них 6 лет в области защиты интеллектуальной собственности. Алексей возглавил практику разрешения спо...

Подписка на информационную рассылку
Хотите удалить негативные отзывы в Интернете?
Узнать условия

Настоящая инструкция составлена в целях проведения досудебной претензионной работы при выявлении фактов размещения в сети Интернет отзывов, написанных от лица клиентов компании или сотрудников, и содержащих сведения порочащего характера.

Порочащими являются сведения, содержащие утверждения о нарушении юридическим лицом и/или его сотрудником действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют честь и достоинство сотрудника компании или деловую репутацию юридического лица.

При обнаружении соответствующих фактов в отзывах о компании, следует предпринять следующие действия:

Выявление нарушителя

Нарушителем прав компании является владелец соответствующего домена на котором размещен негативный отзыв. Установить владельца домена возможно одним из следующих способов:

  • На самом сайте. В соответствии с п. 2 ст. 10 ФЗ "Об информации" владелец сайта в сети "Интернет" обязан разместить на принадлежащем ему сайте информацию о своих наименовании, месте нахождения и адресе, адресе электронной почты.
  • С помощью интернет-ресурса, расположенного по адресу: https://www.nic.ru/whois. Владелец домена определяется по содержанию строки «Administrator» или «Person».
  • С помощью реестра организаторов распространения информации на сайте Роскомнадзора по адресу: https://rkn.gov.ru/opendata/7705846236 InformationDistributor/

Как правило, сетевые ресурсы, на которых размещены негативные отзывы о компании, предполагают обмен данными, мнениями, информацией разных групп людей. Данное обстоятельство позволяет рассматривать владельцев доменов в качестве организаторов распространения информации, которые подлежат включению в единый реестр (оператор – Роскомнадзор). В реестре содержатся названия доменов и их владельцев.

В случае, если информацию о владельце домена, на котором размещены порочащие отзывы о компании, невозможно установить ни одним из указанных способов, а домен находится в зоне .RU или .РФ, ее получение возможно только на основании адвокатского запроса, направляемого соответствующему регистратору.

Непосредственное обращение к владельцу домена через форму на сайте

В соответствии с действующим законодательством владельцы доменов обязаны на сайте разместить форму обратной связи. Как правило, даже в случае отсутствия наименования и других данных о владельце домена такая форма присутствует.

До обращения в Роскомнадзор и направления претензии рекомендуется обратиться к владельцу сайта. содержащего негативный отзыв, с помощью указанного вида связи. Текст обращения содержится в приложении № 1 к настоящей Инструкции.

Направление жалобы в Роскомнадзор целесообразно только в случае отсутствия результата в виде удаления негативного отзыва с сайта

Обращение в Роскомнадзор

Содержание обращения находится в приложении № 2 к настоящей Инструкции. На сайте ведомства предусмотрена форма для обращения граждан. Для юридических лиц форма отсутствует. Вместе с тем, допустимо направлять соответствующее обращение от имени юридического лица с заполнением формы от имени его руководителя.

Фиксация доказательств нарушения

Доказательством нарушения является протокол осмотра веб-сайта в сети Интернет, удостоверенного нотариусом.

Нотариальное удостоверение сайта возможно осуществить параллельно с выполнением пункта 1 настоящей Инструкции, то есть для данного действия не требуется раскрытие информации о владельце домена.

О производстве осмотра сайта составляется протокол, в котором указываются:

В протоколе обязательно должен быть отражен полностью текст негативного отзыва, в котором обнаружено нарушение прав компании.

Направление претензии владельцу домена

Претензия может быть составлена по примеру формы расположенной в приложении 1 к настоящей Инструкции. Претензия с копией протокола осмотра сайта направляется владельцу домена по адресу его места нахождения ценным письмом с описью вложения, а также по электронной почте. Указанные сведения содержатся в ответе на адвокатский запрос.

Для выяснения намерения владельца домена относительно сохранения информации на сайте рекомендуется личное общение с нарушителем по телефону, указанному в ответе на адвокатский запрос.

В случае если в течение двух недель с момента направления по почте претензии, негативные отзывы о компании содержащие порочащую информация не будут удалены с сайта, необходимо принять решение об урегулировании спора в судебном порядке.

Для получения дополнительной информации об услуге, а также для заказа услуг свяжитесь с нашими специалистами по телефонам офисов или заполните форму обратной связи на сайте.