Патент на сайт

Наталья Епифанцева
Наталья Епифанцева

Патентный поверенный № 1841

Наталья более 3 лет работает в области защиты интеллектуальной собственности. Она присоединилась к ФПБ «Гардиум» в 2015 году, ранее работала экспертом по интелл...

Веб сайт компании является одним из важнейших элементов бренда или торговой марки. Необходимость в его защите возникает уже в момент создания бренда. Веб сайт — сложное произведение, которое состоит из доменного имени, контента, дизайна сайта и программы управления контентом (CMS). Для каждого элемента нужно подобрать подходящий способ защиты.

Защита доменного имени

Зарегистрируйте товарный знак или фирменное наименование

С чего начать защиту доменного имени? Сначала зарегистрировать товарный знак или фирменное наименование, а потом домен? Практика довольна противоречива. В спорных ситуациях преимущество у тех, кто сначала зарегистрировал товарный знак или фирменное наименование, а уже потом — доменное имя. Фирменное наименование закрепляется за компанией при регистрации юридического лица. Товарный знак регистрируется в России через Федеральный институт по промышленной собственности (ФИПС) в интересующей вас стране или по международной мадридской заявке. Если будущее доменное имя немного отличается от товарного знака, лучше отдельно зарегистрировать словесный товарный знак с точно таким же названием. Предварительно убедитесь, что похожий домен еще не зарегистрирован.

Зарегистрируйте доменное имя

В названии веб сайта компании к бренду имеет отношение только доменное имя. Оно состоит непосредственно из имени домена и имен всех доменов, в которые он входит, разделенных точками.

Регистрация доменных имен проходит по-разному в зависимости от их уровня. Домены верхнего уровня с российским кодом .RU (.РФ) регистрируют аккредитованные Координационным центром национального домена сети Интернет регистраторы (около 30 в России). Международные домены верхнего уровня с родовым кодом, например, .COM (для коммерческих организаций), .EDU (для организаций образования), .ORG (для некоммерческих организаций) регистрируют аккредитованные Корпорацией по управлению доменными именами и IP-адресами (ICANN) регистраторы. Кроме этого, регистрируются некоторые домены второго уровня международные и российские, географические (например, msk.ru) и родовые (например, org.ru). Имена третьего и последующих уровней создаются свободно.

Обратите внимание, что доменное имя можно зарегистрировать только на одно лицо. Поэтому лучше сделать это сразу на компанию, а не на ее сотрудников. Если все этапы регистрации пройдут успешно, вы обеспечите полную защиту домена.

Защита контента сайта

Контент сайта (англ. content) – текст, визуализации (инфографика, фотографии, рисунки, диаграммы и др.), мультимедиа (аудио- и видеоматериалы), файлы и все то, что размещено на сайте. В создании сайта принимают участие разные специалисты, и, как правило, авторы контента не являются владельцами сайта. Поэтому чтобы защитить контент, владельцу сайта сначала нужно подтвердить авторство. Сделать это может автор путем депонирования произведения у депозитария (например, в Российском авторском обществе). Потом автор передает права на использование созданного им произведения по договору юридическому лицу или предпринимателю, которым принадлежит сайт. В результате и автор, и владелец сайта в случае незаконного использования контента смогут привлечь нарушителя к административной, уголовной или гражданско-правовой ответственности.

Защита программы управления контентом

Программу управления контентом сайта (CMS) зарегистрировать на владельца сайта нельзя, так как права на нее уже оформлены на автора. Тем не менее, код сайта можно защитить, зарегистрировав его в Роспатенте в качестве программы ЭВМ.

Защита логотипа

Логотип, размещенный на сайте, также необходимо защитить. Сделать это можно, зарегистрировав его в качестве изобразительного или комбинированного товарного знака.