В ближайшее время наши специалисты свяжутся с вами.
Как принять НМА к налоговому учету без ошибок
Принимая к учету нематериальные активы (НМА), важно помнить, что их налоговый и бухгалтерский учет зачастую отличаются. Особенно наглядно это можно увидеть в случае учета НМА, выявленных в ходе инвентаризации.
Задать вопрос по учету НМАВ Налоговом кодексе первоначальная стоимость НМА (результата интеллектуальной деятельности), который выявлен в результате инвентаризации определяется по сумме документально подтвержденных расходов, т.е. на консалтинг и оценку, связанный с оформлением и приведением НМА в состоянии, готовым к дальнейшему использованию.
Если результат интеллектуальной деятельности предприятие выявило в ходе инвентаризации, то НМА принимается к бухгалтерскому учету по рыночной стоимости, а к налоговому учету – по стоимости фактических затрат, как мы уже обозначили (оценки, государственной пошлины, консультационных услуг и пр.). Естественно, без учета НДС.
В этом заключается основное различие между бухгалтерским и налоговым учетом в отношении НМА, выявленных при инвентаризации, а также последующая амортизация данных активов.
Если срок полезного использования (СПИ) нематериального актива не может быть определен, то в бухгалтерском учете данный актив не амортизируется.
В налоговом же учете даже при неопределенном СПИ для амортизации устанавливается срок 10 лет (п. 2 ст. 258 НК РФ).
Примечательно, что в результате инвентаризации и принятии НМА к учету предприятие получает внереализационный доход. И в силу пп. 3.6, п. 3 ст. 251 НК РФ он не облагается налогом на прибыль. Правда, данная льгота действует только в 2019 году. К сожалению, продлевать ее государство не планирует. Но до конца года еще можно успеть воспользоваться этой льготой. Весь процесс займет около 2−3 недель.
Еще одна мера господдержки инновационных предприятий, на который стоит обратить внимание, — повыщающий коэффициент, применяемый при учете расходов на НИОКР. Вот как она работает. Если ваша разработка входит в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 г. № 988, то вы вправе уменьшать налоговую базу на сумму расходов, увеличив их в 1,5 раза.
Обратите внимание, что НДС в расходы тоже не включается. Зато учитывается широкий перечень затрат, связанных с проведением НИОКР: заработная плата сотрудников и обязательные взносы, материальные расходы, услуги третьих лиц, аренда, амортизация и пр. Тем самым у предприятия появляется возможность уменьшить размер налога.
Читать на CFO cafe