Что быстрее и выгоднее – регистрировать товарный знак или приобретать имеющийся?

Лилия Фатхурахманова
Лилия Фатхурахманова
Юрист

Бренд, его известность и его престиж имеют большое влияние на спрос. Поэтому производителям и продавцам приходится затрачивать внушительные средства на развитие своих брендов, повышение их узнаваемости и защиту от их неправомерного использования.

По сути, бренд, приобретший известность благодаря рекламе, уже является товарным знаком. Но с точки зрения Гражданского кодекса РФ товарный знак определяется как обозначение, индивидуализирующее определенный товар или услугу. Перед каждой компанией, которая решает защитить свой бренд, встает вопрос: регистрировать новый товарный знак или приобретать уже существующий на рынке?

По данным Роспатента, в 2015 году было подано 61.477 заявок на регистрацию товарных знаков. Вместе с тем, было зарегистрировано 10.697 договоров об отчуждении исключительных прав на товарные знаки, 9.637 лицензионных договоров, 3.804 договоров коммерческой концессии. Иначе говоря, количество случаев регистрации товарных знаков превышает случаи приобретения прав на них.

Вариант №1. Приобретение

Приобретение права на уже существующий товарный знак привлекательно тем, что, на первый взгляд, потребует меньших вложений в коммуникации. Но, как ни парадоксально, оно сопряжено с риском снижения спроса.

Например: компания-правообладатель заключает большое количество договоров коммерческой концессии, но при этом не уделяет достаточного внимания контролю за качеством продукции, выпускаемой под ее обозначением. Общее качество товара снижается, спрос падает, что затрагивает не только партнеров, но и саму компанию.

Это происходит даже тогда, когда потребители могут провести различие между продуктом самой компании и продукцией ее партнеров. В этом случае имеет место такое явление, как «размывание товарного знака», так как данная марка уже не ассоциируется у потребителей с одним определенным производителем. Несмотря на данные риски, приобретение права на товарный знак имеет смысл в следующий случаях:

  • чтобы не нарушать исключительные права другой компании;
  • чтобы закрепить за собой товарный знак, который представляет большую коммерческую ценность.

Во втором случае преимущества приобретения товарного знака налицо, так как мы имеем дело с зарекомендовавшим себя и «финансовопривлекательным» обозначением. Первый случай требует разъяснений.

Например, вы стали использовать незарегистрированное обозначение, схожее с обозначением правообладателя товарного знака. Чтобы избежать ответственности за нарушение исключительных прав, на это следует получить разрешение у правообладателя.

Важно сказать о преимуществах приобретения права на товарный знак. Данный процесс займет около 3 месяцев, а осуществить приобретение товарного знака можно двумя способами.

  • Заключение договора отчуждения исключительного права на товарный знак. Правообладатель передает права на товарный знак в полном объеме, и вы становитесь новым правообладате- лем. Такой договор требует регистра- ции в Роспатенте (около 3 месяцев).
  • Заключение лицензионного договора и договора коммерческой концессии. В данном случае объем прав на товарный знак ограничен правообладателем. Ограничение может происходить по сроку, по территории, по перечню товаров и услуг, по способам использования. Правообладателем товарного знака вы не станете, но сможете получить связанные с ним права. Например, право использовать его для маркировки своей продукции на территории РФ на протяжении 5 лет.

В обоих случаях цена вопроса будет зависеть от «раскрученности» товарного знака, от того, насколько крупной компании он принадлежит и какой удельный вес она имеет на рынке, от сложившейся репутации и от эксклюзивности прав. Иногда сумма таких сделок достигает 1 млн долларов и выше.

Вариант №2. Регистрация

За регистрацию нового товарного знака нужно заплатить до 100 тыс. рублей (дизайн, привлечение патентных поверенных, документация). Но процедура эта довольно трудоемкая и бюрократическая, и она занимает в среднем 18 месяцев. Понятно, что за это время на рынке могут произойти большие перемены.

Попадая в Роспатент, обозначение проходит экспертизы на соответствие документов, на соответствие перечня товаров и услуг, на соответствие заявленного обозначения требованию законодательства. Патентное ведомство проверяет, не зарегистрированы ли уже другие товарные знаки, схожие с вашим. Изучается вопрос о том, соответствует ли ваше обозначение принципам морали и нравственности. Так, нельзя зарегистрировать обозначение, содержащее ненормативную лексику. После всех этих экспертиз и уплаты пошлин компании выдается решение о регистрации обозначения в качестве товарного знака.

Важно учитывать, что существует так называемая Мадридская система международной регистрации знаков, которая позволяет зарегистрировать товарный знак одновременно в нескольких странах-участницах Мадридского союза. Регистрация производится путем подачи одного заявления, составленного на одном из рабочих языков, через патентное ведомство своей страны. Эта система тоже займет в среднем 18 месяцев, но огромным плюсом является то, что все национальные пошлины заменены единой международной пошлиной – около 56 тыс. рублей.

По материалу издания «Маркетолог» 

Будьте в курсе событий

Подпишитесь на информационную рассылку, чтобы получать уведомления об изменениях в законодательстве, заранее узнавать о новых правилах ФИПС и ценовых предложениях для наших клиентов.