Деловая репутация – один из факторов, определяющих успех компании. Посягательство на нее запрещено законом, но на деле от проблем в этой области никто не застрахован. Самый распространенный случай – распространение ложных сведений в СМИ. Что делать, если под удар попал ваш бизнес? "Право.ru" и Наталья Колесникова, юрист патентно-адвокатского бюро "Гардиум", делится советами на этот случай.
Я столкнулся с нарушением деловой репутации. Как защититься?
Защитить свои права можно в суде.
Что надо доказать, чтобы деловая репутация была признана нарушенной?
Согласно ст. 152 ГК, надо доказать совокупность трех условий:
Что может требовать компания?
Компания, деловая репутация которой нарушена, вправе требовать не только удаления порочащих материалов и, соответственно, пресечения их дальнейшего распространения. Также можно потребовать официального опровержения наряду с признанием их не соответствующими действительности.
И как это должно быть сделано?
Точно таким же способом, каким и было осуществлено распространение. То есть, если нарушающая деловую репутацию информация была опубликована в определенном СМИ, то и опровергнута она должна быть именно там же.
Требования заявляются отдельно?
Обычно в тех или иных комбинациях. Чаще всего предприниматели подают иски о признании сведений порочащими и не соответствующими действительности, а также стремятся добиться их опровержения.
А взыскать убытки получится?
Компания-истец имеет право взыскать с нарушителя убытки, но этот вопрос в судебной практике полностью не решен. Иск о защите деловой репутации является неимущественным, и определить точный размер причиненного материального вреда невозможно. Однако Верховный суд считает, что это не может стать основанием для отказа в его удовлетворении.
Один из известных примеров – иск строительной компании «СУ-155» к радиостанции «Бизнес ФМ» и порталу «Bfm.ru», входящим в один холдинг (дело № А40-61491/2009). Истец требовал взыскать с ответчика 400 млн руб. за слова ведущего о том, что компания прекратила свое существование. Требования «СУ-155» были удовлетворены частично: суд первой инстанции обязал средства массовой информации выплатить только 10 млн руб., а позже арбитражный суд апелляционной инстанции снизил сумму в 10 раз – до 100 000 руб.,