+7 495 134 14 62
info@gardium.ru

/

+7 495 665 82 58
Личный кабинет

Советы юриста: как спасти деловую репутацию

Деловая репутация – один из факторов, определяющих успех компании. Посягательство на нее запрещено законом, но на деле от проблем в этой области никто не застрахован. Самый распространенный случай – распространение ложных сведений в СМИ. Что делать, если под удар попал ваш бизнес? "Право.ru" и Денис Волков, юрист патентно-адвокатского бюро "Гардиум", делится советами на этот случай. 

Регистрация ПО в Минцифре с гарантией
Денис Волков
Денис Волков
Ведущий юрист по интеллектуальному праву, патентный поверенный №2424

Я столкнулся с нарушением деловой репутации. Как защититься?

Защитить свои права можно в суде.

Что надо доказать, чтобы деловая репутация была признана нарушенной?

Согласно ст. 152 ГК, надо доказать совокупность трех условий:

  • самого факта распространения сведений;
  • несоответствие их действительности;
  • их порочащий характер.

Что может требовать компания?

Компания, деловая репутация которой нарушена, вправе требовать не только удаления порочащих материалов и, соответственно, пресечения их дальнейшего распространения. Также можно потребовать официального опровержения наряду с признанием их не соответствующими действительности.

И как это должно быть сделано?

Точно таким же способом, каким и было осуществлено распространение. То есть, если нарушающая деловую репутацию информация была опубликована в определенном СМИ, то и опровергнута она должна быть именно там же.

Требования заявляются отдельно?

Обычно в тех или иных комбинациях. Чаще всего предприниматели подают иски о признании сведений порочащими и не соответствующими действительности, а также стремятся добиться их опровержения.

А взыскать убытки получится?

Компания-истец имеет право взыскать с нарушителя убытки, но этот вопрос в судебной практике полностью не решен. Иск о защите деловой репутации является неимущественным, и определить точный размер причиненного материального вреда невозможно. Однако Верховный суд считает, что это не может стать основанием для отказа в его удовлетворении.

Один из известных примеров – иск строительной компании «СУ-155» к радиостанции «Бизнес ФМ» и порталу «Bfm.ru», входящим в один холдинг (дело № А40-61491/2009).

Истец требовал взыскать с ответчика 400 млн руб. за слова ведущего о том, что компания прекратила свое существование. Требования «СУ-155» были удовлетворены частично: суд первой инстанции обязал средства массовой информации выплатить только 10 млн руб., а позже арбитражный суд апелляционной инстанции снизил сумму в 10 раз – до 100 000 руб.

Советы юриста: на что обратить внимание при обращении в суд с иском о защите деловой репутации:

  • Определить, кто будет являться надлежащим ответчиком. По делам о защите деловой репутации – это лицо, распространившее порочащие сведения, то есть редакция, а также лицо, предоставившее ей эти сведения. Если же материал поступил от штатного автора, то к ответу будет привлечена только редакция. В случае, когда редакция не является юридическим лицом, в качестве ответчика выступит учредитель СМИ.
  • Иск надо подать в установленный законом срок исковой давности. По отношению к вышедшим в СМИ материалам он равен одному году со дня их опубликования. Если сторона-ответчик заявит в суде о его пропуске, то это повлечет отказ в удовлетворении требований истца.
  • Исковое заявление должно содержать дословное указание сведений, которые, по мнению истца, нарушают его деловую репутацию, а также источник, распространивший их. В большинстве случаев для фиксации нарушения прибегают к нотариальному заверению страниц сайта/журнала/газеты, на которых была опубликована порочащая деловую репутацию информация.
Книга в подарок
Книга в подарок
Регистрация программ
В Роспатенте и Минцифры

Как попасть в реестры отечественного ПО?
Какие льготы получают разработчики отечественного софта?
Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в нашей книге

  • Для обоснованного выдвижения исковых требований необходимо использовать фразы и предложения, которые были выражены в форме утверждения и которые можно проверить на соответствие действительности. Формы оценочного суждения и субъективного мнения не рассматриваются как неправомерные. Большую сложность для суда здесь составляет необходимость разграничить, идет ли речь о реальном факте или о личных взглядах автора, поэтому нередко в ходе судебного разбирательства назначается лингвистическая экспертиза.
Комментарии временно не доступны
Денис Волков

Денис Волков

Ведущий юрист по интеллектуальному праву, патентный поверенный №2424
Более 5 лет опыта в сфере защиты интеллектуальной собственности

Реализует проекты для компаний Denyo, Audiotec Fischer, WineStyle, УЦ «Коммерсант», «Живые диваны»

К команде «Гардиума» присоединился в 2021 году
Материалы эксперта:
Патентные поверенные
Защита деловой репутации
Патентные поверенные
Как удалить негативные отзывы

Другие материалы автора

Legal insight

«Неочевидное» творчество и авторское право в оценке судов

Уровень творчества трудно вписать в понятные для оценивания количественные критерии. Субъективную, по сути, оценку зачастую приходится давать судам. Особый интерес представляют случаи, когда творческая составляющая спорного объекта неочевидна.

Сборник научных трудов (IP ФОРУМ)

К вопросу ограничения исключительных прав на фармацевтические изобретения

В статье рассматриваются наиболее актуальные и проблемные вопросы ограничения исключительных прав патентообладателей на фармацевтические изобретения. Основное внимание автор уделяет рассмотрению положения Болар и принудительному лицензированию, а также проблеме соотношения частных и общественных интересов в фармацевтике в целом.

ДелоПресс

Как директору доказать свою добросовестность и разумность

Компания имеет право взыскать со своего директора убытки, возникшие по его вине. И надо сказать, что с каждым годом бизнес все активнее пользуется этой возможностью, предъявляя иски к собственному руководству.

Книга в подарок
Книга в подарок
Товарный знак
для вашего бизнеса

Краткое руководство по товарному знаку как основному элементу брендинга вашей компании