Когда компанию могут обвинить в использовании чужого товарного знака или фирменного наименования

Александра Маркова
Александра Маркова
Юрист

Споры между владельцами товарных знаков, фирменных наименований и коммерческих обозначений о том, кто является их правообладателем, далеко не редкость. Однако для того, чтобы факт использования чужих средств индивидуализации был признан судом, необходима совокупность следующих обстоятельств.

Сходство до степени смешения

Сходством до степени смешения называют ассоциацию товарных знаков между собой, несмотря на отдельные отличия. Оно может быть звуковым, графическим или смысловым. Велика вероятность, что таким образом потребитель может быть введен в заблуждение относительно производителя товара. А это, в свою очередь, запрещено ГК РФ.

Для того, чтобы товарный знак был защищен с юридической точки зрения, его регистрируют в Федеральной службе по интеллектуальной собственности (Роспатенте). На этапе подачи заявки специалисты ведомства проводят экспертизу заявленного товарного знака на соответствие требованиям законодательства, в том числе и на наличие сходных и уже зарегистрированных товарных знаков.

Что касается фирменного наименования, то оно регистрируется налоговой службой, которая не проверяет наличие других сходных фирменных наименований. Для того, чтобы избежать спорных ситуаций, необходимо проводить поиск сходных наименований.

Такой реестр находится в открытом доступе на сайте налоговой службы. Коммерческое обозначение вовсе не подлежит регистрации и поэтому обезопасить его сложнее. Единственным способом проверки на наличие сходных коммерческих обозначений является поиск в интернете.

Научно-исследовательской лаборатории «ЛЭТ Медикал» пришлось оспаривать товарный знак «РИТМСКЭНАР», принадлежащий» компании «ОКБ РИТМ». Суд признал данный знак схожим до степени смешения со знаком лаборатории «СКЭНАР».

Однородность продукции

Указывая на невозможность использования сходных до степени смешения средств индивидуализации, законодатель оговаривает, что это относится только к однородной продукции. Для этого при подаче заявки на регистрацию товарного знака, предприниматель обозначает перечень товаров и услуг, в отношении которых планируется использование знака, и соотносит его с «Международной классификацией товаров и услуг».

Что касается фирменного наименования и коммерческого обозначения, то здесь действует то же правило – необходимость доказать однородность деятельности.

Если компания занимается производством каких-либо товаров, то доказательствами ведения такой деятельности будут являться договоры, которые регулируют поставку комплектующих для производства или различные сертификаты и лицензии.

Если компания оказывает юридические услуги, то доказательствами будут являться договоры на оказание услуг и различные статьи о компании в СМИ.

В ходе судебного процесса коллегия сравнит, насколько однородна деятельность компаний. Не вызывает сложности отнести к однородным видам деятельности услуги образовательные с услугами по проведению мастер-классов.

Однако не всегда такое сходство очевидно на первый взгляд.

Елена Беляева
Елена Беляева

Специалист по интеллектуальной собственности

Елена Беляева более 3 лет работает в области защиты интеллектуальной собственности. К ФПБ «Гардиум» присоединилась в 2015 году.

При определении однородности будет учитывать, не спутает ли потребитель два спорных вида деятельности. Например, в случае ресторанов и гостиниц деятельность будет считаться однородной за счет того, что, как правило, гостиницы имеют свои рестораны, расположенные непосредственно в гостиницах.

Известная компания зарегистрировала товарный знак «Чистая линия» в отношении разных товаров, в том числе и мороженого. Но использовала его только для косметической продукции. Другая компания-производитель мороженого инициировала спор и аннулировала его в отношении товара «мороженое», чтобы действительно производить мороженое под этим знаком.

Приоритет по дате использования

Данное обстоятельство достаточно просто – суд учитывает, кто из сторон начал использование средства индивидуализации раньше.

Доказательством использования могут служить договоры, скриншоты страниц сайта, рекламно-информационные брошюры и все материалы, на которых фигурирует товарный знак, фирменное наименование или коммерческое обозначением.

Отдельно следует отметить, что если последнее не использовалось в течении тогда, то право на него считается утраченным.

Арбитражный суд рассматривал дело о прекращении использования фирменного наименования «Дверные системы», зарегистрированного за двумя юридическими лицами с разницей в 6 лет. Судебная коллегия встала на сторону юридического лица, которое произвело регистрацию раньше и обязала второе юридическое лицо прекратить использовать спорное фирменное наименование.

Источник: «Клерк»

Услуги и цены

Форсаж 2.0

Все характеристики продукта «Всё включено», а также:

  • Ускоренная проверка по всем базам за 2 дня.
  • 1 год гарантии после регистрации: защита знака в Палате по патентным спорам в случае оспаривания конкурентом.
  • Возврат стоимости услуг при отказе.
от 237 900руб
от 2 месяцев

Все включено

  • Проверка знака по всем базам за 10 дней.
  • 3 варианта доработки знака.
  • Подача заявки и оплата пошлин.
  • Ответы на неограниченное число запросов ФИПС.
  • Защита при отказе в Палате по патентным спорам.
  • 1 претензия: привлечение к ответственности нарушителя, либо ответ на входящую претензию.
  • Электронная заявка (на 30% меньше пошлины)
от 58 350руб
от 11 месяцев

Дешевле не бывает

Когда не требуется проверка товарного знака

  • Оформление и подача заявки в ФИПС
от 27 200руб

Другие материалы автора

SPARK

Как российскому бренду выйти на зарубежный рынок?

Бизнес, который не ограничивает свою деятельность на территории РФ, рано или поздно сталкивается с необходимостью регистрации своих марок за рубежом. И если иностранных представительств несколько, то обращение в патентные ведомства каждого из них станет крайне затруднительным с точки зрения финансовых и временных затрат.

Будьте в курсе событий

Подпишитесь на информационную рассылку, чтобы получать уведомления об изменениях в законодательстве, заранее узнавать о новых правилах ФИПС и ценовых предложениях для наших клиентов.