В ближайшее время наши специалисты свяжутся с вами.
Сходные товарные знаки. Как устранить препятствие?
В условиях возрастающего количества правовых конфликтов бизнес все больше внимания уделяет безопасности своего бренда и пресечению паразитирования недобросовестными конкурентами на его репутации. Одним из символов гудвилла является такое средство индивидуализации как товарный знак, который позволяет потребителю отличать конкретное предприятие от аналогов.
Наряду с правовой защитой материальных активов бизнеса российское законодательство гарантирует охрану товарного знака. Для этого необходимо пройти процедуру государственной регистрации товарного знака в Федеральной службе по интеллектуальной собственности (Роспатенте).
Первоочередным требованием, предъявляемым к подаваемому на регистрацию обозначению, является наличие у него различительной способности, позволяющей потребителям ассоциировать его с конкретным брендом или производителем. Однако основным препятствием, с которым в данном случае сталкиваются предприниматели, становится существование уже зарегистрированных другими лицами сходных товарных знаков.
Зачастую предприниматели просто не знают об их существовании, что приводит к финансовым потерям, связанным с вложениями в «раскрутку» бренда. К сожалению, «чистых», не зарегистрированных за кем-либо обозначений, остается не так уж много.
Административный порядок
Одним из вариантов решения в сложившейся ситуации может стать оспаривание зарегистрированного ранее, то есть препятствующего знака. Обратившись в Палату по патентным спорам, заинтересованному лицу придется доказать, что оно начало использовать свое изображение раньше, чем конкурент его зарегистрировал.
Так, по это причине в 2016 году была признана недействительной регистрации товарных знаков «УралОйл» и «UralOil». Они принадлежали компании ЗАО Объединение «Уралзолото ПФК» и были предназначены для индивидуализации автозаправочных станций.
Инициатором разбирательства стало ООО «УРАЛОЙЛ», основным видом деятельности которого являются услуги по заправке автотранспорта. При этом данное юридическое лицо было зарегистрировано и оказывало соответствующие услуги ранее даты приоритета оспариваемых товарных знаков.
Судебное разбирательство
Если же товарный знак не используется непрерывно в течение любых 3 лет после его регистрации, то в соответствии с п. 1 ст. 1486 ГК РФ его правовую охрану можно прекратить досрочно. Для такой категории дел предусмотрен судебный порядок рассмотрения. Соответствующие заявления подаются заинтересованными лицами в Суд по интеллектуальным правам.
Особенность таких дел состоит в том, что владельцы товарных знаков, к которым предъявлен иск, зачастую пытаются создать видимость использования своего товарного знака и представляют в суд специально подготовленные для этого документы.
Между тем, учитывается не любое использование товарного знака правообладателем, а лишь совершение действий, непосредственно связанных с введением товара в гражданский оборот.
В 2013 году компания «Nissan» подала иск к ООО «САН» с требованием о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака «INFINITI», зарегистрированного в отношении товаров и услуг, хотя и не связанных с производством автомобилей, но используемых «Nissan» в рекламе и в продвижении основной продукции. При первоначальном рассмотрении дела нижестоящие суды отказали в удовлетворении исковых требований, исходя из того, что ООО «САН» представила достаточно доказательств использования товарного знака – бланки документов, доказательства размещения товарного знака на внутренних производственных и обслуживающих объектах, спецодежде сервисных инженеров и лицензионный договор о предоставлении права использования товарного знака ««INFINITI».
В свою очередь, вышестоящий суд не согласился с этим и направил дело на новое рассмотрение. В итоге Суд по интеллектуальным правам удовлетворил исковые требования заявителя, отметив, что обозначение «INFINITI» использовалось ответчиком только при введении в гражданский оборот принтеров и плоттеров, которые не входят в перечень товаров, в отношении которых был зарегистрирован товарный знак.
Евгений Гусев
Участвовал в делах о запрете использования товарных знаков «Советский» и «Советское» фабрики мороженого «Славица» и взысканию компенсации в размере 1 млн рублей с завода по производству мороженого «Чистая линия», запрете использования товарного знака «Белый медведь» продуктовой компании «ПРОДИНКО» на упаковках орехов и взыскание компенсации, взыскании убытков в размере 4,8 млн рублей за незаконное использование патентов на оборудование для нефтяных скважин, снижении исковых требований к крупному производителю и поставщику нефтепродуктов «Евробитум» в деле о защите прав покупателя с 36 млн до 1,5 млн рублей