Фирменное наименование и товарный знак, в чем отличие?

Наталья Наумова
Наталья Наумова

Патентный поверенный № 1522

Наталия более 10 лет практикует в области защиты интеллектуальной собственности, в том числе 4 года была экспертом в Правовом управлении Роспатента. Она присоед...

Подписка на информационную рассылку

Успешное развитие бизнеса предполагает использование уникального названия компании и логотипа. Данные средства позволяют индивидуализировать выпускаемую продукцию, и получать прибыль при их использовании.

Но не все предприниматели понимают правовую природу фирменного наименования и товарного знака. В нашей статье рассмотрим, что представляют из себя данные понятия и определим их отличия.

Что такое фирменное наименование и товарный знак?

Товарный знак - символ, который позволяет выделить товары конкретного производителя среди аналогичных. Согласно ст. 1225 ГК РФ он подлежит защите в качестве объекта авторского права. Его цель - только индивидуализация продукции.

Фирменное наименование - это зарегистрированное имя компании при ее открытии. Оно позволяет ассоциировать выпускаемую продукции с самой организацией, и является самостоятельным объектом интеллектуальных прав.

Фирменное наименование представляет собой слово или сочетание слов. Товарный знак же может выражаться в следующих образах:

При этом фирменное наименование и товарный знак получают охрану со стороны государства только после прохождения процедуры регистрации.

Если не была проведена регистрация уникального наименования юридического лица, то его фирменный знак могут использовать иные лица. Привлечь к ответственности нарушителей в таком случае будет невозможно. Это касается и патентования товарного знака.

Отличие между фирменным наименованием и товарным знаком

Первым ключевым отличием фирменного наименования от товарного знака является обязательность регистрации. Получать защитное свидетельство на свой бренд компания решает самостоятельно, а вот зарегистрировать имя необходимо при открытии юридического лица.

Выделим остальные существенные отличия:

Критерий Фирменное наименование Товарный знак
правообладатель юридическое лицо юрлицо, ИП
срок действия до момента прекращения деятельности компании ( ст. 1475 ГК РФ) 10 лет с правом продления на аналогичный срок ( ст. 1491 ГК РФ)
рамки действия место нахождения юрлица и сфера его деятельности только на территории РФ, для защиты на международном уровне необходимо проходить самостоятельную процедуру
защита с момента регистрации юрлица в ИФНС с момента регистрации в ФИПС и получении свидетельства
права пользование - при осуществлении деятельности компании;
распоряжение - право пользования предоставляется иным лицам, если сохраняются права первоначального владельца
пользование - в рекламе, на выпускаемой продукции, при предоставлении услуги, на упаковке и т.д.;
распоряжение осуществляется без ограничений
передача прав при продаже компании, по договору франчайзинга лицензионный договор, по договору купли-продажи организации, договор коммерческой концессии ( ст. 1484 ГК РФ)
охрана обращение в ФИПС, ФАС или суд обращение в суд или ФИПС
использование необходимо указывать в учредительных и иных документах, в отношениях с контрагентами зарегистрированный товарный знак может быть аннулирован, если правообладатель не использует его на протяжении трех лет после регистрации ( ст. 1486 ГК РФ)
  • Критерий: правообладатель
    Фирменное наименование: юридическое лицо
    Товарный знак: юрлицо, ИП
  • Критерий: срок действия
    Фирменное наименование: до момента прекращения деятельности компании ( ст. 1475 ГК РФ)
    Товарный знак: 10 лет с правом продления на аналогичный срок ( ст. 1491 ГК РФ)
  • Критерий: рамки действия
    Фирменное наименование: место нахождения юрлица и сфера его деятельности
    Товарный знак: только на территории РФ, для защиты на международном уровне необходимо проходить самостоятельную процедуру
  • Критерий: защита
    Фирменное наименование: с момента регистрации юрлица в ИФНС
    Товарный знак: с момента регистрации в ФИПС и получении свидетельства
  • Критерий: права
    Фирменное наименование: пользование - при осуществлении деятельности компании;
    распоряжение - право пользования предоставляется иным лицам, если сохраняются права первоначального владельца

    Товарный знак: пользование - в рекламе, на выпускаемой продукции, при предоставлении услуги, на упаковке и т.д.;
    распоряжение осуществляется без ограничений

  • Критерий: передача прав
    Фирменное наименование: при продаже компании, по договору франчайзинга
    Товарный знак: лицензионный договор, по договору купли-продажи организации, договор коммерческой концессии ( ст. 1484 ГК РФ)
  • Критерий: охрана
    Фирменное наименование: обращение в ФИПС, ФАС или суд
    Товарный знак: обращение в суд или ФИПС
  • Критерий: использование
    Фирменное наименование: необходимо указывать в учредительных и иных документах, в отношениях с контрагентами
    Товарный знак: зарегистрированный товарный знак может быть аннулирован, если правообладатель не использует его на протяжении трех лет после регистрации ( ст. 1486 ГК РФ)

Отличие между данными объектами промышленных прав заключается и в требовании к содержанию. Фирменное наименование должно четко и правдиво информировать потребителя о том, чем именно занимается компания. При этом закон не устанавливает прямых ограничений на употребление слов или словосочетаний при выборе наименования. Он предусматривает лишь общие ограничения.

Когда товарный знак содержит общепринятые термины, обозначения качества товара (например, «люкс»), географические названия или состоит из слова, которое определяет конкретный товар, то он не будет зарегистрирован.

Еще одно немаловажное отличие - способ защиты фирменного наименования и товарного знака. Хотя для обоих случаев предусмотрена административная защита через судебный орган и службу Роспатента, при неправомерном использовании фирменного наименования можно также обратиться в ФАС РФ.