В ближайшее время наши специалисты свяжутся с вами.
Недобросовестная конкуренция в сфере прав на товарные знаки: что это такое и чем грозит
Добросовестная конкуренция благотворно влияет как на потребителя, так и на производителя. Первый за счет желания производителя выгодно выделяться на рынке получает от него заманчивые предложения: дополнительные услуги (например, бесплатную доставку или сборку товара), скидки и акции, привилегии для постоянных клиентов. Производители, в свою очередь, развивают бизнес и увеличивают клиентскую базу за счет различных акций, программ лояльности, повышения качества обслуживания по сравнению с конкурентами.
Анализ перспектив дела за 5 днейОднако на реальном рынке компании конкурируют далеко не всегда честными способами и получают незаконное преимущество перед другими на рынке — такая конкуренция называется недобросовестной. За ней следит надзорный орган — Федеральная антимонопольная служба, которая старается пресекать такие действия и наказывать компании.
Что такое недобросовестная конкуренция
Она определена в п. 9. ст. 4 закона о защите конкуренции — это любые действия компании, которые уже навредили или потенциально могут навредить бизнесу ее конкурента: как финансово, так и, например, его деловой репутации.
Недобросовестная конкуренция бывает только на одном товарном рынке, то есть компании должны вести похожий бизнес на одной территории и бороться за одних и тех же потребителей.
Например, ООО «Локи» и ООО «Тор» занимаются торговлей инструментами в одном небольшом северном городе. Сначала они конкурировали добросовестно — старались придумать рекламные креативы, проводили мероприятия для клиентов, делали скидки на свою продукцию.
Но потом ООО «Локи» начало вести бизнес нечестно — распространять ложные сведения о молотках ООО «Тор» в своих соцсетях и в СМИ, сравнивать свои молотки в рекламе с молотками ООО «Тор» с пояснениями «наши молотки лучше, чем молотки ООО «Тор» без ссылок на опросы потребителей, а также немного изменило зарегистрированный товарный знак конкурента и стало размещать его на своих инструментах.
Такая конкуренция считается недобросовестной, поскольку ООО «Локи» добивалось преимущества на рынке не за счет своих товаров и выстраивания клиентской базы, а за счет причинения вреда репутации ООО «Тор» и использования его товарных знаков.
Виды недобросовестной конкуренции
Глава 2.1 закона о защите конкуренции выделяет несколько видов недобросовестного соперничества на рынке. За каждый из них предпринимателя могут привлечь к административной ответственности и наказать.
Нельзя дискредитировать конкурента, то есть распространять неверную или неточную информацию о его деятельности, товаре или любых других характеристиках его бизнеса. Это не значит, что компания совсем не может писать о конкуренте в своих рекламных материалах или в блоге, например, но любую информацию нужно подтверждать ссылками на объективные источники.
Например, нельзя просто написать, что у ООО «Тор» некачественные молотки, но можно сослаться на отзывы потребителей на Яндекс Маркете и сказать, что рейтинг продавца — 3,3 из 5, а также есть 100 отзывов о том, что молотки разваливаются.
Нельзя вводить потребителей в заблуждение, то есть врать о свойствах товара или месте происхождения, если оно ассоциируется с качеством продукции.
Например, если ООО «Локи» разместит в карточке товара информацию о том, что продукция одобрена тульскими оружейниками и произведена с соблюдением тульских оружейных стандартов, это даст потребителю ощущение гарантированного качества инструментов и материалов, из которых они сделаны.
Нет проблем, если данные соответствуют действительности, и есть соответствующий сертификат качества. Но если, на самом деле, продукция просто произведена в арендованном цехе в Тульской области, и это единственная связь с оружейными традициями, велика вероятность жалобы конкурентов в ФАС.
Нельзя сравнивать свою продукцию с продукцией конкурента, если только нет маркетингового исследования, например, на результаты которого компания ссылается. Сравнением антимонопольные органы считают и использование слов «лучший», «единственный», «самый», и сопоставление без ссылок на конкретные характеристики товара, и использование абстрактных качеств продукции, которые, в принципе, нельзя объективно проверить.
Например, если ООО «Локи» в рекламе напишет, что их молотки выглядят в руках покупателей более мужественно, чем молотки ООО «Тор», такое сравнение считается недобросоветной конкуренций. Но если ООО «Локи» предварительно провело исследование, согласно которому 72% опрошенных подтвердило, что их молотки выглядят мужественнее, чем молотки конкурентов, все законно.
Нельзя использовать коммерческую тайну конкурента без законных оснований. Если компания получила коммерческую тайну, например, по соглашению о конфиденциальности, а потом использовала ее, чтобы создать о конкуренте негативное впечатление, такие действия можно признать недобросовестной конкуренцией.
Но если бывший сотрудник ООО «Тор», например, написал в своем блоге о плохих условиях производства, раскрыв коммерческую тайну, а ООО «Локи» со ссылкой на его блог использовало эту информацию в своих коммуникациях, нарушения со стороны ООО «Локи» нет — они не нарушали своих обязательств перед конкурентом и получили коммерческую тайну из открытых источников.
Отдельный блок видов недобросовестной конкуренции связан с использованием результатов интеллектуальной деятельности, включая нарушение прав конкурента на зарегистрированные товарные знаки и патенты.
Так, нельзя регистрировать товарный знак исключительно для того, чтобы выжить конкурента с рынка и перехватить его клиентскую базу. Например, ООО «Локи» решило производить большие молоты и зарегистрировало товарный знак «Молот-гигант». После этого общество сразу же направило претензии конкурентам, которые продавали инструменты с таким названием. Если конкуренты давно производят такие товары и смогут доказать это в антимонопольном органе, претензии ООО «Локи» признают необоснованными. Контролирующий орган учтет, что на рынке аналогичные товары присутствуют давно, а общество, только начав их производить, хочет перетянуть на себя всех клиентов конкурентов.
Нельзя использовать зарегистрированные товарные знаки конкурента в своей коммерческой деятельности, например, размещать на сайте, в каталоге товаров, писать о сотрудничестве с компаниями, если это прямо не разрешено в договоре.
Например, ООО «Локи» написало на своем сайте, что является эксклюзивным дистрибьютором на территории России инструментов известного шведского бренда. На самом деле, у шведской компании-производителя в России была другая тактика распространения товаров — множество небольших компаний в разных регионах, а не один эксклюзивный дистрибьютор.
Небольшие компании, которые официально продавали шведские инструменты, пожаловались в ФАС, и действия ООО «Локи» признали недобросовестной конкуренцией.
Нельзя создавать и использовать товарные знаки, которые полностью копируют или похожи до степени смешения на логотипы конкурента. Сначала компания должна попытаться зарегистрировать такой товарный знак — скорее всего, он не пройдет проверку Роспатента. В противном случае конкуренция будет признаваться недобросовестной.
Как бороться с недобросовестной конкуренцией
С большинством видов недобросовестной конкуренции можно справиться с помощью обычной жалобы в ФАС. Антимонопольный орган проведет проверку, вынесет решение, а комиссия ФАС или суд, если потребуется, может привлечь пострадавшую компанию в качестве заявителя.
О защите товарных знаков рекомендуем позаботиться заранее. Поэтому зарегистрируйте свой товарный знак в Роспатенте. Чтобы заранее обезопасить себя от недобросовестных конкурентов, которые захотят воспользоваться вашей репутацией, стоит зарегистрировать его не только в отношении обозначений, но и в отношении товара, его формы, этикетки, упаковки. Вам не откажут, если элементы будут оригинальны и не обусловлены лишь функциональным назначением.
К сожалению, регистрация собственного знака — это не стопроцентная гарантия защиты от недобросовестных конкурентов. Она не исключает возможности возникновения сходных обозначений. Мониторить их регистрацию вы можете через реестры заявок на официальном сайте Роспатента.
Если вы обнаружили, что обозначение, похожее на ваше, собираются зарегистрировать или уже зарегистрировали, пора собирать доказательства. Нельзя знать наверняка, какие из них примет Роспатент или суд, поэтому лучше фиксировать свидетельства нарушений по максимуму.
Делайте скриншоты в соцсетях и на сайте конкурента и, по возможности, заверяйте их нотариально, чтобы суд не усомнился в подлинности. Не будут лишними также чеки, ценники, квитанции и другие документы, фотографии вывесок или рекламы в интернете или на ТВ.
Ответственность за недобросовестную конкуренцию
Если вы подали жалобу в ФАС, антимонопольный орган проверит ее и, скорее всего, компанию, о которой вы писали в жалобе.
Когда ФАС находит нарушения по результатам проверки, сначала она обычно выносит предписание или предупреждает — нужно прекратить незаконные действия, иначе будет штраф.
Если конкурент не перестает нарушать закон, ФАС может оштрафовать компанию:
- за неисполнение предупреждения: от 100 до 500 тыс. рублей или от 0,01 до 0,15% суммы выручки от реализации товара с чужим логотипом . 100 тысяч — минимальная ответственность (ст. 14.33 КоАП РФ);
- за неисполнение предписания: от 200 до 500 тыс. рублей (ч. 2.5 ст. 19.5 КоАП РФ).
Бороться с недобросовестной конкуренцией можно своими силами, но эффективнее и безопаснее обратиться к надежным юристам. Патентное бюро «Гардиум» имеет богатый опыт успешной работы по борьбе с недобросовестной конкуренцией и предлагает широкий спектр услуг в этой области. Мы можем помочь не только с судами, но и по другим направлениям, в том числе с:
- проверкой товарного знака онлайн;
- регистрацией (в том числе ускоренной и международной) товарного знака и его оценкой;
- регистрацией программ ЭВМ и баз данных;
- патентованием изобретений, полезных моделей, промобразцов;
- регистрацией договоров.
Один из успешных кейсов, в котором эксперты Гардиум помогли компании защитить свое запатентованное изобретение, — спор между ООО «Завод Энергетик» и ООО «ПК «Астон-Электротехника». Истец и ответчик — прямые конкуренты на рынке птицезащитных устройств, используемых для того, чтобы птицы не садились на различные объекты.
ООО «ПК «Астон-Электротехника» обвинило ООО «Завод Энергетик» в незаконной регистрации патентов на изобретения птицезащитных устройств, указав на то, что изобретения копируют устройства истца. Также истец разослал письма контрагентам ответчика с предупреждением о поставке ответчиком контрафакта, очевидно, с намерением навредить деловой репутации контрагента.
Эксперты Гардиум помогли ответчику обосновать уникальность изобретения, в том числе, за счет организации орнитологической экспертизы. В изобретении ответчика были выпуклые элементы, не предназначенные для отпугивания птиц, а истец настаивал на том, что они выполняют ту же функцию, что и контрастная штриховка в виде глаз хищной птицы на его изобретении, следовательно, защищает от присаживания птиц на объект.
Орнитолог подтвердил позицию ООО «Завод Энергетик», а также приложил фотографию птицы на выпуклом элементе изобретения ответчика, которая доказала, что птиц этот элемент не отпугивает.
Спор длился более 8 месяцев, но в итоге было прекращено — нарушений антимонопольного законодательства со стороны ответчика ФАС не выявила.