Поначалу идею Овчинникова всерьез не восприняли даже его друзья-архитекторы, но постепенно модульные дома стали набирать популярность. «Сейчас это полноценные дома для круглогодичного проживания. В них живут семьи, растут дети», — говорит Овчинников.
Вместе со спросом появились предложения о партнерстве от архитекторов и строительных бригад из регионов. Тогда Овчинников разработал франшизу. Паушальный взнос составляет 450 тыс. руб., роялти — 5%. Иван изучает каждое производство и может отказать, если оно не соответствует его требованиям.
Представители «ДубльДома» сейчас работают в Подмосковье, Санкт-Петербурге, Казани, Смоленске, Воронеже, Екатеринбурге и даже в Чехии. В 2018 году откроется производство в США: у местных партнеров уже есть 200 предзаказов, говорит Овчинников.
Нияз Гараев, франчайзи из Казани, узнал о «ДубльДоме» в 2015 году. Он тогда строил дом для своей семьи, но, как обычно, стройка затянулась. Гараев управлял собственной веб-студией и решил, что дома, как и сайты, нужно производить «на конвейере». Он увидел проекты Овчинникова и настолько проникся идеей, что забросил IТ-бизнес и решил стать строителем. Между знакомством с Иваном Овчинниковым и покупкой франшизы прошло всего десять дней.
По словам Гараева, первое время продаж почти не было: в Татарстане только присматривались к модульным домам. Предприниматель сам поселился в модульном доме площадью 130 кв. м и стал вести блог, где рассказывал о плюсах и минусах необычного строения. Через год появились первые покупатели. «Теперь мы прирастаем реальными клиентами, а до этого у нас была армия виртуальных», — рассказывает предприниматель.
Вместе с франчайзи у Овчинникова появились многочисленные конкуренты, которые частично или полностью копируют идею, внешний вид домов и даже торговую марку. Некоторые размещают на своих ресурсах фотографии и описания домов с сайта «ДубльДома».
По словам Алексея Федоряки, руководителя практики защиты промышленной собственности патентно-адвокатского бюро «Гардиум», если клоны используют чужой товарный знак и «воруют» фотографии и тексты, с них можно взыскать компенсацию в суде, а также привлечь к административной ответственности в виде штрафа до 40 тыс. руб. за нарушение авторских прав и до 500 тыс. руб. за недобросовестную конкуренцию.
Овчинников уже запатентовал товарный знак и патентует технологию. Но архитектор считает борьбу с клонами в судах малоэффективной: на место одних придут другие. Для него основные инструменты борьбы — снижение цены за счет масштабирования производства и запуск новых разработок. По его наблюдениям, клоны обычно демпингуют, начинают экономить на материалах и в итоге быстро разоряются.
РБК связался с одним из клонов, использующих фотографии с сайта «ДубльДома». Антон Милехин, представитель «Компактдома», рассказал, что строительство модульных домов для его компании было экспериментальным проектом. Он с партнерами изучил проекты Овчинникова и собрал 35 похожих строений. Продать удалось 32 дома по цене от 650 тыс. до 1 млн руб. — на 34% дешевле оригинала. Но на этом эксперимент решили прекратить, так как бизнес оказался нерентабельным.