+7 (495) 665 82 58
info@gardium.ru

/

+7 (495) 665 82 58
Личный кабинет

Использование чужого логотипа

2 085
0 комментариев
4 минут

Логотипы защищаются законом как средства индивидуализации. Чтобы лого получило гарантированную защиту, его регистрируют в Роспатенте: так проще доказать нарушение прав, легче получить за это компенсацию. Подробнее об этом расскажем в статье.

Зарегистрировать логотип можно в качестве товарного знака . Товарный знак в РФ – это средство индивидуализации товаров, услуг или компании. Товарные знаки бывают самых разных видов, логотипы относятся к категории изобразительных – то есть тех обозначений, которые содержат в себе графический и, как правило, словесный элементы.

Поскольку использовать чужой логотип незаконно, правообладатели товарных знаков могут подать иск против нарушителей в суд, потребовать компенсации и так далее.

Анализ судебного спора по использованию логотипа
Ирина Резникова
Ирина Резникова
Старший партнер, патентный поверенный № 1947

Существует несколько основных видов нарушений прав на логотипы. Главный критерий, по которому можно определить факт нарушения – это использование чужого лого для получения выгоды.

Вид нарушения Как происходит Особенности
Размещение логотипа на сайте без согласия правообладателя Нарушитель размещает сторонний логотип для извлечения выгоды, привлечения клиентов. При этом правообладатель на такое использование не соглашался, не имеет каких-либо договорных и финансовых отношений с нарушителем Есть исключение, которое касается маркетплейсов и интернет-магазинов. В момент покупки товара у производителя происходит исчерпание права, поэтому такое использование не считается нарушением – если товар оригинальный, выгоду от его реализации получит производитель (он же – правообладатель)
Торговля контрафактным товаром Нарушитель реализует контрафактный товар под товарным знаком известного бренда или реализует оригинальный товар, но в рамках «серого» импорта Исключение – список товаров, разрешенных к параллельному импорту в условиях санкций
Использование в рекламе Нарушитель размещает лого на своих промоматериалах, на вывесках без согласия правообладателя. В таких случаях речь идет о введении потребителей в заблуждение Могут возникнуть трудности с доказыванием нарушения в отдельных случаях. Например, при «пародийном использовании». Пародийный характер использования не является нарушением, но его еще нужно доказать. Например, нарушители не сумели доказать пародийность в использовании образа Ждуна (а он зарегистрирован как товарный знак) в своей рекламе с лозунгами, обыгрывающими процесс ожидания. Суд счел, что в этих случаях был юмор, но не было пародии
Нанесение на сувенирную продукцию Нарушитель размещает чужой логотип на различной сувенирной продукции – от футболок до кружек и блокнотов, когда правообладатель не давал на это разрешения Чаще всего споры происходят вокруг мерча. Например, если на сайте, который делает сувенирную продукцию, есть примеры футболок с принтами, на которых размещено чужое лого, это будет незаконным использованием
Переработка Нарушитель меняет чужой логотип – обрезает, добавляет надписи и иные элементы и прочее. При плагиате происходит нарушение как интеллектуальных, так и авторских прав Если измененный логотип узнаваем, заметно сходство до степени смешения, тогда автор или правообладатель могут провести экспертизу и доказать переработки. Тогда штраф, который присудят нарушителю, будет больше


Важно: нарушением считается уже сам факт предложения к продаже товаров под чужим лого.

Как нарушают права на Wildberries - вебинар от юристов Гардиума

Когда нарушения нет

Не каждый случай использования чужого лого нарушает закон. Есть несколько исключений:

  • «Свои» цели. Если логотип размещен на торте в подарок на день рождения, то существование такого торта не нарушает права. Выставлять такой образец на витрину, напротив, может быть чревато последствиями.
  • Информационные цели. Если логотип используется для иллюстрации новостного контента о бренде, например, освещения юридических споров с участием правообладателя, это будет трактоваться законом как открытая публичная информация.
  • Пародия на бренд. Если удастся доказать пародийность использования логотипа, это не будет считаться нарушением.

Как наказывают за использование чужих логотипов

Если нарушитель – физическое лицо, за нарушение прав на товарные знаки предусмотрена административная и уголовная ответственность . Юридические лица получают только административные наказания: штрафы, уничтожение контрафактного товара, запрет на использование лого. Объем наказания зависит от масштабов незаконного использования и статуса нарушителя.

Максимальная сумма компенсации составляет пять миллионов рублей. Однако фактически сумма, как правило, не такая. Итоговый размер компенсации зависит от того, как именно ее рассчитывает суд и какие были представлены доказательства.

Стратегия победы в споре

Компенсацию можно рассчитать следующими способами:

  • Если можно посчитать объем реализованной контрафактной продукции, то сумму выручки нарушителя с этих продаж умножается на два.
  • Если право использования бренда передается по лицензионному договору или франшизе, то для требования компенсации удваивается стоимость лицензии или франшизы : как будто нарушитель купил право на продажу товара.
  • Если можно доказать нанесенный бренду ущерб, то эту сумму можно добавить к расчету компенсации. Ущерб и компенсация с точки зрения судов – не одно и то же.

Что делать с незаконным использованием логотипа

Безусловно, есть случаи, когда нарушение носит случайный характер. Например, если кто-то заказал пресс-волл, а изготовитель выложил его макет на сайт как образец товара. Подобные случаи обычно решаются одним письмом – если нарушение ненамеренное, то на письмо отреагируют, макет удалят.

Однако в большинстве случаев нарушения происходят осознанно. Тогда правообладателю необходимо собрать качественную доказательную базу.

Доказательствами могут быть:

  • скриншоты, в идеале – нотариально заверенные;
  • данные о количестве покупок товара на маркетплейсе или иной площадке;
  • контрольные закупки;
  • счета-фактуры, договоры, чеки.

Чем больше доказательств получится собрать, тем легче будет обосновать размер компенсации в суде.

В России действует претензионный порядок судопроизводства: до подачи иска в суд правообладатель должен написать нарушителю претензию с требованием прекратить использование чужого объекта интеллектуальной собственности, например, логотипа.

Сделать это можно несколькими способами, которые также можно реализовывать параллельно:

  • написать в хостинг о нарушении прав, потребовать блокировку сайта-нарушителя;
  • обратиться в маркетплейс и потребовать убрать нарушителя и его товар с площадки;
  • отправить претензию непосредственно на юридический адрес нарушителя с печатью и подписью.

Если ответа на эти обращения нет, можно смело обращаться в суд.

Как защитить домен от нарушений

Как действовать в ответ на претензию

Претензия сама по себе содержит необходимые требования. Лучше всего при получении претензии на нее отреагировать, потому что отсутствие действий со стороны получателя дает основание для обращения в суд.

Важно: В сфере споров вокруг интеллектуальной собственности досудебное мировое соглашение чаще дешевле, чем судебное разбирательство. Поэтому если требования и размер компенсации понятны обеим сторонам, лучше пойти на мировое. Иногда с правообладателем можно сразу договориться о подписании лицензионного соглашения или покупке франшизы, таким образом легализовать использование интеллектуальной собственности.

Спор в суде будет дороже, потребует привлечения юриста по интеллектуальным правам. Кроме того, в случае проигрыша ответчику придется платить не только компенсацию, но и ущерб, судебные издержки, пошлины и так далее.

Есть нюанс: иногда претензии направляют так называемые патентные тролли. Они не используют товарные знаки, но регистрируют их и пытаются получить компенсацию от предпринимателей, которые под этими знаками работают. Пример патентного троллинга – спор вокруг логотипа магазина «Трудяга муравей». Товарный знак был зарегистрирован известным патентным троллем, который требовал от магазина компенсацию. В суде «Трудяге муравью» удалось выиграть дело, доказав, что тролль злоупотребил правом.

Резюме

Когда открывается новый бизнес, шанс получить проблемы из-за выбранного названия или логотипа очень высок. Поэтому важно предварительно проверить логотип, убедиться, что его (или очень похожий) никто не использует. Сделать это можно, например, с помощью онлайн-сервиса «Гардиума». Сервис позволяет найти схожие обозначения среди зарегистрированных знаков, заявок и доменных имен.

Если же нарушение было выявлено после открытия бизнеса, его нужно зафиксировать, предпринять все действия по его устранению. При этом можно обратиться за помощью к юристам по интеллектуальным правам – они помогут и составить претензию, и рассчитать компенсацию и провести дело в суде.

Ирина Резникова

Ирина Резникова

Старший партнер, патентный поверенный № 1947
20 лет опыта в сфере интеллектуальной собственности, арбитражного судопроизводства и корпоративного права. Возглавляла правовое управление в топ-5 лизинговых компаний России. Лидер по взысканию компенсаций за незаконное использование товарных знаков.
Комментарии временно не доступны

Новое из раздела

Доменное имя как объект интеллектуальной собственности

Доменное имя как объект интеллектуальной собственности

Ирина Резникова
Ирина Резникова
Споры,
Средства индивидуализации товаров и юридических лиц: что нужно знать

Средства индивидуализации товаров и юридических лиц: что нужно знать

Кристина Гучмазова
Кристина Гучмазова
Споры,
Недобросовестная конкуренция в сфере прав на товарные знаки: что это такое и чем грозит

Недобросовестная конкуренция в сфере прав на товарные знаки: что это такое и чем грозит

Ирина Резникова
Ирина Резникова
Споры,

Ответственность и компенсация за нарушение прав на товарный знак

Дарья Полякова
Дарья Полякова
Споры,
Кража интеллектуальной собственности: что делать, если кто-то украл патент или товарный знак

Кража интеллектуальной собственности: что делать, если кто-то украл патент или товарный знак

Дарья Полякова
Дарья Полякова
Споры,

Сходство товарного знака до степени смешения: как определить и чем опасно

Маргарита Булычева
Маргарита Булычева
Споры,

Незаконное использование товарного знака: виды нарушений и ответственности

Ирина Резникова
Ирина Резникова
Споры,

Что делать, если получил исковое заявление за использование чужого товарного знака

Дарья Полякова
Дарья Полякова
Споры,

Как подать иск о нарушении товарного знака

Дарья Полякова
Дарья Полякова
Споры,

Популярное

Читать также

Как выбрать наименование юрлица

Ирина Резникова
Ирина Резникова
Споры,

Интеллектуальная собственность на маркетплейсах: как понять, простить и защитить

Ирина Резникова
Ирина Резникова
Споры,

Споры в сфере IT и по использованию программ

Ирина Резникова
Ирина Резникова
Программы,

Лицензионный договор на использование патента

Денис Волков
Денис Волков
Споры,

Расторжение лицензионного договора

Кристина Гучмазова
Кристина Гучмазова
Споры,

Регистрация ноу хау в Роспатенте

Дарья Полякова
Дарья Полякова
Споры,

Уступка товарного знака

Дарья Полякова
Дарья Полякова
Споры,

Защита ноу-хау (секрета производства)

Дарья Полякова
Дарья Полякова
Споры,

Защита в спорах по лицензионным договорам, договорам коммерческой концессии, договорам отчуждения и залога

Денис Волков
Денис Волков
Споры,

Лицензионный договор на товарный знак

Ирина Резникова
Ирина Резникова
Споры,

Договор об отчуждении исключительного права

Кристина Гучмазова
Кристина Гучмазова
Споры,

Регистрация договора коммерческой концессии

Кристина Гучмазова
Кристина Гучмазова
Споры,