В ближайшее время наши специалисты свяжутся с вами.
Использование чужого логотипа
Логотипы защищаются законом как средства индивидуализации. Чтобы лого получило гарантированную защиту, его регистрируют в Роспатенте: так проще доказать нарушение прав, легче получить за это компенсацию. Подробнее об этом расскажем в статье.
Зарегистрировать логотип можно в качестве товарного знака . Товарный знак в РФ – это средство индивидуализации товаров, услуг или компании. Товарные знаки бывают самых разных видов, логотипы относятся к категории изобразительных – то есть тех обозначений, которые содержат в себе графический и, как правило, словесный элементы.
Поскольку использовать чужой логотип незаконно, правообладатели товарных знаков могут подать иск против нарушителей в суд, потребовать компенсации и так далее.
Анализ судебного спора по использованию логотипаКак нарушают права на лого
Существует несколько основных видов нарушений прав на логотипы. Главный критерий, по которому можно определить факт нарушения – это использование чужого лого для получения выгоды.
Вид нарушения | Как происходит | Особенности |
---|---|---|
Размещение логотипа на сайте без согласия правообладателя | Нарушитель размещает сторонний логотип для извлечения выгоды, привлечения клиентов. При этом правообладатель на такое использование не соглашался, не имеет каких-либо договорных и финансовых отношений с нарушителем | Есть исключение, которое касается маркетплейсов и интернет-магазинов. В момент покупки товара у производителя происходит исчерпание права, поэтому такое использование не считается нарушением – если товар оригинальный, выгоду от его реализации получит производитель (он же – правообладатель) |
Торговля контрафактным товаром | Нарушитель реализует контрафактный товар под товарным знаком известного бренда или реализует оригинальный товар, но в рамках «серого» импорта | Исключение – список товаров, разрешенных к параллельному импорту в условиях санкций |
Использование в рекламе | Нарушитель размещает лого на своих промоматериалах, на вывесках без согласия правообладателя. В таких случаях речь идет о введении потребителей в заблуждение | Могут возникнуть трудности с доказыванием нарушения в отдельных случаях. Например, при «пародийном использовании». Пародийный характер использования не является нарушением, но его еще нужно доказать. Например, нарушители не сумели доказать пародийность в использовании образа Ждуна (а он зарегистрирован как товарный знак) в своей рекламе с лозунгами, обыгрывающими процесс ожидания. Суд счел, что в этих случаях был юмор, но не было пародии |
Нанесение на сувенирную продукцию | Нарушитель размещает чужой логотип на различной сувенирной продукции – от футболок до кружек и блокнотов, когда правообладатель не давал на это разрешения | Чаще всего споры происходят вокруг мерча. Например, если на сайте, который делает сувенирную продукцию, есть примеры футболок с принтами, на которых размещено чужое лого, это будет незаконным использованием |
Переработка | Нарушитель меняет чужой логотип – обрезает, добавляет надписи и иные элементы и прочее. При плагиате происходит нарушение как интеллектуальных, так и авторских прав | Если измененный логотип узнаваем, заметно сходство до степени смешения, тогда автор или правообладатель могут провести экспертизу и доказать переработки. Тогда штраф, который присудят нарушителю, будет больше |
Важно: нарушением считается уже сам факт предложения к продаже товаров под чужим лого.
Как нарушают права на Wildberries - вебинар от юристов Гардиума
Когда нарушения нет
Не каждый случай использования чужого лого нарушает закон. Есть несколько исключений:
- «Свои» цели. Если логотип размещен на торте в подарок на день рождения, то существование такого торта не нарушает права. Выставлять такой образец на витрину, напротив, может быть чревато последствиями.
- Информационные цели. Если логотип используется для иллюстрации новостного контента о бренде, например, освещения юридических споров с участием правообладателя, это будет трактоваться законом как открытая публичная информация.
- Пародия на бренд. Если удастся доказать пародийность использования логотипа, это не будет считаться нарушением.
Как наказывают за использование чужих логотипов
Если нарушитель – физическое лицо, за нарушение прав на товарные знаки предусмотрена административная и уголовная ответственность . Юридические лица получают только административные наказания: штрафы, уничтожение контрафактного товара, запрет на использование лого. Объем наказания зависит от масштабов незаконного использования и статуса нарушителя.
Максимальная сумма компенсации составляет пять миллионов рублей. Однако фактически сумма, как правило, не такая. Итоговый размер компенсации зависит от того, как именно ее рассчитывает суд и какие были представлены доказательства.
Компенсацию можно рассчитать следующими способами:
- Если можно посчитать объем реализованной контрафактной продукции, то сумму выручки нарушителя с этих продаж умножается на два.
- Если право использования бренда передается по лицензионному договору или франшизе, то для требования компенсации удваивается стоимость лицензии или франшизы : как будто нарушитель купил право на продажу товара.
- Если можно доказать нанесенный бренду ущерб, то эту сумму можно добавить к расчету компенсации. Ущерб и компенсация с точки зрения судов – не одно и то же.
Что делать с незаконным использованием логотипа
Безусловно, есть случаи, когда нарушение носит случайный характер. Например, если кто-то заказал пресс-волл, а изготовитель выложил его макет на сайт как образец товара. Подобные случаи обычно решаются одним письмом – если нарушение ненамеренное, то на письмо отреагируют, макет удалят.
Однако в большинстве случаев нарушения происходят осознанно. Тогда правообладателю необходимо собрать качественную доказательную базу.
Доказательствами могут быть:
- скриншоты, в идеале – нотариально заверенные;
- данные о количестве покупок товара на маркетплейсе или иной площадке;
- контрольные закупки;
- счета-фактуры, договоры, чеки.
Чем больше доказательств получится собрать, тем легче будет обосновать размер компенсации в суде.
В России действует претензионный порядок судопроизводства: до подачи иска в суд правообладатель должен написать нарушителю претензию с требованием прекратить использование чужого объекта интеллектуальной собственности, например, логотипа.
Сделать это можно несколькими способами, которые также можно реализовывать параллельно:
- написать в хостинг о нарушении прав, потребовать блокировку сайта-нарушителя;
- обратиться в маркетплейс и потребовать убрать нарушителя и его товар с площадки;
- отправить претензию непосредственно на юридический адрес нарушителя с печатью и подписью.
Если ответа на эти обращения нет, можно смело обращаться в суд.
Как защитить домен от нарушений
Как действовать в ответ на претензию
Претензия сама по себе содержит необходимые требования. Лучше всего при получении претензии на нее отреагировать, потому что отсутствие действий со стороны получателя дает основание для обращения в суд.
Важно: В сфере споров вокруг интеллектуальной собственности досудебное мировое соглашение чаще дешевле, чем судебное разбирательство. Поэтому если требования и размер компенсации понятны обеим сторонам, лучше пойти на мировое. Иногда с правообладателем можно сразу договориться о подписании лицензионного соглашения или покупке франшизы, таким образом легализовать использование интеллектуальной собственности.
Спор в суде будет дороже, потребует привлечения юриста по интеллектуальным правам. Кроме того, в случае проигрыша ответчику придется платить не только компенсацию, но и ущерб, судебные издержки, пошлины и так далее.
Есть нюанс: иногда претензии направляют так называемые патентные тролли. Они не используют товарные знаки, но регистрируют их и пытаются получить компенсацию от предпринимателей, которые под этими знаками работают. Пример патентного троллинга – спор вокруг логотипа магазина «Трудяга муравей». Товарный знак был зарегистрирован известным патентным троллем, который требовал от магазина компенсацию. В суде «Трудяге муравью» удалось выиграть дело, доказав, что тролль злоупотребил правом.
Резюме
Когда открывается новый бизнес, шанс получить проблемы из-за выбранного названия или логотипа очень высок. Поэтому важно предварительно проверить логотип, убедиться, что его (или очень похожий) никто не использует. Сделать это можно, например, с помощью онлайн-сервиса «Гардиума». Сервис позволяет найти схожие обозначения среди зарегистрированных знаков, заявок и доменных имен.
Если же нарушение было выявлено после открытия бизнеса, его нужно зафиксировать, предпринять все действия по его устранению. При этом можно обратиться за помощью к юристам по интеллектуальным правам – они помогут и составить претензию, и рассчитать компенсацию и провести дело в суде.