+7 (495) 665 82 58
info@gardium.ru

/

+7 (495) 665 82 58
Личный кабинет

Как запатентовать игру в России

4 405
0 комментариев
8 минут

Авторы компьютерных и настольных игр хотят защитить свои произведения, чтобы получить монополию на них и не делить прибыль с пиратами и недобросовестными конкурентами. Но в ГК РФ четко написано: патентовать правила и методы игр нельзя.

Ирина Резникова
Ирина Резникова
Управляющий партнер, патентный поверенный № 1947
Патентование с гарантией

Разбираемся, как защитить игру, чтобы стать ее полноценным правообладателем, иметь возможность контролировать прибыль от разработки, продавать мерч и распоряжаться своей интеллектуальной собственностью как угодно. В этом поможет и патентование, и другие способы защиты ИС.

Какие права есть у автора игры

Автор — это человек, который самостоятельно создал объект интеллектуальной собственности, в том числе игры. Он может делать со своим произведением что угодно: продавать, видоизменять, публиковать в открытом доступе или наоборот запрещать его публикацию.

Права на произведение сохраняются у автора всю жизнь и 70 лет после смерти. Потом объект становится общественным достоянием и кто угодно может использовать его без разрешения. Но пока права принадлежат автору или правообладателю — человеку или компании, которые получили у автора право распоряжаться произведением, без их согласия никто не может использовать этот объект.

Компенсация за незаконное использование чужих объектов авторского права — от 10 000 ₽ до 5 000 000 ₽.

Важно помнить, что автор — тот, кто создавал произведение своими руками. Поэтому если над вашей игрой работают 5 дизайнеров, 3 сценариста и 6 программистов — все они являются авторами той части, которую сами создали. Нужно получать у них исключительные права на использование созданных ими объектов.

У автора навсегда остается право называть себя автором своего произведения. А права на использование, видоизменение, выпуск, тиражирование, распространение, сообщение в эфир, в том числе через интернет, он может продать или передать навсегда или во временное пользование.

Какие элементы игр можно запатентовать или защитить другим способом

Существует 3 способа защиты интеллектуальной собственности, которые подходят для игр — это авторское право, патентование и получение товарного знака. Каждый из этих способов защищает свою часть игры и дает автору права на определенную часть разработки.

Как правило, игры состоят из следующих элементов:

  1. название
  2. идея игры, правила
  3. дизайн упаковки, графика
  4. игровое поле
  5. персонажи
  6. код — для компьютерных игр

Рассмотрим, как защищать каждый из этих элементов.

Название

Названия игр лучше регистрировать в качестве товарного знака.

Товарные знаки регистрируют в классах международного классификатора товаров и услуг (МКТУ). Необходимо выбрать подходящие для вашей деятельности классы и подать заявку. Учитывайте всё, чем планируете заниматься: например, если вы планируете выпускать брендированный мерч или проводить мероприятия по своей игре, лучше заранее зарегистрировать название и в этих классах тоже.

Товарный знак действует в той стране, где пройдена регистрация. Госпошлина за регистрацию в РФ составляет в районе 35 000 – 50 000 ₽, оплачивается двумя частями. Точная стоимость зависит от количества выбранных классов. Время регистрации — 6 – 12 месяцев.

Идея игры и правила

Идеи и правила игр неохраноспособны. Любая информация, которая хранится только в голове у человека, не может получить охрану по закону. Но если эту информацию записать в форме текста, видео или иначе — она станет объектом авторского права. Это относится и к идеям или правилам игр. Важно учитывать, что авторское право защищает форму: то есть, под охраной ваша идея будет именно в том виде, в котором вы ее оформили или записали.

Поскольку единого механизма доказывания авторства не существует, то автором признается человек, который сумеет подтвердить, что владел произведением раньше всех. Чтобы иметь возможность в случае спора подтвердить свое авторство, нужно заранее подготовить доказательства.

В момент, когда вы записали идеи или правила игры на материальный носитель: на бумагу или в файл на ПК, отправьте их себе по почте или получите свидетельство о депонировании.

Для суда доказательства будут убедительными только в случае, если у вас не будет возможности редактировать дату или содержание произведения. То есть, если выложить статью на своем сайте, где у владельца есть возможность редактировать дату размещения и контент, это не будет являться доказательством. А если отправить письмо себе по электронной почте, где нет возможности изменить дату отправки и содержимое — это будет являться доказательством.

Дизайн упаковки и графика

Весь дизайн можно защитить тремя способами: как товарный знак, патент на промышленный образец или как объект авторского права. Как понять, какой способ подойдет именно вам:

  • Товарный знак — в качестве товарного знака регистрируют ключевые элементы: главных героев, логотип и подобные.
  • Авторское право — защищает все визуальные элементы. Защита действует в 181 стране, где подписали Бернскую конвенцию. Доказывать права на произведение в случае спора придется через суд. Если пираты не просто скопируют произведение, а внесут в него изменения — доказать факт недобросовестной переработки может быть сложно.
  • Патент на промышленный образец — запатентовать можно игровое поле, второстепенных героев и другие элементы. Защита действует только в тех странах, где получен патент. При наличии патента доказать в суде факт правообладания элементами проще, чем в ситуации, если есть только свидетельство о депонировании.

Игровое поле

Игровое поле защищают как объект авторского права или с помощью патента. Есть два варианта патентования: промышленный образец, который защищает только дизайн, или патент на полезную модель. Вторым способом можно защитить объект, если вы придумали кардинально новое решение.

Например, как полезную модель защитили игровую доску для шашек с полями 20 на 20 клеток.

Патент на промобразец дает защиту дизайна до 20 лет, потом объект станет объектом общественного достояния. Патент на полезную модель выдается максимум на 10 лет. Если у вас в планах использовать объекты дольше и международно — лучше дополнительно подтверждать права с помощью депонирования. Тогда объекты будут под защитой в течение жизни автора и еще 70 лет.

Главный персонаж

Главного персонажа, как правило, регистрируют как товарный знак. При этом он продолжает оставаться объектом авторского права. Это дает правообладателям двойную защиту.

Патентование компьютерных игр и мобильных приложений

Весь код, вне зависимости от того, для чего он написан, является объектом авторского права. Для подтверждения своего первенства как автора код можно поместить на хранение в частный репозиторий или зарегистрировать ПО для ЭВМ в Роспатенте. В последнем случае код будет храниться в патентном ведомстве без доступа к нему третьих лиц, но если потребуются доказательства, то у правообладателя будет возможность подтвердить, данные.

Если вы создали новое техническое решение — его защищают как патент на изобретение. При патентовании не будет учитываться код, только способ работы ПО или то техническое решение, которое вы защищаете.

Патент на изобретение действует до 20 лет. Других способов защитить такое решение нет.

Весь дизайн защищают с помощью патента на промышленный образец и как объекты авторского права.

Как подать заявку на патентование игры

Товарные знаки, патенты и ПО для ЭВМ регистрируют в Роспатенте. Для получения патента на изобретение необходимо собрать список документов:

  • заявка — заполняется по форме Роспатента;
  • описание изобретения — прописывается самостоятельно;
  • патентная формула — прописывается самостоятельно;
  • реферат — сокращенная версия описания;
  • чертежи и другие визуальные материалы — если есть;
  • квитанции об уплате госпошлины.

Самый важный документ при патентовании как изобретения, так и полезной модели — патентная формула. Именно по ней определяется степень защиты и критерии, по которым эксперты в дальнейшем будут оценивать нарушения. При составлении заявки на промобразец патентную формулу прописывать не нужно.

Документы отправляют в Роспатент по почте или электронно — через сайт ФИПС или Госуслуги.

Как защитить свою игру от копирования конкурентами

Для защиты компьютерной или настольной игры важно правильно определить охраняемые элементы и наилучший для правообладателя способ охраны этих элементов. А еще — получить все необходимые права от авторов, то есть, людей, которые лично работали над игрой.

Если вы создали уникальное для своей отрасли решение и для его защиты требуется патент на изобретение или полезную модель — важно правильно провести патентный поиск, чтобы убедиться, что подобных решений в мире правда еще не существует. И составить патентную формулу так, чтобы получить максимально возможную защиту.

Для регистрации названия, логотипа и ключевых персонажей в качестве товарного знака главное — провести предварительную проверку на тождество и сходство, чтобы убедиться в уникальности обозначений. И верно определить классы МКТУ, чтобы не пришлось проходить регистрацию и платить госпошлину заново.

Если Роспатент в ходе проверки найдет похожие обозначения или разработки — заявку на патентование или регистрацию товарного знака отклонят, а госпошлину не вернут. Повторную заявку на патент подать будет проблематично: могут противопоставить вашу же первую заявку. Поэтому предварительный поиск так важен.

Когда свидетельства, подтверждающие ваши права на интеллектуальную собственность, получены — можно направлять конкурентам и площадкам, на которых размещен контрафакт претензии с просьбой удалить пиратский контент. И требовать компенсации за нарушения прав через суд.

Что делать, если идею вашей игры украли и выдают за свою

Если пираты украли идею вашей игры и выдают за свою, а у вас есть все необходимые документы, подтверждающие права на интеллектуальную собственность — можете составлять претензию нарушителям и площадке, где размещен контрафакт. Претензия составляется в свободной форме. Важно указать, какие именно объекты вы требуете удалить, приложить охранные документы и указать, что через 30 дней обратитесь в суд.

Если охранных документов нет — лучше сразу обратиться к юристам по интеллектуальной собственности. Они оценят ситуацию и найдут способы, чтобы подтвердить ваши права на разработку. Вероятнее всего решать спор с пиратами придется через суд.

Для защиты интеллектуальной собственности очень важно обращаться именно к юристам, которые специализируются на защите интеллектуальной собственности

Самый надежный способ получить права на игру

Самый эффективный и надежный способ оформить и защитить права на компьютерную игру — обратиться к экспертам «Гардиум». Юристы по интеллектуальному праву с опытом от 10 лет помогут вам:

  • составить договоры с авторами о передаче вам исключительных прав на все разработки;
  • определить список охраняемых элементов;
  • определить самые эффективные в вашем случае способы защиты;
  • провести все необходимые предрегистрационные проверки;
  • правильно составить список документов для подачи заявок на регистрацию;
  • получить права на всю интеллектуальную собственность.

В команде «Гардиум» есть юристы, патентные поверенные и эксперты по оценке ИС. Вы получите комплексную защиту своей игры. Первая консультация — бесплатно.

Тарифы

Консультация патентного поверенного
0 ₽
Заказать
Регистрация товарного знака с гарантией
от 69 000 ₽
Заказать
Патентование промышленного образца
от 60 000 ₽
Заказать
Ирина Резникова

Ирина Резникова

Управляющий партнер, патентный поверенный № 1947
Более 20 лет опыта в сфере интеллектуальной собственности, арбитражного судопроизводства и корпоративного права. Возглавляла правовое управление в топ-5 лизинговых компаний России. Лидер по взысканию компенсаций за незаконное использование товарных знаков.
Комментарии временно не доступны

Новое из раздела

Популярное

Читать также

Включение ПАК в реестр Минцифры

Ирина Резникова
Ирина Резникова
Программы,

IP Cases: Роспатент VS Руссиано — есть ли противоречие общественным интересам

Арина Ворожевич
Арина Ворожевич
IP Дайджест,

IP Cases: бездействие франчайзи как отказ от исполнения договора франшизы

Арина Ворожевич
Арина Ворожевич
IP Дайджест,

Highlights: Гудвилл

Арина Ворожевич
Арина Ворожевич
IP Дайджест,

Trends: когда исключено правомерное цитирование

Арина Ворожевич
Арина Ворожевич
IP Дайджест,

Trends: защита исключительных прав на ноу-хау

Арина Ворожевич
Арина Ворожевич
IP Дайджест,

Кейс: территориальные границы исключительного права на товарный знак

Арина Ворожевич
Арина Ворожевич
IP Дайджест,
Как придумать название бренда косметики

Как придумать название бренда косметики

Маргарита Булычева
Маргарита Булычева
Товарные знаки,
Как придумать свой бренд для ручной работы

Как придумать свой бренд для ручной работы

Дарья Полякова
Дарья Полякова
Товарные знаки,
Как успешно зарегистрировать товарный знак в 2024 году

Как успешно зарегистрировать товарный знак в 2024 году

Ирина Резникова
Ирина Резникова
Товарные знаки,
Как оформить вывеску на фасаде

Как оформить вывеску на фасаде

Ирина Резникова
Ирина Резникова
Товарные знаки,
Знак обслуживания как способ индивидуализации бизнеса в сфере услуг

Знак обслуживания как способ индивидуализации бизнеса в сфере услуг

Ирина Резникова
Ирина Резникова
Товарные знаки,