НАДЁЖНОСТЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ФЕДЕРАЛЬНОМ МАСШТАБЕ

Как запатентовать бренд?

Вы сформировали любимый потребителями бренд и успешно работаете. Но внезапно появляются конкуренты и копируют ваш стиль. Превентивные меры в такой ситуации – получить патент на бренд. Или, говоря юридическим языком – зарегистрировать товарный знак.

Что такое бренд, товарный знак или торговая марка?

В нормативных документах сам термин «бренд» никак не расшифровывается. Судебная практика использует терминологию из маркетинговых научных работ: "Бренд это индивидуальные признаки субъекта бизнеса в разнообразных формах и их совокупности". 

Фактически бренд – это некое обозначение, которое ассоциируется у конечного потребителя с деятельностью или продуктом конкретного бизнеса. Выделяют словесную, графическую и даже звуковую форму бренда. 

Говоря о патентовании бренда обычно имеется ввиду регистрация фирменного наименования или товарного знака – эти объекты интеллектуальной собственности подлежат государственной регистрации в Роспатенте, и свидетельство о регистрации можно использовать для защиты в суде.

  • Под товарным знаком в ГК РФ понимают обозначение, которое служит средством индивидуализации товаров юрлиц и ИП
  • Фирменное название – тоже самое, но в отношении названия компании.
Бесплатная проверка товарного знака

Проверка проводится по актуальным базам товарных знаков, зарегистрированных на территории РФ

Важно: несмотря на регистрацию фирменного наименования, никто не будет застрахован от регистрации юрлица с аналогичным названием. В спорах между схожими обозначениями приоритет получает тот, кто первым подал заявку на регистрацию товарного знака в Роспатент.

Что можно и нужно запатентовать?

Под термином торговая марка сейчас понимают совокупность определенных обозначений, с помощью которых товар выделяется на рынке. Есть несколько видов обозначений, под которыми могут быть зарегистрированы торговые марки:

  • Словесное
  • Графическое
  • Объемное
  • Комбинированное
  • Звуковое

Бренд может включать в себя:

  • Наименование
  • Логотип
  • Слоган
  • Иные измеряемые физические характеристики, включая цветовое решение

Важно: бренд – это не только название марки и ее логотип. Это совокупность различных текстовых и дизайнерских элементов.

Какие законы помогают компании защитить свой бренд?

Сталкиваясь с задачей запатентовать фирменное название или товарный знак, стоит как минимум изучить гл. 76 ГК РФ. Главные статьи, защищающие бренд:

  • Короткое описание фирменного названия дано в статье 1473
  • Понятие товарного знака есть в статье 1477
  • В статье 1476 содержится информация о соотношении фирменного наименования и товарного знака или знака обслуживания.
  • В статьях 1492-1507 указана нормативная информация о процессе регистрации бренда
  • Статьи 1510-1511 рассказывают о возможности запатентовать коллективный бренд

Можно изучить специальные методические рекомендации от Роспатента и не тратить время на исследование всех частей ГК по теме. Подробнее нужно читать в приказе Роспатента от 31.12.09 №197.

Регистрируем бренд - проверяем уникальность

Чтобы запатентовать любой бренд и не получить отказ, нужно избегать повторений и тождественности в элементах торгового знака.

Проверка онлайн-сервисами не гарантирует положительного решения по вашей торговой марке. Проверяется не только уникальность обозначения, но и прочие отличительные признаки, в том числе фонетика обозначения. Итоговое решение принимает эксперт Роспатента субъективно. Поэтому ориентироваться стоит на экспертное мнение специалиста, знакомого с методологией работы в этом управлении.

Если не проверить уникальность бренда еще до подачи заявления в Роспатент, можно потерять от 8 до 15 месяцев. Оплаченную госпошлину не возвращают. После отказа процесс регистрации придется повторять с первого шага.

Специалисты патентного бюро проверяют уникальность как с помощью экспресс-методов, так и с помощью глубоких проверок, взаимодействуя с экспертами. Изучаются все элементы торгового знака.

Что такое классы МКТУ

Разрабатывая элементы бренда, нужно учитывать так называемые классы МКТУ. Это специально разработанный классификатор из 34 классов товаров и 11 классов услуг.

Если в разработанном товарном знаке есть сходство с уже зарегистрированным брендом, то стоит проверить его по классификации. Регистрация будет допустимой, если имеющееся обозначение находится в ином классе.

Пример. Знак шампуня Orange уже зарегистрирован. Но получить свидетельство на сок Orange возможно, так как бренды действуют в разных классах.

Cейчас в каталоге МКТУ около 1200 страниц текста на листах А4.

Как грамотно подать заявление в Роспатент?

Процесс регистрации бренда проходит в несколько шагов. Вам понадобится:

  • Подготовить заявление, ориентируясь на приказ Роспатента № 32
  • Приложить к нему перечень товаров и услуг, которые входят в патенты на бренд
  • Сделать распечатку формата А4 с изображением бренда (в крупном разрешении, ориентироваться на минимум 300 dpi)
  • Подготовить словесное описание, с указанием в том числе истории бренда
  • Приложить чек об оплате госпошлины

Основные требования к заявлению из приказа Роспатента:

Антикризисные цены
  • Заявление пишется только на русском языке
  • Указываем почтовый адрес с индексом
  • Пишем название ООО или ИП, добавляем реквизиты
  • Указываем, куда конкретно направляем (Роспатент или иной орган исполнительной власти)
  • Пишем коды страны и ОКПО
  • Вносим данные патентного поверенного, если он имеется

Не забудьте добавить словесное описание как логотипа, так и слогана. Если у слогана есть дизайнерские отличия, то их тоже нужно указать словесно. Например: слово «Превосходно» используется шрифтом таким-то, с виньетированием буквы «П», цветом в системе RGB номер такой-то.

Причины для отказа в патенте бренда

Запатентовать лейбл или иные отличительные признаки не получится, если ваша заявка на патент попадает под один или несколько признаков, перечисленных в статье ст. 1483 ГК РФ.

Частые ошибки в получении заявки на патент:

Бесплатная
видеоконсультация
Ирина Резникова
Ирина Резникова

Старший партнер, патентный поверенный № 1947

  • Бренд содержит бессмысленные символы
  • Противоречит признакам гуманности
  • Вводит потребителя в заблуждение
  • Бренд использует официальные или общеупотребительные названия различных культурных объектов

Сроки регистрации бренда в России

Стандартные сроки регистрации бренда в России по закону – 18 месяцев. На деле же процесс может затянуться на неопределенный период, так как заявление может вернуться на любом этапе.

Получить отказ в регистрации бренда компания может при формальной проверке, которая длится 1-2 месяца, либо во время полной проверки – 10-12 месяцев в органах Роспатента.

Затянуть срок может запрос дополнительных документов из Роспатента: у экспертов ФИПС могут появиться вопросы относительно вашего бренда. Вопрос направляется письмом, и у вас есть три месяца на ответ.

Наше патентное бюро предлагает максимально ускорить процесс регистрации бренда. Получить свидетельство можно по ускоренной схеме – за 11 месяцев.

Начать процедуру регистрации вы можете с предварительной проверки вашего бренда на возможность регистрации - оставьте заявку. 

Комментарии временно не доступны

Услуги и цены

Дешевле не бывает

Экспертное содействие
в подаче заявки

  • Классификация видов деятельности согласно МКТУ
  • Расчет патентной пошлины
  • Подготовка и подача заявки в Роспатент
Показать подробности
от 12 400 руб. , от 11 месяцев
Все включено

В стоимость входят услуги пакета "Дешевле не бывает", а также:

  • Оплата пошлин со скидкой 30%
  • Проверка по всем базам и закрытым реестрам
  • Доработка до уникальности (3 варианта)
  • Ведение делопроизводства, автоматизированное информирование о ключевых этапах и статусе проекта
  • Ответы на неограниченное количество запросов Роспатента
  • Ответ на входящую претензию или привлечение нарушителей к ответу в течение 1 года после регистрации
Показать подробности
от 41 000 руб. , от 11 месяцев
Форсаж 2.0
В стоимость входят услуги пакета "Всё включено", а также:

  • Ускоренная проверка по всем базам за 2 дня
  • Ускоренное получение свидетельства
  • Защита в ППС в случае оспаривания недобросовестным конкурентом в течение года после регистрации.
Показать подробности
от 289 500 руб. , от 2 месяцев

Личный кабинет

Уникальный веб-сервис для управления интеллектуальной собственностью

Нам доверяют 12 000 клиентов

Наши достижения

Почему выбирают нас:

  • входим в число лучших юридических фирм в области ИС по версии рейтингов «Право.ру» и «Коммерсанта»
  • находимся в международном рейтинге Best Lawyers Russia
  • являемся официально аккредитованным партнером Российского Экспортного Центра
  • входим в международную ассоциацию по товарным знакам INTA (ИНТА)
ТОП-10

в рейтинге Роспатента по количеству поданных заявок

16 лет

успешной практики
в России и за рубежом

12 000

довольных клиентов: «Газпром», «УАЗ», «ПИК»

17 000

зарегистрированных объектов интеллектуальной собственности

Мы являемся частью консалтинговой группы WiseAdvice, которая оказывает услуги для развития бизнеса клиентов. Подробнее о консалтинговой группе

Специалисты бюро имеют опыт работы в Федеральном институте промышленной собственности, иных ведомствах и государственных органах.

Книга в подарок
Книга в подарок

Товарный знак
для вашего бизнеса

Краткое руководство по товарному знаку как основному элементу брендинга вашей компании