+7 (495) 665 82 58
info@gardium.ru

/

+7 (495) 665 82 58
Личный кабинет

Как запатентовать бренд?

13 362
0 комментариев
4 минут

Вы сформировали любимый потребителями бренд и успешно работаете. Но внезапно появляются конкуренты и копируют ваш стиль. Превентивные меры в такой ситуации – получить патент на бренд. Или, говоря юридическим языком — зарегистрировать товарный знак.

Что такое бренд, товарный знак или торговая марка?

В нормативных документах сам термин «бренд» никак не расшифровывается. Судебная практика использует терминологию из маркетинговых научных работ: 

"Бренд – это индивидуальные признаки субъекта бизнеса в разнообразных формах и их совокупности".

Регистрация бренда в Роспатенте
Елена Купцова
Елена Купцова
Руководитель управления патентования, патентный поверенный № 1264, евразийский патентный поверенный № 406

Фактически бренд — это некое обозначение, которое ассоциируется у конечного потребителя с деятельностью или продуктом конкретного бизнеса. Выделяют словесную, графическую и даже звуковую форму бренда.

Говоря о патентовании бренда обычно имеется ввиду регистрация фирменного наименования или товарного знака – эти объекты интеллектуальной собственности подлежат государственной регистрации в Роспатенте, и свидетельство о регистрации можно использовать для защиты в суде.

  • Под товарным знаком в ГК РФ понимают обозначение, которое служит средством индивидуализации товаров юрлиц и ИП
  • Фирменное название – тоже самое, но в отношении названия компании
Бесплатная
проверка бренда
Проверим название на возможность регистрации
Проверить в Телеграмм

Несмотря на регистрацию фирменного наименования, никто не будет застрахован от регистрации юрлица с аналогичным названием. В спорах между схожими обозначениями приоритет получает тот, кто первым подал заявку на регистрацию товарного знака в Роспатент.

Что можно и нужно запатентовать?

Под термином торговая марка сейчас понимают совокупность определенных обозначений, с помощью которых товар выделяется на рынке. Есть несколько видов обозначений, под которыми могут быть зарегистрированы торговые марки: словесное, графическое, объемное, комбинированное, звуковое.

Бренд может включать в себя:

Важно: бренд — это не только название марки и ее логотип. Это совокупность различных текстовых и дизайнерских элементов

Какие законы помогают компании защитить свой бренд?

Сталкиваясь с задачей запатентовать фирменное название или товарный знак, стоит как минимум изучить гл. 76 ГК РФ. Главные статьи, защищающие бренд:

  • Короткое описание фирменного названия дано в статье 1473
  • Понятие товарного знака есть в статье 1477
  • В статье 1476 содержится информация о соотношении фирменного наименования и товарного знака или знака обслуживания.
  • В статьях 1492-1507 указана нормативная информация о процессе регистрации бренда
  • Статьи 1510-1511 рассказывают о возможности запатентовать коллективный бренд

Можно изучить специальные методические рекомендации от Роспатента и не тратить время на исследование всех частей ГК по теме. Подробнее нужно читать в приказе Роспатента от 31.12.09 №197.

Регистрируем бренд — проверяем уникальность

Чтобы запатентовать любой бренд и не получить отказ, нужно избегать повторений и тождественности в элементах торгового знака.

Бесплатная
проверка бренда
Проверим название на возможность регистрации
Проверить в Телеграмм

Проверка онлайн-сервисами не гарантирует положительного решения по вашей торговой марке. Проверяется не только уникальность обозначения, но и прочие отличительные признаки, в том числе фонетика обозначения. Итоговое решение принимает эксперт Роспатента субъективно. Поэтому ориентироваться стоит на экспертное мнение специалиста, знакомого с методологией работы в этом управлении.

Если не проверить уникальность бренда еще до подачи заявления в Роспатент, можно потерять от 8 до 15 месяцев. Оплаченную госпошлину не возвращают. После отказа процесс регистрации придется повторять с первого шага.

Специалисты патентного бюро проверяют уникальность как с помощью экспресс-методов, так и с помощью глубоких проверок, взаимодействуя с экспертами. Изучаются все элементы торгового знака.

Что такое классы МКТУ

Разрабатывая элементы бренда, нужно учитывать так называемые классы МКТУ. Это специально разработанный классификатор из 34 классов товаров и 11 классов услуг.

Если в разработанном товарном знаке есть сходство с уже зарегистрированным брендом, то стоит проверить его по классификации. Регистрация будет допустимой, если имеющееся обозначение находится в ином классе.


Пример. Знак шампуня Orange уже зарегистрирован. Но получить свидетельство на сок Orange возможно, так как бренды действуют в разных классах

Cейчас в каталоге МКТУ около 1200 страниц текста на листах А4.

Зарегистрировать название и логотип в Роспатенте

Как грамотно подать заявление в Роспатент?

Процесс регистрации бренда проходит в несколько шагов. Вам понадобится:

  • Подготовить заявление, ориентируясь на приказ Роспатента № 32
  • Приложить к нему перечень товаров и услуг, которые входят в патенты на бренд
  • Сделать распечатку формата А4 с изображением бренда (в крупном разрешении, ориентироваться на минимум 300 dpi)
  • Подготовить словесное описание, с указанием в том числе истории бренда
  • Приложить чек об оплате госпошлины
Как заполнить заявку на товарный знак?

Основные требования к заявлению из приказа Роспатента:

  • Заявление пишется только на русском языке
  • Указываем почтовый адрес с индексом
  • Пишем название ООО или ИП, добавляем реквизиты
  • Указываем, куда конкретно направляем (Роспатент или иной орган исполнительной власти)
  • Пишем коды страны и ОКПО
  • Вносим данные патентного поверенного, если он имеется

Не забудьте добавить словесное описание как логотипа, так и слогана. Если у слогана есть дизайнерские отличия, то их тоже нужно указать словесно.

Например: слово «Превосходно» используется шрифтом таким-то, с виньетированием буквы «П», цветом в системе RGB номер такой-то.

Книга в подарок
Книга
Товарный знак: что и зачем он бизнесу

Книга от юристов о том, как зарегистрировать бренд, защитить от конкурентов и зарабатывать на нем р

Причины для отказа в патенте бренда

Как бороться с отказом Роспатента? Инструкция от юристов

Запатентовать лейбл или иные отличительные признаки не получится, если ваша заявка на патент попадает под один или несколько признаков, перечисленных в статье ст. 1483 ГК РФ.

Частые ошибки в получении заявки на патент:

  • Бренд содержит бессмысленные символы
  • Противоречит признакам гуманности
  • Вводит потребителя в заблуждение
  • Бренд использует официальные или общеупотребительные названия различных культурных объектов

Сроки регистрации бренда в России

Стандартные сроки регистрации бренда в России по закону — до 18 месяцев. На практике средний срок выдачи свидетельства на товарный знак — 12 месяце. Точнее сказать сложно, так как заявление может вернуться на любом этапе. Получить отказ в регистрации бренда компания может при формальной проверке, которая длится 1-2 месяца, либо во время полной проверки (экспертизы по существу) — 10-12 месяцев в органах Роспатента.

Затянуть срок может запрос дополнительных документов из Роспатента: у экспертов ФИПС могут появиться вопросы относительно вашего бренда. Вопрос направляется письмом, и у вас есть три месяца на ответ, если не подключен электронный документооборот с Роспатентом. 

Наше патентное бюро предлагает максимально ускорить процесс регистрации бренда. Получить свидетельство можно как по стандартной схеме — за 10 месяцев, так и по ускоренной — за  2 месяца.

Начать процедуру регистрации вы можете с предварительной проверки вашего бренда на на возможность регистрации - оставьте заявку.

Успешно зарегистрировали 15123 товарных знаков по всей России и других странах
Подробнее
Елена Купцова

Елена Купцова

Руководитель управления патентования, патентный поверенный № 1264, евразийский патентный поверенный № 406

Елена с 2001 года работает в области защиты интеллектуальной собственности. В том числе 4 года государственным экспертом в ФИПС. К команде «Гардиума» присоединилась в 2007 году.

Участвовала в проектах по регистрации товарных знаков и лицензионных договоров сети быстрого питания «Теремок» с 2009 года

Комментарии временно не доступны

Новое из раздела

Популярное

Читать также

Как получить патент на товарный знак?

Как получить патент на товарный знак?

Ирина Резникова
Ирина Резникова
Патентование,
Внесение сведений о программе ЭВМ в реестр Минкомсвязи

Внесение сведений о программе ЭВМ в реестр Минкомсвязи

Елена Купцова
Елена Купцова
Патентование,
Как запатентовать изобретение?

Как запатентовать изобретение?

Елена Купцова
Елена Купцова
Патентование,
Как запатентовать полезную модель самостоятельно?

Как запатентовать полезную модель самостоятельно?

Елена Купцова
Елена Купцова
Патентование,
Роспатент и ФИПС: функции и возможности

Роспатент и ФИПС: функции и возможности

Елена Купцова
Елена Купцова
Патентование,
Порядок получения патента на изобретение

Порядок получения патента на изобретение

Елена Купцова
Елена Купцова
Патентование,
Патентные исследования

Патентные исследования

Елена Купцова
Елена Купцова
Патентование,
Промобразец: новое в проверке и оппозиции

Промобразец: новое в проверке и оппозиции

Елена Купцова
Елена Купцова
Патентование,

Суды признали правомерность условий договоров коммерческой концессии о неконкуренции

Арина Ворожевич
Арина Ворожевич
IP Дайджест,

Какие условия патентоспособности нужно соблюдать при регистрации в Роспатенте

Антон Филиппов
Антон Филиппов
Патентование,

Патентная чистота

Марина Нечаева
Марина Нечаева
Патентование,

Гаагская система регистрации промышленных образцов

Антон Филиппов
Антон Филиппов
Патентование,