НАДЁЖНОСТЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ФЕДЕРАЛЬНОМ МАСШТАБЕ
Как запатентовать бренд?

Вы сформировали любимый потребителями бренд и успешно работаете. Но внезапно появляются конкуренты и копируют ваш стиль. Превентивные меры в такой ситуации – получить патент на бренд. Или, говоря юридическим языком – зарегистрировать товарный знак.

Что такое бренд, товарный знак или торговая марка?

В нормативных документах сам термин «бренд» никак не расшифровывается. Судебная практика использует терминологию из маркетинговых научных работ: 

"Бренд – это индивидуальные признаки субъекта бизнеса в разнообразных формах и их совокупности".

Елена Купцова
Елена Купцова
Руководитель управления патентования, патентный поверенный № 1264, евразийский патентный поверенный № 406

Фактически бренд – это некое обозначение, которое ассоциируется у конечного потребителя с деятельностью или продуктом конкретного бизнеса. Выделяют словесную, графическую и даже звуковую форму бренда.

Говоря о патентовании бренда обычно имеется ввиду регистрация фирменного наименования или товарного знака – эти объекты интеллектуальной собственности подлежат государственной регистрации в Роспатенте, и свидетельство о регистрации можно использовать для защиты в суде.

  • Под товарным знаком в ГК РФ понимают обозначение, которое служит средством индивидуализации товаров юрлиц и ИП
  • Фирменное название – тоже самое, но в отношении названия компании
Проверим товарный знак бесплатно за 30 минут

Поможем определить к чему относится ваша разработка: изобретения, полезная модель, другое

Несмотря на регистрацию фирменного наименования, никто не будет застрахован от регистрации юрлица с аналогичным названием. В спорах между схожими обозначениями приоритет получает тот, кто первым подал заявку на регистрацию товарного знака в Роспатент.

Что можно и нужно запатентовать?

Под термином торговая марка сейчас понимают совокупность определенных обозначений, с помощью которых товар выделяется на рынке. Есть несколько видов обозначений, под которыми могут быть зарегистрированы торговые марки: словесное, графическое, объемное, комбинированное, звуковое.

Бренд может включать в себя:

Важно: бренд – это не только название марки и ее логотип. Это совокупность различных текстовых и дизайнерских элементов

Какие законы помогают компании защитить свой бренд?

Сталкиваясь с задачей запатентовать фирменное название или товарный знак, стоит как минимум изучить гл. 76 ГК РФ. Главные статьи, защищающие бренд:

  • Короткое описание фирменного названия дано в статье 1473
  • Понятие товарного знака есть в статье 1477
  • В статье 1476 содержится информация о соотношении фирменного наименования и товарного знака или знака обслуживания.
  • В статьях 1492-1507 указана нормативная информация о процессе регистрации бренда
  • Статьи 1510-1511 рассказывают о возможности запатентовать коллективный бренд

Можно изучить специальные методические рекомендации от Роспатента и не тратить время на исследование всех частей ГК по теме. Подробнее нужно читать в приказе Роспатента от 31.12.09 №197.

Регистрируем бренд - проверяем уникальность

Чтобы запатентовать любой бренд и не получить отказ, нужно избегать повторений и тождественности в элементах торгового знака.

Проверим товарный знак бесплатно за 30 минут

Поможем определить к чему относится ваша разработка: изобретения, полезная модель, другое

Проверка онлайн-сервисами не гарантирует положительного решения по вашей торговой марке. Проверяется не только уникальность обозначения, но и прочие отличительные признаки, в том числе фонетика обозначения. Итоговое решение принимает эксперт Роспатента субъективно. Поэтому ориентироваться стоит на экспертное мнение специалиста, знакомого с методологией работы в этом управлении.

Если не проверить уникальность бренда еще до подачи заявления в Роспатент, можно потерять от 8 до 15 месяцев. Оплаченную госпошлину не возвращают. После отказа процесс регистрации придется повторять с первого шага.

Специалисты патентного бюро проверяют уникальность как с помощью экспресс-методов, так и с помощью глубоких проверок, взаимодействуя с экспертами. Изучаются все элементы торгового знака.

Что такое классы МКТУ

Разрабатывая элементы бренда, нужно учитывать так называемые классы МКТУ. Это специально разработанный классификатор из 34 классов товаров и 11 классов услуг.

Если в разработанном товарном знаке есть сходство с уже зарегистрированным брендом, то стоит проверить его по классификации. Регистрация будет допустимой, если имеющееся обозначение находится в ином классе.


Пример. Знак шампуня Orange уже зарегистрирован. Но получить свидетельство на сок Orange возможно, так как бренды действуют в разных классах

Cейчас в каталоге МКТУ около 1200 страниц текста на листах А4.

Как грамотно подать заявление в Роспатент?

Процесс регистрации бренда проходит в несколько шагов. Вам понадобится:

  • Подготовить заявление, ориентируясь на приказ Роспатента № 32
  • Приложить к нему перечень товаров и услуг, которые входят в патенты на бренд
  • Сделать распечатку формата А4 с изображением бренда (в крупном разрешении, ориентироваться на минимум 300 dpi)
  • Подготовить словесное описание, с указанием в том числе истории бренда
  • Приложить чек об оплате госпошлины
Как заполнить заявку на товарный знак?

Основные требования к заявлению из приказа Роспатента:

  • Заявление пишется только на русском языке
  • Указываем почтовый адрес с индексом
  • Пишем название ООО или ИП, добавляем реквизиты
  • Указываем, куда конкретно направляем (Роспатент или иной орган исполнительной власти)
  • Пишем коды страны и ОКПО
  • Вносим данные патентного поверенного, если он имеется

Не забудьте добавить словесное описание как логотипа, так и слогана. Если у слогана есть дизайнерские отличия, то их тоже нужно указать словесно.

Например: слово «Превосходно» используется шрифтом таким-то, с виньетированием буквы «П», цветом в системе RGB номер такой-то.

Книга в подарок
Книга в подарок

Товарный знак
для вашего бизнеса

Краткое руководство по товарному знаку как основному элементу брендинга вашей компании

Причины для отказа в патенте бренда
Как бороться с отказом Роспатента? Инструкция от юристов

Запатентовать лейбл или иные отличительные признаки не получится, если ваша заявка на патент попадает под один или несколько признаков, перечисленных в статье ст. 1483 ГК РФ.

Частые ошибки в получении заявки на патент:

  • Бренд содержит бессмысленные символы
  • Противоречит признакам гуманности
  • Вводит потребителя в заблуждение
  • Бренд использует официальные или общеупотребительные названия различных культурных объектов

Сроки регистрации бренда в России

Стандартные сроки регистрации бренда в России по закону – до 18 месяцев. На практике средний срок выдачи свидетельства на товарный знак - 12 месяце. Точнее сказать сложно, так как заявление может вернуться на любом этапе. Получить отказ в регистрации бренда компания может при формальной проверке, которая длится 1-2 месяца, либо во время полной проверки (экспертизы по существу) – 10-12 месяцев в органах Роспатента.

Затянуть срок может запрос дополнительных документов из Роспатента: у экспертов ФИПС могут появиться вопросы относительно вашего бренда. Вопрос направляется письмом, и у вас есть три месяца на ответ, если не подключен электронный документооборот с Роспатентом. 

Наше патентное бюро предлагает максимально ускорить процесс регистрации бренда. Получить свидетельство можно как по стандартной схеме - за 10 месяцев, так и по ускоренной –за  2 месяца.

Начать процедуру регистрации вы можете с предварительной проверки вашего бренда на на возможность регистрации - оставьте заявку.

Елена Купцова

Елена Купцова

Руководитель управления патентования, патентный поверенный № 1264, евразийский патентный поверенный № 406

Елена с 2001 года работает в области защиты интеллектуальной собственности. В том числе 4 года государственным экспертом в ФИПС. К команде «Гардиума» присоединилась в 2007 году.

Участвовала в проектах по регистрации товарных знаков и лицензионных договоров сети быстрого питания «Теремок» с 2009 года.

Комментарии временно не доступны

Читать далее

Книга в подарок
Книга в подарок
Патентование.
Инструкция по применению

Что можно запатентовать?
Как защитить свою разработку?
Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в нашей книге

Обращайтесь
к профессионалам!