В ближайшее время наши специалисты свяжутся с вами.
Trends: Обучение ИИ — нарушает ли исключительные права?
Обучение — необходимый этап разработки ИИ и получения выходных данных. Чтобы генерировать контент по запросу пользователя, нейросеть должна научиться выявлять связи и шаблоны в массиве данных, соотносить изображения с их словесными обозначениями и т. п. Данный процесс предполагает передачу ИИ различных изображений, текстов и инструкций, многие из которых охватываются авторскими правами.
В таком случае возникает вопрос: образует ли использование чужих произведений для обучения ИИ нарушение исключительных прав или нет? Данный вопрос является в настоящее время одним из самых обсуждаемых в авторском праве зарубежных правопорядков. Однозначного ответа на него до сих пор нет.
Защита в Суде по интеллектуальным правамКак проявляется
Опыт ЕС
На уровне Европейского союза два значимых для развития искусственного интеллекта изъятия нашли закрепление в ст. 3 и 4 Директивы 2019/790 Европейского парламента и Совета ЕС от 17 апреля 2019 г. «Об авторском праве и смежных правах в условиях единого цифрового рынка» (далее — Директива 2019 г.).
Статьи устанавливают условия правомерности интеллектуального анализа текстов и данных (TDM), который определен в Директиве как любая автоматизированная аналитическая технология, направленная на анализ текста и данных в цифровой форме с целью получения информации, которая включает, помимо прочего, закономерности, тенденции и корреляции.
В соответствии со ст. 3 Директивы 2019 г., допускается воспроизведение и извлечение, осуществляемое исследовательскими организациями и организациями культурного наследия в научных целях для интеллектуального анализа текста и иных данных, к которым они получают правомерный доступ в рамках своей исследовательской деятельности.
Сфера применения данного изъятия ограничена. Им могут воспользоваться только научно-исследовательские организации (некоммерческие организации, основной целью деятельности которых является проведение научных исследований, включая образовательные организации) и организации культурного наследия (в т. ч. общедоступные библиотеки, музеи, архивы). Важно, чтобы такие организации, во-первых, действовали строго в научных целях. Во-вторых, чтобы у них был правомерный доступ к используемым материалам. Данное условие соблюдается при использовании материалов, находящихся в открытой базе; наличии у организации подписки, лицензии.
Статья 4 Директивы допускает действия по воспроизведению и извлечению правомерно доступных произведений и других объектов для целей анализа текстов и данных. Рассматриваемым изъятием могут воспользоваться любые субъекты, а не только научно-исследовательские организации. При этом оно касается лишь тех данных, которые находятся в открытом доступе и в отношении которых правообладатели не установили ограничения с помощью машиночитаемых средств на их использование при обучении ИИ.
По мнению большинства европейских ученых, установленные в ст. 3 и 4 Директивы изъятия применимы к обучению ИИ. Последнее в таком случае рассматривается в качестве частного случая интеллектуального анализа данных и текстов.
Опыт Японии
В соответствии с действующей редакцией ст. 30-4 Закона об авторском праве Японии, разрешается использовать произведение любым способом и в той мере, которая считается необходимой в следующих случаях:
- если это делается для использования в целях тестирования, разработки или внедрения в практическое использование технологии, связанной с записью звуков или визуальных эффектов произведения или иной подобной эксплуатацией;
- если это делается для использования при анализе данных (имеется в виду извлечение, сравнение, классификация или другой статистический анализ составляющего языка, звуков, изображений или других элементарных данных из большого количества произведений или большого объема других таких данных);
- если оно эксплуатируется в ходе компьютерной обработки данных или эксплуатируется таким образом, что то, что выражено в произведении, не воспринимается человеческими чувствами;
- в любом другом случае, когда цель пользователя является иной, чем получение наслаждения от мыслей или чувств, выраженных в произведении.
При этом установлено, что такие действия не должны необоснованно ущемлять интересы правообладателей произведений с учетом целей произведения и обстоятельств его использования.
В соответствии со ст. 47-5 Закона об авторском праве допускается свободное незначительное использование произведений, связанное с компьютерной обработкой данных и предоставлением результатов.
Работая в тандеме, эти два положения дали Японии, возможно, самое широкое в мире исключение для TDM или анализа вычислительных данных. Поэтому неудивительно, что Тацухиро Уэно отмечает, что «Японию можно назвать “раем” для машинного обучения и TDM».
Между тем в настоящее время в Японии обсуждаются возможные ужесточения регулирования в данной сфере. В мае 2024 года Японское ведомство по авторским правам опубликовало документ «Общее понимание ИИ и авторского права в Японии». В документе также предполагается, что компании могут быть привлечены к ответственности, если они сознательно собирают данные для обучения из источников, нарушающих авторские права.
Опыт США
Статья 107 Закона об авторском праве США установила четыре критерия (доктрина fair use) для определения допустимости использования объекта авторского права без согласия правообладателя:
- цель использования, в том числе коммерческий или некоммерческий характер;
- характер произведения (сущность работы, присущий ей уровень творчества);
- объем и существенность заимствования в отношении охраняемого произведения;
- воздействие, которое такое использование оказывает на потенциальный рынок или ценность охраняемого произведения.
Многие американские ученые исходят из того, что использование произведений для обучения ИИ должно определяться как добросовестное использование. Его можно подвести под преобразовательное, расширяющее полезность использование. Однако судебная практика до сих пор не подтвердила данный вывод. В настоящее время на рассмотрении американских судов находится несколько споров по искам правообладателей произведений к разработчикам нейросетей.
А что в России?
В настоящее время ни одна из статей ГК РФ, посвященных случаям свободного использования произведений, не охватывает обучение ИИ. В 2022 году правительство РФ внесло изменение в дорожную карту реализации механизма управления системными изменениями нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности «Трансформация делового климата» «Интеллектуальная собственность” (Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2022 № 2083-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 03.08.2020 № 2027-р»). В дорожную карту было включено новое мероприятие — внесение изменений в ГК РФ в части свободного использования охраняемых объектов авторских и смежных прав посредством использования в системах машинного обучения. Это еще не сделано.

Арина Ворожевич
Работала старшим преподавателем кафедры интеллектуальных прав МГЮА имени О.Е. Кутафина
Имеет значительный опыт в сфере работы в юридическом консалтинге, опыт работы инхаус-юристом
Являлась юристом-экспертом редакции журнала «Юрист компании»



