+7 (495) 665 82 58
info@gardium.ru

/

+7 (495) 665 82 58
Личный кабинет

Кейс: определение пародийности в использовании известного бренда

128
0 комментариев
4 минут

Плохие новости для предпринимателей, использующих в своей рекламе образ Ждуна с различными лозунгами: «Ждем в нашем магазине», «Ждем начала акции» и т. п. — без согласия на то правообладателя. Несмотря на юмористический контекст таких объявлений, суды не готовы признать такое использование пародийным. И мы с ними согласны.

Защита в Суде по интеллектуальным правам

История вопроса

В № 12 нашего Дайджеста мы отнесли к числу сомнительных позицию, сформулированную Судом по интеллектуальным правам (СИП РФ) при рассмотрении спора между соцсетью «ВКонтакте» и правообладателем Ждуна. СИП РФ пришел к выводу, что переработка произведения в веселом шутливом аспекте, создание на основе него интернет-мемов, стикеров представляет собой пародийное использование.

Напомним краткую фабулу дела: соцсеть «ВКонтакте» создала набор бесплатных стикеров с известным персонажем-мемом «Ждун», которые предложила всем пользователям. «Си Ди Лэнд Контакт» — исключительный лицензиат произведения изобразительного искусства Homunkulus Loxodontus (Ждун), предъявила к соцсети иск о нарушении исключительных авторских прав и потребовало выплатить компенсацию. Суды трех инстанции отказали в удовлетворении требований. Они исходили из того, что созданные ответчиком мемы являются пародией на произведение истца.

Наша критика сводилась к тому, что придание чужому произведению шутливой формы как таковое не представляет собой пародию. Пародия должна выступать формой осмысления оригинальной работы, полемики с автором оригинала, высмеивания характерной для него стилистики, авторских штампов и идей.

В рассматриваемом деле речь снова идет о нарушении исключительных прав на произведение «Ждун». Как и в случае со спором «ВКонтакте», ответчик утверждал, что его действия представляли собой пародию. Но в этот раз суд встал на сторону истца.

Спор

Истцу ООО «Си Ди Лэнд Контакт» на основании исключительной лицензии предоставлено право использования произведения изобразительного искусства с условным названием Homonkulus Loxodontus, представляющее собой фантазийное существо с головой морского слона, руками человека и телом личинки, выполненное в положении сидя (произведение «Ждун»).

Фитнес-клуб «Прайм Фитнес» на своем сайте выложил фотографии с мероприятия, на которых была изображена мягкая игрушка «Ждун» с табличкой «Жду тебя на тренировку». Об этом стало известно правообладателю.

Истец обратился в суд с требованием взыскать с нарушителя компенсацию за незаконное использование произведения искусства в размере 450 тыс. руб. Суды трех инстанций удовлетворили иск в полном объеме.

Чем интересно

При рассмотрении этого спора СИП РФ, во-первых, определил пародию как произведение искусства, призванное создать комический эффект за счет повторения уникальных черт другого, обычно широко известного произведения, в специально измененной форме.

Во-вторых, заключил, что использование произведения без существенных изменений, но с добавлением забавных надписей, не является пародийным.

Отдельно отметим, что суд первой инстанции, при решении вопроса об использовании произведения «Ждун» в игрушке ответчика, использовал критерий сходства до степени смешения. Он констатировал, что «при визуальном сравнении изображения использованной ответчиком мягкой игрушки и изображений произведения "Ждун" на представленных правоустанавливающих документах установлено их визуальное сходство по форме, пропорциям, расположениям частей, что позволяет сделать вывод о сходстве до степени смешения». СИП признал подобный подход ошибочным. Но отметил, что суд апелляционной инстанции устранил данный недостаток, проведя собственный сравнительный анализ оригинального произведения и использованного ответчиком изображения.


Применение критерия сходства до степени смешения к спорам о нарушении исключительных прав на произведения спорно. Вместо него нами была обоснована концепция существенной части, элемента, на основе которой можно разграничивать случаи нарушения исключительных прав и параллельного творчества как правомерной деятельности. В соответствии с данной концепцией контроль правообладателя исключительного авторского права должен распространяться не только на использование произведения как такового, но и на использование отдельных частей, элементов в отрыве от самого произведения. При установлении «существенности» используемой части должны учитываться два аспекта:

  • количественный, то есть количество «заимствованных» ответчиком элементов произведения, слов, соотношение используемого фрагмента со всем произведением;
  • качественный, то есть значимость части или элементов для создания выразительного эффекта в оригинальной работе, ценность с позиции функций авторских прав, творческий уровень.

Так, чем выше творческий уровень, оригинальность фрагмента, тем меньшим он может быть по размеру для получения правовой охраны.

Если речь идет об использовании не части, а всего произведения, то для признания факта нарушения объект ответчика должен совпадать с произведением истца в существенных элементах. Применительно к ним также оправдано говорить о количественном и качественном критериях. Если в объекте нарушителя повторено преобладающее большинство признаков оригинала, то можно сделать вывод о воспроизведении или переработке произведения. Сложнее ситуация в том случае, когда между оригинальным произведением и объектом нарушения есть существенные различия, т. е. они не совпадают по многим элементам. В таком случае необходимо определить, во-первых, творческий уровень, оригинальность первоначального произведения; во-вторых, значение «повторяющихся» элементов для создания выразительного эффекта, их оригинальность либо, наоборот, относимость к общеупотребимым элементам, неким общим местам для произведений соответствующего вида.

Позиция СИП РФ

При рассмотрении дела СИП были сформулированы следующие тезисы:

  • Довод ответчика, что спорное изображение является пародией на Ждуна, не может быть принят во внимание. В силу п. 4 ст. 1274 ГК РФ без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения допустимо создание и использование произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе оригинального правомерно обнародованного произведения. Согласно разъяснениям в п. 99 постановления Пленума ВС РФ от 23.04.2019 № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», автор оригинального произведения не вправе запрещать использование своего произведения указанным способом на основе положений ч. IV ГК РФ. Рассматривая данный довод ответчика, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что пародия — произведение искусства, призванное создать комический эффект за счет намеренного повторения уникальных черт другого, обычно широко известного, произведения в специально измененной форме.
  • Игрушка воспроизводит произведение «Ждун» без изменений, а дополнение его табличкой с надписью не создает дополнительного комического эффекта.
Судебная практика Гардиума – кейсы

Тарифы

Анализ перспектив дела
от 50 000 ₽
Заказать
Арина Ворожевич

Арина Ворожевич

Партнер, д.ю.н.
Преподаватель на кафедре гражданского права МГУ имени М.В. Ломоносова

Работала старшим преподавателем кафедры интеллектуальных прав МГЮА имени О.Е. Кутафина

Имеет значительный опыт в сфере работы в юридическом консалтинге, опыт работы инхаус-юристом

Являлась юристом-экспертом редакции журнала «Юрист компании»

Комментарии временно не доступны

Новое из раздела

Популярное

Ссылки на чужие произведения в интернете: нарушение или нет

Арина Ворожевич
Арина Ворожевич
IP Дайджест,

Кейс: взыскание компенсации за незаконное использование знака "Три кота" (СТС)

Арина Ворожевич
Арина Ворожевич
IP Дайджест,

Книга Ворожевич А. С. «Границы и пределы осуществления авторских и смежных прав»

Арина Ворожевич
Арина Ворожевич
IP Дайджест,

Роль негативных обязательств в IP

Арина Ворожевич
Арина Ворожевич
IP Дайджест,

Доктрина защиты законных ожиданий в деятельности Роспатента

Кристина Гучмазова
Кристина Гучмазова
IP Дайджест,

Лицензионные договоры в отношении будущих изобретений

Арина Ворожевич
Арина Ворожевич
IP Дайджест,

Проблема исков о ненарушении исключительных прав в РФ

Арина Ворожевич
Арина Ворожевич
IP Дайджест,

Защита фирменного стиля: практические аспекты

Алексей Абрамов
Алексей Абрамов
Споры,

Географические указания: что дал производителям новый закон

Арина Ворожевич
Арина Ворожевич
IP Дайджест,

Читать также

Workshop: подразумеваемая лицензия

Арина Ворожевич
Арина Ворожевич
IP Дайджест,

Must read: правовые проблемы патентования этически спорных медицинских разработок

Арина Ворожевич
Арина Ворожевич
IP Дайджест,

News: регистрация товарных знаков самозанятыми

Арина Ворожевич
Арина Ворожевич
IP Дайджест,

Кейс: признание ноу-хау

Арина Ворожевич
Арина Ворожевич
IP Дайджест,

Кейс: добросовестное описательное использование в России

Арина Ворожевич
Арина Ворожевич
IP Дайджест,

Highlights: параллельное творчество

Арина Ворожевич
Арина Ворожевич
IP Дайджест,

Trends: право на коммерческое обозначение

Арина Ворожевич
Арина Ворожевич
IP Дайджест,

Trend: «Баланс вероятностей»

Арина Ворожевич
Арина Ворожевич
IP Дайджест,

Legaltech: Обзор ключевых событий IPTech

Арина Ворожевич
Арина Ворожевич
IP Дайджест,

News: легализация параллельного импорта

Арина Ворожевич
Арина Ворожевич
IP Дайджест,

Кейс: регистрация обозначений с географическими названиями

Арина Ворожевич
Арина Ворожевич
IP Дайджест,

Кейс: параллельный импорт в оценке судов до частичной легализации

Арина Ворожевич
Арина Ворожевич
IP Дайджест,