В ближайшее время наши специалисты свяжутся с вами.
Знак обслуживания как способ индивидуализации бизнеса в сфере услуг
В сфере услуг реклама не менее важна, чем в сфере продвижения товаров. А чтобы вашу компанию легко отличали от другой, необходим знак обслуживания. О том, что это такое и как правильно зарегистрировать, рассказываем в статье.
Регистрация знака обслуживания с гарантиейЧто такое знак обслуживания?
СДЭК и Деловые линии - известные компании, предоставляющие услуги доставки грузов. Изображения ниже - их средства индивидуализации, которые компании используют для продвижения и рекламы. Знак обслуживания - это слово, символ, изображение или их комбинация, необходимые компании для обозначения оказываемых услуг.
Вам необходима регистрация знака обслуживания, если вы оказываете одну из перечисленных услуг:
- страхование;
- издательское дело;
- юридические услуги;
- транспортные/логистические услуги;
- строительство;
- банковское дело;
- телевизионные и радио-услуги;
- информационные услуги;
- бытовые услуги (ремонт, гостиничный бизнес и т.п.);
- образовательные услуги;
- и некоторые другие.
Для чего нужен знак обслуживания?
Основная цель — индивидуализировать услуги компании, сделать их заметнее среди подобных. Чем ярче, интереснее и оригинальнее ваше обозначение, тем выше вероятность, что на него обратят внимание. Кроме того, это даёт вам ряд финансовых преимуществ, например:
- запуск франшизы
- увеличение стоимости услуг
- получение компенсации в случае незаконного использования
Сравнение товарного знака и знака обслуживания
В Гражданском кодексе РФ товарный знак и знак обслуживания — одинаковые по своей правовой природе понятия. Во всех пунктах кодекса, описывающих интеллектуальную деятельность и средства индивидуализации, используется термин “товарный знак”, но всё перечисленное относится и к знаку обслуживания.
Главное отличие этих понятий в том, что они индивидуализируют. Товарный знак используют для маркировки товаров и продукции, тогда как знак обслуживания — для коммерческих и некоммерческих услуг. Если товарный знак мы чаще видим на упаковках, то знак обслуживания — в рекламе или документации.
Одна и та же компания может зарегистрировать оба средства индивидуализации. Например, фирма по производству мебели для кухонь может оформить товарный знак для маркировки продукции и знак обслуживания для услуги сборки мебели.
Ещё одно отличие — классы МКТУ, в отношении которых регистрируют данные средства индивидуализации. С 1 по 34 класс используют для товарного знака, с 35 по 45 - для знака обслуживания.
Знак обслуживания | Товарный знак | |
---|---|---|
Что индивидуализирует | Услуги | Товары/продукцию |
В каких классах МКТУ | с 35 по 45 классы | с 1 по 34 классы |
Кто регистрирует | Роспатент | Роспатент |
Кто может зарегистрировать | ИП, юрлица, самозанятые | ИП, юрлица, самозанятые |
Для чего нужна регистрация знака обслуживания
Если вы работаете в небольшом населённом пункте и не планируете выходить на региональный рынок, знак обслуживания регистрировать необязательно. Во всех остальных случаях это единственный способ защитить обозначение, которое индивидуализирует вашу компанию. Какие гарантии даёт государственная регистрация?
- Защита от незаконного копирования. Никто, кроме вас, не сможет использовать обозначение, в том числе похожее на него. Обнаружив незаконное копирование, вы можете обратиться в суд и получить компенсацию до 5 млн. рублей.
- Защита в интернете. Даже если вы ещё не успели создать сайт компании, зарегистрированный знак обслуживания уже не смогут использовать третьи лица ни в качестве доменного имени, ни в качестве названия группы в соцсетях . Меры наказания те же, что и в первом пункте.
- Реклама, продвижение услуг. Некоторые рекламные компании отказывают в продвижении, если нет прав на знак обслуживания. С регистрацией возможности рекламы значительно расширяются, а вместе с этим увеличивается и количество новых клиентов.
Регистрация знака обслуживания выгодна и с финансовой точки зрения:
- Вы можете запустить франшизу. Её владелец будет работать под вашим обозначением, используя ваши инструкции и стратегии. Взамен вы получаете прибыль (роялти).
- Чем дольше вы работаете под зарегистрированным знаком обслуживания, тем больше ему доверяют. Престиж бренда растёт, и клиенты готовы платить больше за те же услуги.
Особенности регистрации в Роспатенте
Процесс регистрации знака обслуживания такой же, как и у товарного знака. Рассмотрим все шаги от подачи заявки до получения свидетельства:
- Проверяем обозначение на уникальность. Это необходимо сделать до подачи заявки, поскольку самая частая причина отказа в регистрации - неуникальное обозначение. Сегодня многие онлайн-сервисы позволяют сделать это бесплатно, в том числе и Brand-Search.ru.
- Заполняем заявку. Особое внимание уделите классам МКТУ, для которых будет действовать защита. Несмотря на то, что классы услуг с 35 по 45, вы можете включить в перечень и классы товаров. В Федеральном законе нет строгого разграничения между знаком обслуживания и товарным знаком, их регистрирует одно ведомство.
- Оплачиваем пошлины. Сумма зависит от количества классов МКТУ в заявке.
- Направляем документы в Роспатент. Ожидаем проведение формальной экспертизы.
- Отвечаем на запросы экспертов. В процессе проверки сотрудник ведомства может направить вам запрос, к примеру, на уточнение данных. На него нужно ответить в течение трёх месяцев, иначе заявку аннулируют.
- Ожидаем проведение экспертизы по существу.
- Получаем свидетельство о регистрации.
Детально разберём каждый этап процедуры регистрации.
Проверка
Чтобы знак обслуживания с бОльшей вероятностью прошёл экспертизу, нужно провести его проверку на уникальность. Обращаем внимание, что согласно ст.1483 ГК РФ регистрация невозможна, если:
- обозначение является общеизвестным (такими считаются наименования или изображения, которые стали известны широкой аудитории) ;
- обозначение является общепринятым (слова, символы, аббревиатуры, которые длительное время используются для обозначения сфер деятельности, товаров или услуг);
- обозначение вводит покупателей в заблуждение относительно поставщика услуг. Так, не получится зарегистрировать бренд “Эксмо” для издательского дела и “Ренессанс” для страхования.
- обозначение включает государственную символику, изображения объектов культурного наследия, фамилии известных личностей.
Перечисленные элементы могут быть в составе знака обслуживания, но в качестве неохраняемого элемента.
Практика показывает, что в регистрации отказывают чаще всего из-за того, что обозначение изначально было неуникальным. Уплаченную пошлину при этом не возвращают, и к оформлению заявки придётся приступить заново. Чтобы обозначение прошло экспертизу Роспатента, заранее проведите проверку. Это можно сделать платно, обратившись в патентное бюро, а можно бесплатно на сайте Brand-Search.ru. Сервис отличается полнотой и достоверностью предоставляемой информации. Он использует не только открытые базы, но и закрытые, включающие заявки на регистрацию.
Оформление заявки
Убедившись, что сходных наименований и изображений нет, приступайте к составлению заявки. Её шаблон можно скачать на сайте Роспатента. Какая информация должна быть представлена обязательно?
- Обозначение, заявляемое в качестве знака обслуживания. К нему также прилагается описание.
- Информация о заявителе или его представителе. Во втором случае понадобится копия доверенности.
- Указание вида знака обслуживания (словесный, изобразительный, комбинированный или иной).
- Перечень классов МКТУ.
- Информация об уплате пошлины за регистрацию заявки и проведение формальной экспертизы.
Как подать заявку
Заполненную заявку можно подать несколькими способами:
- Лично в бумажном виде в ведомство по адресу г. Москва, Бережковская наб., д. 30, корп. 1. Ведомство также принимает заказные письма.
- В электронном виде через портал Госуслуг. Это наиболее выгодный вариант, но он доступен только юрлицам и предпринимателям. Физлицам и самозанятым такой формат подачи заявки пока не доступен.
- В электронном виде через портал ФИПС. Этим способом могут воспользоваться как юридические лица и ИП, так и физлица.
- Через патентное ведомство. Такой формат подходит всем, кто не хочет тратить время на сбор и оформление документов. Патентное бюро, с которым вы заключите договор, составит заявку и направит её в ведомство.
Если вы занимаетесь оформлением заявки самостоятельно, рекомендуем электронный формат взаимодействия. Во-первых, ни один файл из заявки не затеряется, во-вторых, ведомство получит документы гораздо быстрее.
Оплата пошлин
Пошлину рекомендуем оплачивать не одним платежом, а двумя:
- За регистрацию заявки и экспертизу по существу - до подачи заявки или в течение двух недель после получения её номера.
4000 + 1000 (за каждый класс свыше 1) + 13000 + 2500 (за каждый класс свыше 1)
Итог при регистрации в одном классе: 17000 рублей - За регистрацию знака обслуживания и электронный сертификат - после положительного решения о регистрации.
18000 + 2000 (за каждый класс свыше 5)
Итог при регистрации в одном классе: 18000 рублей
Рассчитать сумму пошлины с учётом всех классов МКТУ можно на нашем онлайн-калькуляторе.
Экспертиза
Регистрируемое обозначение проходит несколько этапов проверки:
- Регистрация заявки и получение приоритета (от 1 дня). Вам направляется форма №940, подтверждающая, что заявка принята. Если кто-то после вас подаст на регистрацию схожее обозначение, у вас будет приоритет по дате.
- Формальная экспертиза - проверка комплектности документов, правильности составления заявки и оплаты пошлины (до 1 месяца). Самостоятельно проверить обозначение на соответствие государственным требованиям можно с помощью нашего чек-листа.
- Экспертиза по существу - проверка охраноспособности обозначения, его сходства с другими до степени смешения (до 6 месяцев).
- Публикация данных о регистрации в официальном бюллетене (до 1 месяца). После этого подготавливается и направляется свидетельство о регистрации.
В среднем на регистрацию уходит 16-18 месяцев. Срок может быть увеличен, если во время проверок вы исправляли ошибки или вносили дополнительные сведения об обозначении.
Сложности в процессе регистрации
В течение всего процесса регистрации вы будете получать уведомления от Роспатента, некоторые из которых требуют ответа в сжатые сроки. Одно из таких уведомлений - предварительный отказ в регистрации знака обслуживания. Что делать, если вы его получили?
- Если Роспатент обнаружил тождественные обозначения, нужно проверить, являются ли они действующими в настоящее время. Возможно, знак обслуживания аннулирован, или правообладатель не использует его в одном из выбранных классов МКТУ.
- Если Роспатент указал на отсутствие различительной способности, можно доказать, что ваше обозначение выдуманное и обладает большим количеством значений, не связанных со значением противопоставленного знака обслуживания.
- Если Роспатент отметил, что заявленное обозначение вводит потребителя в заблуждение относительно места оказания услуг, то необходимо доказать связь с указанным географическим объектом.
Даже при получении отказа в регистрации, продолжайте отстаивать свои права на обозначение. Грамотный, мотивированный и юридически обоснованный ответ поможет сохранить бренд и сэкономит время на повторном заполнении заявки.
Как знак обслуживания защищает от конкурентов
Регистрация знака обслуживания - это в первую очередь уверенность в завтрашнем дне. Согласитесь, обидно делать ребрендинг компании только потому, что в один день на пороге появился правообладатель обозначения. И таких случаев в судебной практике немало.
ООО “Большая тройка” - известный IT-разработчик в сфере экологии, активно использующий своё обозначение с 2010 года. Несмотря на крупные сделки и активную деятельность по всей стране, компания подала заявку на регистрацию обозначения только в 2019 году. Эксперты Роспатента выявили схожесть до степени смешения с несколькими обозначениями, поэтому в регистрации было отказано. Только после судебного вмешательства и грамотной работы юристов знак удалось зарегистрировать.
Ещё одна опасность, подстерегающая незарегистрированный знак - патентные тролли. Это лица, зарабатывающие за счёт предъявления патентных исков. Принцип их работы прост: они регистрируют знак обслуживания, который стал известен в определённом кругу, но по каким-то причинам так и не получил правовой охраны. Затем требуют компенсацию у настоящего владельца бренда, потому что юридически они являются правообладателями.
В 2018 году Романьков И.В. чуть не лишился бренда “Трудяга Муравей”, под которым была открыта целая сеть строительных магазинов. А.В. Ибатуллин, известный патентный тролль, зарегистрировал обозначение на себя и подал иск в суд с требованием приостановить его использование И.В. Романьковым и выплатить компенсацию. Юристам удалось доказать, что А.В. Ибатуллин не использует товарный знак и является патентным троллем.
Финансовые выгоды регистрации
Как регистрация знака обслуживание помогает зарабатывать больше?
- Знак обслуживания можно поставить на баланс в качестве нематериального актива (НМА). Их объём увеличивает стоимость компании.
- После передачи прав на знак обслуживания по лицензионному договору или договору франшизы его можно внести в уставной капитал компании.
- Вы можете запустить франшизу и расширить географию бизнеса. Кроме того, вы увеличивает прибыль за счёт регулярных отчислений франчайзи.
- Обнаружив незаконное использование знака обслуживания, вы вправе требовать компенсацию.
- С зарегистрированным обозначением можно беспрепятственно размещать рекламу ваших услуг на вывесках и билбордах.
- Вы можете отсудить привлекательный одноименный домен у киберсквоттеров. Нередко подобные споры решаются в досудебном порядке.
Примеры судебных разбирательств
С зарегистрированным знаком обслуживания ваш бренд будет под защитой. Вы сможете запрещать использовать тождественные или схожие обозначения, если понимаете, что из-за этого теряете потенциальных клиентов. Наша компания помогла защитить множество известных брендов от незаконного копирования, а в 2015 году такая история произошла и с нами.
В Санкт-Петербурге появилось второе ООО “Гардиум”, зарегистрированное в том же классе МКТУ, что и наше обозначение. Мы узнали об этом, когда претензии клиентов Санкт-Петербургского “Гардиума” стали приходить нам. Решение было принято сразу: подать иск в суд на конкурентов с с целью запретить использование одноименного названия. Спустя почти два года разбирательств суд встал на нашу сторону и обязал ответчиков сменить название и не вводить в заблуждение клиентов.
Вместо резюме
Важно не только зарегистрировать знак обслуживания, но и сделать это вовремя. На первых этапах развития бизнеса это может показаться невыгодным, но в дальнейшем может оказаться, что бренд уже занят.