НАДЁЖНОСТЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ФЕДЕРАЛЬНОМ МАСШТАБЕ

Договор коммерческой концессии (франчайзинга)

Договор коммерческой концессии – это соглашение между сторонами, по которому одна из них предоставляет другой право использования комплекса исключительных прав, коммерческого опыта и деловой репутации. Согласно ГК РФ договор франчайзинга обязательно нужно заключать в письменной форме, и он должен включать в себя право на использование товарного знака, а также другие объекты. Кроме того, договор франшизы обязательно должен быть возмездным.

Регистрация договора франшизы в Роспатенте

Стороны договора франчайзинга или коммерческой концессии – это правообладатель и пользователь. Сторонами могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

Как следует из ГК РФ, договор коммерческой концессии может как заключаться на определенный срок, так и быть бессрочным.

Ирина Резникова
Ирина Резникова
Старший партнер, патентный поверенный № 1947

Договор коммерческой концессии обязательно необходимо регистрировать в Роспатенте. Если какое-либо из существенных условий будет отсутствовать, договор не будет зарегистрирован.

По договору коммерческой концессии правообладатель несет субсидиарную ответственность вместе с пользователем, если речь идет о продаже товаров или оказании услуг. Если же требования предъявляются к пользователю как к производителю, правообладатель несет солидарную ответственность.

При перезаключении договора концессии пользователь, полностью исполнявший обязательства, будет иметь преимущественное право. Если правообладатель, когда срок договора истечет, заключит новый договор с другим пользователем на аналогичных условиях, предыдущий пользователь вправе потребовать перезаключить такой договор с ним и возместить возникшие убытки.

Cущественные условия договора коммерческой концессии (франчайзинга)

Договор коммерческой концессии обязательно должен содержать следующие существенные условия:

  • предмет договора: какой объект\объекты интеллектуальной собственности передаются в пользование;
  • размер и порядок выплаты вознаграждения правообладателю. Обычно это единовременный платеж, а затем регулярные (ежемесячные, ежеквартальные) платежи правообладателю;
  • как разрешено использовать предоставленные объекты интеллектуальной собственности;
  • о неразглашении секретов производства правообладателя и другой полученной от него конфиденциальной информации;
  • требования соблюдать установленные стандарты качества товаров и оказываемых услуг качеству аналогичных товаров и услуг правообладателя.

Другие условия договора коммерческой концессии (франчайзинга)

Кроме того, в договоре могут быть указаны следующие условия:

  • территория, на которой можно использовать объекты интеллектуальной собственности;
  • срок действия договора;
  • возможность заключать договор субконцессии;
  • требование не конкурировать с правообладателем на территории, на которую распространяется действие договора;
  • запрет для пользователя заключать договоры коммерческой концессии с конкурентами правообладателя;
  • обязанность пользователя согласовывать с правообладателем расположение коммерческих помещений;
  • требование к пользователю реализовывать товары и услуги по назначенным правообладателям ценам.

Согласно статье 1031 ГК РФ правообладатель обязан:

  • предоставить пользователю всю необходимую документацию для осуществления деятельности;
  • зарегистрировать договор франчайзинга в Роспатенте;
  • консультировать пользователя;
  • контролировать качество производимых пользователем товаров или оказываемых услуг.

Согласно статье 1032 ГК РФ пользователь обязан:

  • использовать предоставленный товарный знак, указанным в договоре образом;
  • сохранять в тайне секреты, ноу-хау и другую конфиденциальную информацию правообладателя;
  • действовать согласно инструкциям и указаниям правообладателя;
  • предоставлять клиентам все доп. услуги, которые они могли бы получить, если бы приобретали товар или услугу у правообладателя;
  • обеспечивать качество товара или услуг на уровне аналогичных правообладателя.
Спросить юриста по интеллектуальным правам

"Подводные камни" франшизы

Судебная практика по договорам франшизы показывает, что чаще всего есть сложности с обоснованием платежей по договору коммерческой концессии или лицензиям. 


Кейс из практики

Между лицензиаром ИП Великановым В. О. и лицензиатом ООО «Делис Медиа» был заключен лицензионный договор на использование товарного знака «Мобил Мед». Налоговая инспекция сочла размер платежей по данному договору завышенным и начислила ООО «Делис Медиа» недоимки по налогу на прибыль – более 3 млн руб.


Решение по делу читайте в нашем Обзоре судебной практики


Большой пул ошибок допускается и при составлении договора, особенно если скачивать его в интернете и не адаптировать под особенности бизнеса. Договор коммерческой концессии один из самых сложных в юридической практике. Требует опыта и подробного погружения в бизнес клиента.  


Например, предприниматель не зарегистрировал товарный знак или у него нет права на его использование. Как в случае с региональным дилером, который пытался передать право на использование товарного знака по сублицензионному договору, не являясь его владельцем. 

Поэтому используя открытые источники и чужие документы, предприниматель рискует понести невосполнимые убытки, связанные с недобросовестным партнером по франшизе. Чтобы избежать рисков,читайте наш чек-лист при составлении договора франчайзинга.


Зарегистрировать договор франчайзинга в Роспатенте ― от 24 900 ₽
Подробнее
Самая быстрая регистрация
возможная в России ― от 134 900 ₽
Заказать
Оценка стоимости бренда для франшизы ― от 69 000 ₽
Подробнее
Ирина Резникова

Ирина Резникова

Старший партнер, патентный поверенный № 1947
Лидер по взысканию компенсаций за незаконное использование товарных знаков. Сопровождает включение товарных знаков в Таможенный реестр интеллектуальной собственности. Представляет интересы правообладателей товарных знаков и иных средств индивидуализации в Федеральной антимонопольной службе, Федеральной службе по
Комментарии временно не доступны

Читать далее

Книга в подарок
Книга в подарок
Товарный знак
для вашего бизнеса

Краткое руководство по товарному знаку как основному элементу брендинга вашей компании

Обращайтесь
к профессионалам!