НАДЁЖНОСТЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ФЕДЕРАЛЬНОМ МАСШТАБЕ

Регистрация названия ИП в качестве товарного знака: что следует знать?

Многие индивидуальные предприниматели, делающие первые шаги на рынке, сталкиваются с такой проблемой, как регистрация названия ИП. Действительно, законодательство РФ предусматривает только один вариант наименования для данной категории предпринимателей: аббревиатура ИП + ФИО предпринимателя.

Екатерина Чилимова
Екатерина Чилимова
Руководитель проектов, юрист, патентный поверенный № 2058

К примеру, салон красоты «Фея красоты» будет во всех бумагах значиться как «ИП Смирнова Людмила Борисовна». В таком же формате данное ИП будет внесено в ЕГРИП (Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей) при заполнении владельцем формы Р21001 (обновленный вариант, действующий с 25.11.2020). При этом вы получите перечень документов, подтверждающий факт создания ИП: лист записи ЕГРИП, уведомление о постановке на учет в налоговой как физического лица-предпринимателя).

Почему нельзя зарегистрировать название ИП в оригинальном и привлекающем клиентов варианте? Все просто: ИП – это физическое лицо, наделенное особыми полномочиями. И иного имени, кроме того, что в паспорте, для него не предусмотрено. Так что же, оставаться ничем не примечательной Смирновой ЛБ для клиентов? Конечно нет. ИП Смирнова ЛБ – формальное название, указанное на всех официальных документах (сюда относятся чеки, накладные, акты и прочее). А вот при работе с клиентами владелец вправе использовать коммерческое обозначение или товарный знак, знак обслуживания, предварительно зарегистрированный в Роспатенте (ст.1477 ГК РФ).

Как выбрать название ИП правильно?

Вы можете придумать любое коммерческое обозначение, руководствуясь фантазией, только не забудьте о ключевом условии наименования - способность передавать род вашей деятельности.

Вот еще ряд законодательных ограничений, на которые стоит обратить внимание:

  • обозначение не должно официально принадлежать другому лицу. То есть вполне вероятно, что имя, которое вы придумали, дал своему бизнесу кто-то другой, причем зарегистрировав коммерческое обозначение в качестве товарного знака. Чтобы уберечь себя от дополнительных трат на судебные разбирательства, обратитесь к реестру оформленных товарных знаков на официальном сайте Роспатента.
  • название вашего предприятия не должно включать в себя официальные обозначения, к примеру «Российская Федерация», кроме тех случаев, когда дано специальное разрешение.
  • не разрешено регистрировать название ИП, которое нарушает моральные нормы, принятые в обществе или оскорбляет чьи-либо интересы.

Полный список ограничений, которые следует учесть при регистрации названия ИП, можно найти по ссылке.

Товарный знак или коммерческое обозначение – в чем разница?

Коммерческое обозначение (термин, используемый в юридической сфере, то же, что и коммерческое название) - это незарегистрированный товарный знак.

Индивидуальный предприниматель имеет право зарегистрировать название ИП как товарный знак или знак обслуживания, либо ограничиться коммерческим обозначением, то есть использовать лого и название без регистрации.

Преимущество товарного знака и знака обслуживания заключается в том, что при нарушении ваших прав на интеллектуальную собственность: создании подделок, копий, хищения наименования, - закон будет на вашей стороне. Вы сможете через суд запретить использование знака конкурентами или мошенниками и взыскать с них компенсацию за незаконное использование.

Предприниматель имеет право владеть несколькими коммерческими обозначениями или товарными знаками, если в этом есть необходимость.

Товарным знаком могут стать:

А) слова или словосочетания, например:

  • название группы ВКонтакте (“Подслушано”,”Чай с тишиной”)
  • аккаунт в соцсетях (Instagram, TikTok и т.п)
  • персональный бренд (с паспортом, к примеру “Юлия Краснопеева”, “Мастерская Олеси Мустаевой)
  • псевдоним (Мерилин Монро, Децл, Ёлка)
  • название книги или проекта (“451 по Фаренгейту”, “Вино из одуванчиков”, проект “365done”)

Б) графические изображения, например:

  • подпись художника
  • этикетка
  • упаковка товара (бутылка кока колы)
  • цвет (цвет Tiffany and Company rotkehlcheneiblau)

В) звуковой файл, например:

  • джингл, то есть небольшая музыкальная фраза с вокальной пропевкой (Nokia)

Товарным знаком может стать даже домен, аккаунт в соцсети или хэштег - словом, все, что может иметь коммерческую ценность.

Право на защиту товарного знака в микробизнесе

Если вы владелец активно развивающейся группы Вконтакте, успешный блогер на ютубе или популярный тиктокер, вопрос о защите прав на вашу интеллектуальную собственность должен вас заботить. Поскольку сфера интернет-услуг и интернет-заработка с каждым днем охватывает все больше людей, найдутся и мошенники, желающие заработать на вашей популярности, обманывая ваших подписчиков.

Для большинства соцсетей (Instagram, Telegram, Facebook, ВКонтакте) наличие товарного знака у одной из сторон спора значительно упрощает процедуру отстаивания прав и прекращения незаконного использования наименования.

Первое, о чем вы должны задуматься – регистрация наименования вашего бренда или ИП как товарного знака. Товарным знаком может стать:

  • имя пользователя (аккаунт);
  • ваше собственное ФИО;
  • название handmade продукции;
  • наименование любой разновидности инфобизнеса (курсы, вебинары, онлайн-школы), если перечисленные наименования не являются общими обозначениями.

Например, курс «Заработок в интернете» зарегистрировать не получится, а вот «Школа фотографии Алексея Муромцева» - пожалуйста. То есть имя вашего бренда должно быть уникальным.

Кроме регистрации наименования, следует позаботиться о содержательной стороне вашего продукта или бренда, защищая инфобизнес как объект авторских прав. Владелец авторских прав может при необходимости передать их юрлицу или физлицу. Для эффективной защиты авторских прав продукт должен иметь материальное воплощение: книга, статья, брошюра и т.д. В таком случае вы можете в случае нарушения ваших авторских прав потребовать компенсацию в размере от 10 тыс. до 5 млн рублей.

Книга в подарок
Книга в подарок

А вы знаете реальную стоимость вашего товарного знака?

Кратко о том, какие выгоды и возможности дает
оценка товарного знака по доходному методу

Что делать, если у вас нет ИП, но вы оформлены как самозанятый?

В 2021 году в России планируется разрешить регистрировать товарные знаки не только ИП, ООО, но и физическим лицам и людям в статусе самозанятый. (Согласно дорожной карте развития интеллектуальной собственности)

Это решение поможет защитить тех людей, кто печет торты на заказ, ведет блог, изготавливает украшения, шьет детскую одежду - словом, занимается любимой деятельностью, не регистрируясь при этом как индивидуальный предприниматель. Эта поправка фактически запрещает подражателям или конкурентам воровать контент и использовать идеи. Например, блокируя рекламу в Google.

Как проходит регистрация наименования ИП

Чтобы зарегистрировать товарный знак или знак обслуживания необходимо:

01

подать заявку на регистрацию товарного знака для ИП в Роспатент

02

собрать бумаги для поиска товарного знака в базе Роспатента

03

предоставить квитанцию о внесении средств за гос. пошлину

Обратите внимание, что в настоящий момент регистрация наименования ИП может быть осуществлена только от имени ИП или ООО!

Об особенностях процедуры регистрации и алгоритме действий владельца можно прочитать здесь.

Пакет документов может быть передан физическим лицом при личном посещении Роспатента, с помощью поверенного, отправлен почтой, через Интернет при наличии ЭЦП или послан по факсу (с последующим предоставлением оригиналов).

После отправки документов со стороны Роспатента проводится формальная экспертиза и экспертиза по существу, озвучивается постановление о регистрации либо об отказе в регистрации товарного знака. При положительном решении производится обнародование факта регистрации и вручение свидетельства о регистрации товарного знака (действует на протяжении 10 лет с дальнейшей возможностью продления – ст.1491 ГК РФ). Сам процесс регистрации довольно большой – от 3 до 12 месяцев.

Обратите внимание, что согласно статистике Роспатента только 5% заявок, поданных в регистрирующий орган, становятся товарными знаками. Ежедневно подается 300 заявок. Поэтому к такой процедуре, как регистрация названия ИП следует отнестись максимально серьезно.

“А стоит ли вообще ввязываться в это дело?” - справедливый вопрос, который возникнет у многих. Что может произойти, если вы не зарегистрируете товарный знак или зарегистрируете его поздно? Например, ваш знак могут скопировать конкуренты или кто-то может зарегистрировать название вашего ИП на себя. Или же вы, сами того не зная, используете чей-то уже зарегистрированный товарный знак, нарушая исключительные права владельца. Чтобы этого не произошло, следует позаботиться об уникальности вашего товарного знака.

Уникальность регистрируемого обозначения - 95% успеха

Перед тем, как отправить заявку на регистрацию обозначения и оплатить госпошлину, обязательно проверьте, свободно ли наименование, которое вы хотите присвоить, или оно уже используется кем-то официально (т.е. как зарегистрированный товарный знак).

Сделать это можно самостоятельно, обратившись к базам товарных знаков или оплатив соответствующую процедуру у специалистов.

Бесплатная проверка товарного знака

Проверка проводится по актуальным базам товарных знаков, зарегистрированных на территории РФ

Проверка ведется в двух направлениях:

01

товарные знаки, официально зарегистрированные на данный момент

02

товарные знаки, фигурирующие в заявках на процедуру регистрации

Придуманное вами наименование используется кем-то другим? Не спешите от него отказываться. Закон гласит, что не разрешено регистрировать 2 идентичных названия в рамках одной отрасли. Если же род ваших занятий не совпадает, то есть в заявке указаны различные классы МКТУ, то оформить ваше наименования можно.

Причины отклонения заявки на регистрацию Роспатентом описаны в ст.1483 ГК РФ. Статья об отказах со стороны Роспатента.

Возможности, открывающиеся при регистрации товарного знака

  • Если не зарегистрировать название ИП официально, вы не сможете развивать бизнес по модели франчайзинга (предоставляя другим лицам право пользования вашим наименованием). Незарегистрированные наименования рано или поздно привлекут мошенников и приведут к нехорошим последствиям (судебные разбирательства и воровство, к примеру).
  • Большинство маркетплейсов работают только с предпринимателями, имеющими зарегистрированный товарный знак. Подробнее о требованиях маркетплейсов можно прочитать тут.
  • Возможность защитить права владельца товарного знака - основная причина, побуждающая к регистрации наименования, в которое вложены средства, время, труд предпринимателя. Зарегистрированное обозначение может уберечь собственника от уплаты компенсации за использование чужого товарного знака или помочь в получении компенсации (до 5 млн рублей) от нарушителей.

Что не менее важно, зарегистрированный товарный знак обезопасит вас от потери клиентов и репутации при ввозе контрафакта.

Как видите, регистрация наименования в качестве товарного знака открывает новые возможности, ограничивает количество неприятных судебных разбирательств, вызывает доверие у клиентов и партнеров, защищает ваши права на бренд.

Для того, чтобы зарегистрировать название ИП, не обязательно быть юристом или поверенным, вы сможете сделать это самостоятельно, изучив некоторые нюансы и особенности. Подробная инструкция о самостоятельной регистрации товарного знака в нашей статье.

Комментарии временно не доступны

Читать далее

Книга в подарок
Книга в подарок
Товарный знак
для вашего бизнеса

Краткое руководство по товарному знаку как основному элементу брендинга вашей компании

Обращайтесь
к профессионалам!