Фирменное наименование и товарный знак,
в чем отличие?
Успешное развитие бизнеса предполагает использование уникального названия компании и логотипа. Данные средства позволяют индивидуализировать выпускаемую продукцию, и получать прибыль при их использовании.
Но не все предприниматели понимают правовую природу фирменного наименования и товарного знака. В нашей статье рассмотрим, что представляют из себя данные понятия и определим их отличия.
Что такое фирменное наименование и товарный знак?
Товарный знак – это символ, который позволяет выделить товары конкретного производителя среди аналогичных.
Согласно ст. 1225 ГК РФ он подлежит защите в качестве объекта авторского права. Его цель - только индивидуализация продукции.
Фирменное наименование – это зарегистрированное имя компании при ее открытии. Оно позволяет ассоциировать выпускаемую продукции с самой организацией, и является самостоятельным объектом интеллектуальных прав.
Фирменное наименование представляет собой слово или сочетание слов. Товарный знак же может выражаться в следующих образах:
- текстовая композиция (только шрифт) - личные имена, словообразования, девизы и слоганы, аббревиатуры;
- любые виды графических элементов или символов, без включения текста;
- комбинированная форма - сочетание текстовых и графических символов в едином образе.
При этом фирменное наименование и товарный знак получают охрану со стороны государства только после прохождения процедуры регистрации. Глобальное отличие между фирменным наименованием и товарным знаком - это то, что они индивидуализируют: фирменное наименование индивидуализирует юридическое лицо, а товарный знак - товары и услуги.
Если не была проведена регистрация уникального наименования юридического лица в качестве товарного знака, то его фирменный знак могут использовать иные лица. Привлечь к ответственности нарушителей в таком случае будет невозможно. Это касается и "патентования" товарного знака.
Патента на товарный знак не существует. Роспатент выдает свидетельство на товарный знак. Запатентовать можно только изобретение, полезную модель или промышленный образец.
Отличие между фирменным наименованием и товарным знаком
Первым ключевым отличием фирменного наименования от товарного знака является обязательность регистрации. Получать защитное свидетельство на свой бренд компания решает самостоятельно, а вот имя автоматически регистрируется при открытии юридического лица.
Выделим остальные существенные отличия:
Таблица «Чем отличается фирменное наименование от товарного знака»
Критерий | Фирменное наименование | Товарный знак |
---|---|---|
правообладатель | юридическое лицо | юрлицо, ИП |
срок действия | до момента прекращения деятельности компании (ст. 1475 ГК РФ) | 10 лет с правом продления на аналогичный срок (ст. 1491 ГК РФ) |
рамки действия | место нахождения юрлица и сфера его деятельности | только на территории РФ, для защиты на международном уровне необходимо проходить самостоятельную процедуру |
защита | с момента регистрации юрлица в ИФНС | с момента регистрации в ФИПС и получении свидетельства |
права |
пользование - при осуществлении деятельности компании; распоряжение - право пользования предоставляется иным лицам, если сохраняются права первоначального владельца |
пользование - в рекламе, на выпускаемой продукции, при предоставлении услуги, на упаковке и т.д.; распоряжение осуществляется без ограничений |
передача прав | при продаже компании, по договору франчайзинга | лицензионный договор, по договору купли-продажи организации, договор коммерческой концессии (ст. 1484 ГК РФ) |
охрана | обращение в ФИПС, ФАС или суд | обращение в суд или ФИПС |
использование | необходимо указывать в учредительных и иных документах, в отношениях с контрагентами | зарегистрированный товарный знак может быть аннулирован, если правообладатель не использует его на протяжении трех лет после регистрации (ст. 1486 ГК РФ) |
Отличие между данными объектами промышленных прав заключается и в требовании к содержанию. Фирменное наименование должно четко и правдиво информировать потребителя о том, чем именно занимается компания.
Формально закон устанавливает ограничения на употребление слов или словосочетаний при выборе наименования, они очень похожи на требования Роспатента к товарным знакам. Однако, на практике вероятность отказа налоговой в регистрации ООО из-за названия очень мала. В отличие от регистрации товарного знака в Роспатенте.
Каким должен быть знак, чтобы его зарегистрировалиКогда товарный знак содержит общепринятые термины, обозначения качества товара (например, «люкс»), географические названия или состоит из слова, которое определяет конкретный товар, то он не будет зарегистрирован.
Еще одно немаловажное отличие - способ защиты фирменного наименования и товарного знака. Хотя для обоих случаев предусмотрена административная защита через судебный орган и службу Роспатента, при неправомерном использовании фирменного наименования можно также обратиться в ФАС РФ.
Проверьте свое название на уникальность и узнайте вероятность его регистрации в качестве товарного знака. Введите название в поисковую строку.
Кристина Гучмазова
Реализует проекты для компаний ГК Lactalis, ГК ГЕО Альянс, «МЕТТА», МФК Займер, «АЙКОН-Девелопмент», «Первый мясокомбинат»
Представляет интересы клиентов в Палате по патентным спорам, Суде по интеллектуальным правам, Арбитражном суде, Федеральной антимонопольной службе
К команде «Гардиума» присоединилась в 2020 году
Другие ответы
Популярное
Обращайтесь к профессионалам