Франчайзинг представляет собой форму сотрудничества независимых предпринимателей, при которой один, получивший известность в определенной сфере бизнеса (франчайзер, правообладатель), предоставляет на возмездной основе другим предпринимателям (франчайзи, пользователь), права на использование своего фирменного наименования и способа ведения бизнеса, который к моменту взаимодействия получил признание и коммерческий успех (Толкачев А. Н. Правовое регулирование маркетинговой деятельности. М.: Контракт; Инфра-М, 2009).
Главным образом, франчайзинг связан с использованием товарного знака основной компании.
Получается, что покупателю франшизы не нужно регистрировать товарный знак самостоятельно. Он будет использовать обозначение франчайзера по договору коммерческой концессии, или франчайзинга.
Товарный знак | № регистрации | Правообладатель |
---|---|---|
![]() |
96915 | Докторс Ассошиейтс, Инк., корпорация штата Коннектикут (US) |
![]() |
381424 | Бургер Кинг Корпорейшн, 5505 Блю Лагун Драйв, Майами, штат Флорида 33126, Соединеные Штаты Америки (US) |
![]() |
411015 | Лаборатуар де Биоложи Вежеталь Ив Роше, Ля Круа де Арше, 56200 Ля Гасийи, Франция (FR) |
![]() |
360605 | Закрытое акционерное общество "МИЭЛЬ", 109004, Москва, ул.Николоямская, 40, стр.1 (RU) |
Вам может быть интересно:
Образец договора коммерческой концессии (франчайзинга)
Договор франчайзинга (в российском законодательстве - коммерческая концессия) — соглашение между коммерческими организациями или предпринимателями. По этому договору франчайзер предоставляет другой стороне — франчайзи — за вознаграждение право использовать в предпринимательской деятельности принадлежащие ей исключительные права, включая право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие объекты исключительных прав (фирменное наименование, коммерческое обозначение, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, ноу-хау, произведения, охраняемые авторским правом, ноу-хау) на какой-либо срок или неопределенное время (ст. 1027 Гражданского кодекса РФ).
Договор франчайзинга обязательно должен содержать следующие существенные условия:
- сведения о передаваемом в пользование объекте\объектах интеллектуальной собственности;
- размер и порядок выплаты вознаграждения правообладателю;
- описание разрешенных способов использования объектов интеллектуальной собственности;
- неразглашение секретов производства франчайзера и иной полученной от него конфиденциальной информации;
- обеспечение соответствия качества оказываемых услуг и производимых товаров качеству аналогичных услуг и товаров франчайзера;
- соблюдение инструкций и указаний франчайзера относительно использования комплекса исключительных прав;
- информирование о том, что франчайзи использует средства индивидуализации в силу договора франчайзинга.
Сокращенная таблица:
1 | 2 | 3 |
---|---|---|
Условия использования товарного знака | Франчайзером (правообладателем) | Франчайзи (пользователем) |
Субъект, который использует товарный знак | Коммерческие организации или предприниматели | Коммерческие организации или предприниматели |
Сфера использования товарного знака | Продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг | Продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг |
Способ использования товарного знака | Для маркировки товаров, в товарно-сопроводительных документах, в коммерческих предложениях, на вывесках, в объявлениях, рекламно-информационных материалах, в Интернете, в том числе в доменном имени, метатегах, способах адресации ресурсов в Интернете. Франчайзи использует товарный знак указанным в договоре способом. | Для маркировки товаров, в товарно-сопроводительных документах, в коммерческих предложениях, на вывесках, в объявлениях, рекламно-информационных материалах, в Интернете, в том числе в доменном имени, метатегах, способах адресации ресурсов в Интернете. Франчайзи использует товарный знак указанным в договоре способом. |
Выплата вознаграждения за использование товарного знака | Франчайзер получает паушальный взнос или роялти. Паушальный взнос — однократная выплата в фиксированном размере при приобретении франшизы. Роялти — периодические платежи за пользование франшизой. | Франчайзи выплачивает паушальный взнос или роялти. |
Территория использования товарного знака | Франчайзер использует товарный знак на любой территории. В договоре может быть предусмотрено обязательство франчайзера не предоставлять право на использование товарного знака другим на территории франчайзи. | Франчайзи использует товарный знак на территории, указанной в договоре. Франчайзи обязуется не конкурировать с франчайзером на территории, на которой распространяется действие договора коммерческой концессии |
Передача исключительного права на товарный знак другим лицам | Франчайзер может передавать исключительное право на товарный знак. | Франчайзи может передавать права на использование товарного знака по договору субконцессии. В договоре франчайзинга может быть предусмотрено условие об обязанности франчайзи предоставить определенное количество субконцессий. |
Услуги и цены
- Проверка представленного договора для снижения рисков двоякого толкования положений или досрочного расторжения
- Проверка договора на наличие налоговых рисков
- Корректировка договора
- Подготовка письменного заключения, содержащего обоснованные аргументы для проведения переговоров с правообладателем
- Подготовка и подача пакета документов для регистрации договора в ФИПС
- Регистрация договора в Роспатенте
- Оплата государственной пошлины за регистрацию договора
- Подготовка и подача всех необходимых документов на регистрацию в ФИПС
- Получение документа о регистрации перехода прав
Признание и рейтинги
успешной юридической практики в России и в 125 зарубежных странах
среди лидеров подачи заявок на товарные знаки в Роспатент
зарегистрированных товарных знаков и патентов

Товарный знак
для вашего бизнеса
Краткое руководство по товарному знаку как основному элементу брендинга вашей компании