НАДЁЖНОСТЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ФЕДЕРАЛЬНОМ МАСШТАБЕ
Коммерческое обозначение

Помимо таких средств индивидуализации как товарный знак и фирменное наименование законодательство Российской Федерации предусматривает использование коммерческого обозначения.

Понятие коммерческое обозначение и фирменное наименование тесно связаны друг с другом. Основным отличием коммерческого обозначения от фирменного наименования является то, что коммерческое обозначение не подлежит государственной РЕГИСТРАЦИИ и не указывается в учредительных документах юридического лица.

Коммерческое обозначение является средством индивидуализации предприятия как имущественного комплекса в целом.

Особенности применения

Фирменное наименование применяется для обозначения отдельной компании.

Коммерческое обозначение может быть использовано для обозначения группы предприятий, целого имущественного комплекса.

Существует несколько отличительных свойств коммерческого обозначения от иных средств индивидуализации. Так, одно коммерческое обозначение может использоваться для индивидуализации одной или нескольких компаний. Например, под одним коммерческим обозначением может вести коммерческую деятельность сеть магазинов. 

С другой стороны, для индивидуализации одного предприятия может быть использовано только одно коммерческое обозначение.

Коммерческое обозначение: особенности применения Увеличить
Возникновение права на коммерческое обозначение

Правообладателем коммерческого обозначения может быть юридическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, или индивидуальный предприниматель.

Государственная регистрация коммерческого обозначения не требуется, однако для возникновения данного права должны быть соблюдены условия:

  • обозначение должно обладать достаточным количеством отличительных от конкурентов признаков
  • употребление коммерческого обозначения должно быть известным на определенной территории
Сроки действия права

Законодательством не определен срок действия коммерческого обозначения, то есть правообладатель может использовать коммерческое бесконечно долго. Однако, если правообладатель не использует по назначению коммерческое обозначение в течение года, его исключительное на коммерческое обозначение прекращается.

Бесплатная
видеоконсультация
Екатерина Попонина
Екатерина Попонина

Юрист, патентный поверенный №2161

Использование коммерческого обозначения

Коммерческое обозначение может быть использовано правообладателем для идентификации своего предприятия, в том числе путем указания на товарах или их упаковках, вывесках, полиграфической продукции, в объявлениях и рекламе, в счетах и на иной документации. Не допускается использование коммерческого обозначения, которое вводило бы в заблуждение относительно принадлежности предприятия определенному лицу.

Особенность передачи прав

Основным отличием коммерческого обозначения от фирменного наименования становится возможность для правообладателя распоряжаться исключительным правом на коммерческое обозначение. Такая возможность может быть предоставлена в случае договора аренды или на условиях договора коммерческой концессии. Исключительное право на коммерческое обозначение может перейти к другому лицу (по договору, в порядке универсального правопреемства и по иным основаниям, установленным законом) только в составе предприятия, для индивидуализации которого это коммерческое обозначение используется.

Защита коммерческого обозначения

Законодательством Российской Федерации предусмотрена охрана коммерческого обозначения. Согласно ст. 1539 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае выявления нарушения прав, правообладатель может потребовать от лица, нарушившего данную норму, прекращение использования коммерческого обозначения и возмещения причиненных убытков.

Бесплатная проверка товарного знака

Проверка проводится по актуальным базам товарных знаков, зарегистрированных на территории РФ

Коммерческое обозначение имеет ряд преимуществ перед фирменным наименованием, однако оно не защищает идентифицирующий образ компании так как товарный знак

Но, в связи с отсутствием обязанности государственной регистрации коммерческого обозначения, возникает сложность доказывания принадлежности незарегистрированного наименования к коммерческому обозначению. Коммерческое обозначение является одним из самых уязвимых средств индивидуализации.

Так, например, в случае нарушения прав на использование товарного знака, правообладатель для взыскания убытков с нарушителя доказывает только их размер.

В аналогичной же ситуации правообладатель коммерческого обозначения должен доказать не только сам факт нарушения и объем убытков, но и законность использования к собственному обозначению термина «коммерческое обозначение» и вытекающих из этого прав.

Так как механизм защиты средств индивидуализации в нашей стране несовершенен, наиболее действенным способом защиты коммерческого обозначения, в связи с особенностями законодательства нашей страны, становится регистрация такого обозначения в качестве товарного знака.

Коммерческое обозначение и товарный знак могут выполнять одинаковую функцию — идентификацию предприятия и производимой им продукции, однако товарный знак обладает большим количеством «конкурентных преимуществ».

Секреты поверенных
  • Облегчение доказывания факта нарушения прав на средство индивидуализации;
  • Действие товарного знака распространяется на территории всей страны, а не на ограниченной территории как в случае с коммерческим обозначением.
  • Возможность для извлечения прибыли передавать право использования обозначения третьим лицам без передачи имущественного комплекса предприятия;
  • Увеличенный срок досрочного прекращения права на средство индивидуализации. Напомним, что основанием для досрочного прекращения действия товарного знака, является его неиспользование в течение 3 лет последовательно.
  • Возможность использования различных обозначений для идентификации одного и того же производителя по различным линейкам выпускаемых товаров или оказываемых услуг.
Преимущества товарного знака над коммерческим обозначением Увеличить

Узнайте подробную информацию о защите Вашего коммерческого обозначения и о стоимости его регистрации в качестве товарного знака.

Услуги и цены

Дешевле не бывает

Экспертное содействие
в подаче заявки

  • Классификация видов деятельности согласно МКТУ
  • Расчет патентной пошлины
  • Подготовка и подача заявки в Роспатент
Показать подробности
от 12 400 руб. , от 11 месяцев
Все включено

В стоимость входят услуги пакета "Дешевле не бывает", а также:

  • Оплата пошлин со скидкой 30%
  • Проверка по всем базам и закрытым реестрам
  • Доработка до уникальности (3 варианта)
  • Ведение делопроизводства, автоматизированное информирование о ключевых этапах и статусе проекта
  • Ответы на неограниченное количество запросов Роспатента
  • Ответ на входящую претензию или привлечение нарушителей к ответу в течение 1 года после регистрации
Показать подробности
от 41 000 руб. , от 11 месяцев
Форсаж 2.0
В стоимость входят услуги пакета "Всё включено", а также:

  • Ускоренная проверка по всем базам за 2 дня
  • Ускоренное получение свидетельства
  • Защита в ППС в случае оспаривания недобросовестным конкурентом в течение года после регистрации.
Показать подробности
от 64 900 руб. , от 2 месяцев
Быстро
Удобно
Безопасно

Личный кабинет

Уникальный веб-сервис для управления интеллектуальной собственностью

  • Проверка знаков онлайн
  • Заявка на регистрацию за минуту
  • Согласование документов в один клик
  • Мониторинг сроков и изменений
  • Пресечение нарушений
  • Конфиденциальность
Книга в подарок
Книга в подарок

Товарный знак
для вашего бизнеса

Краткое руководство по товарному знаку как основному элементу брендинга вашей компании

Нам доверяют 12 000 клиентов

Наши достижения

Почему выбирают нас:

  • входим в число лучших юридических фирм в области ИС по версии рейтингов «Право.ру» и «Коммерсанта»
  • находимся в международном рейтинге Best Lawyers Russia
  • являемся официально аккредитованным партнером Российского Экспортного Центра
  • входим в международную ассоциацию по товарным знакам INTA (ИНТА)
ТОП-10

в рейтинге Роспатента по количеству поданных заявок

16 лет

успешной практики
в России и за рубежом

12 000

довольных клиентов: «Газпром», «УАЗ», «ПИК»

17 000

зарегистрированных объектов интеллектуальной собственности

Мы являемся частью консалтинговой группы WiseAdvice, которая оказывает услуги для развития бизнеса клиентов. Подробнее о консалтинговой группе

Специалисты бюро имеют опыт работы в Федеральном институте промышленной собственности, иных ведомствах и государственных органах.

Читать далее