В ближайшее время наши специалисты свяжутся с вами.
Как защитить ювелирный бизнес от кражи коллекции?
На интеллектуальную собственность и ее защиту делает акцент во всех сферах бизнеса, в том числе и в ювелирная. Причиной этому служит большая конкуренция между игроками рынка. Компании реализуют существенные финансовые вложения не только в рекламу и продвижение своих товаров, и в охрану объектов интеллектуальной собственности.
Такой расчет достаточно прагматичен, потому что зарегистрировать товарный знак стоит около восьмидесяти тысяч рублей, промышленный образец – около ста двадцати тысяч рублей, а убытки после кражи ювелирной коллекции будут исчисляться миллионами.
Созданная правовая среда в сфере интеллектуальной собственности в полной мере позволяет предупредить недобросовестные действия и их последствия. Следует отметить, что еще только на стадии разработки дизайна, каждое ювелирное изделие охраняется законом, так как является объектом авторского права.
В статье1259 ГК РФ приведен полный перечень таких объектов. В частности, в него входят произведения графики, дизайна и декоративного-прикладного искусства. При этом для защиты авторских прав их государственная регистрация не требуется. Иными словами, право на произведение возникает в момент его создания.
Тем не менее, такой довольно простой механизм правовой охраны, как авторское право в ювелирном деле сталкивается с некоторыми сложностями, которые заключаются в доказательстве факта нарушения (кражи коллекции).
Наглядный пример: ювелирная компания «НамфлеГ» обратилась в суд с исковым заявлением к другим ювелирным компания «Оникс-Холдинг», «Кронос», «Кортес» и «Рейман», так как посчитала, что они используют дизайн ювелирных изделий из ее коллекций. Судебная коллегия все требования удовлетворила, поскольку ответчики не предоставили доказательств своего авторского права на модель ювелирного изделия. Ответчики, в свою очередь, сочли, что суд не установил, является ли спорная продукция самостоятельным объектом или переработкой, и поэтому обратился в суд апелляционной инстанции, который проведя свой анализ, пришел к следующему выводу.
На оспариваемых ювелирных изделиях было изображение зданий, который изображены на картинах известных художников, и поэтому не являются уникальными и новыми. Так же суд посчитал, что для создания коллекции авторы применяли характерные для любых произведений декоративно-прикладного искусства приемы. В связи с этим решение суда первой инстанции было отменено. Получается, что правовая охрана ювелирных изделий не ограничивается только авторским правом. История показывает, что нарушение авторских прав в ювелирном деле может привести к потере бизнеса. Поэтому лучше предупреждать негативные последствия, чем исправлять. Для этого необходимо применять и другие инструменты защиты своих интересов.
Один из таких – получение патента. Он более действенный с точки зрения доказывания факта кражи и мошенничества. Пункт 1 статьи 1352 ГК РФ гласит, что в качестве промышленного образца рассматривается решение внешнего вида изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства. Или проще - дизайну и внешнему виду изделия. Кроме того, чтобы осуществить процедуру регистрации, изделие должно быть новым и оригинальным. Это основные условия патентоспособности. Имея на руках доказательства нарушения, обладатель патента получит возможность обратиться в суд и требовать прекращения незаконного использования и выплаты материальной компенсации, размер которой варьируется от 10 тысяч до 5 миллионов рублей. Точную сумму определяет судебная коллегия, учитывая все обстоятельства дела.
В свою очередь, перед тем, как предъявлять мошеннику какие-либо претензии, лучше прибегнуть к контрольной закупке – факту введения товара в гражданский оборот. Если спорные ювелирные украшения продаются в сети Интернет, то нотариус составит протокол осмотра сайта и заверит страницы, на которых они размещены. С лета 2017 года для такой категории споров введен досудебный порядок урегулирования. Нарушителю необходимо направить письменную претензию, и, если он не ответит на нее в течении 30 дней или даст отрицательный ответ, можно обращаться в суд.
Практика показывает, что патентообладатели, не продлившие своевременно действие патента, лишаются своей интеллектуальной собственности. У патента на промышленный образец срок действия неоднократно продлевается на пять лет, но не может составлять более двадцати пяти лет в целом. Помимо исключительных прав, полученных при регистрации патента, у его владельца есть и обязанности по самостоятельному поддержанию юридической силы своего средства индивидуализации.
Еще одним эффективным и самым распространенным инструментом защиты ювелирных коллекций является товарный знак. Это обозначение, которым индивидуализируется то или иное изделие. Статистические данные Федеральной службы по интеллектуальной собственности, органа, занимающегося регистрацией товарных знаков, показывают, что количество заявок на товарные знаки из года в год увеличивается. В 2014 году их было более шестидесяти тысяч, в 2016 году почти шестьдесят пять тысяч.
С точки зрения маркетинга, товарный знак - это связующее звено для производителя и покупателя, ведь зачастую в своем выборе потребитель ориентируется за уже известный ему бренд. Однако стремясь получить монополию в определенной рыночной нише, конкуренты регистрируют сходные знаки. В такую ситуация попала компания PANDORA. Ей принадлежал товарный знак «Ларчик Пандоры», который и зарегистрировал конкурент. Судьи выявили, что оба знака похожи по графическим, фонетическим и семантическим параметрам, и аннулировали товарный знак мошенника.
Правовая охрана предоставляется еще и объемным товарным знака, которые представляют из себя сам товар или его упаковку. То есть, его владелец минимизирует риск возникновения кражи.
К этому способу почти двадцать лет назад прибегал бренд «Cartier», который зарегистрировал уникальный формат браслета «Love» с узором в виде винтов.
Подводя итог вышесказанному, какие способами предоставляется правовая охрана ювелирному изделию?
- Отстаивание авторских прав на дизайн;
- Получение патента на промышленный образец;
- Регистрация товарного знака.
Если все 3 способа сочетать, то это только усилит права собственника в случае судебного разбирательства.