+7 495 134 14 62
info@gardium.ru

/

+7 495 665 82 58
Личный кабинет

Какие ошибки нельзя допускать при заключении договора франчайзинга?

Последнее время в российском бизнесе франчайзинг пользуется огромной популярностью и считается весьма результативным направлением. Однако между франчайзи и франчайзерами регулярно возникают судебные конфликты, причиной которым может служить всего лишь одна ошибка, допущенная в договоре коммерческой концессии. 

Для того, чтобы избежать негативных обстоятельств, необходимо знать 7 типичных ошибок договора франчайзинга:

Франшиза под ключ без ошибок
Маргарита Булычева
Маргарита Булычева
Юрист по интеллектуальному праву

Первая ошибка. Отсутствует право на использование товарного знака/товарный знак описан частично

Смысл франчайзинга состоит в том, чтобы одна сторона передала другой права на различные средства индивидуализации и/или результаты интеллектуальной деятельности. Решающим становится право на товарный знак. Если оно не фигурирует в договоре или же информация о товарном знаке указана не в полном объеме, документ будет считаться недействительным не будет нести никаких правовых последствий.

Чтобы правильно составить договор франчайзинга, необходимо знать, что в него обязательно должны быть включены номер свидетельства о государственной регистрации товарного знака, реквизиты его владельца и приложено само изображение товарного знака.

Франчайзинг
Полное сопровождение сделки
  • Составим договор
  • Проверим договор
  • Зарегистрируем в Роспатенте

Вторая ошибка. Стороны не определили объем прав на товарный знак

При подаче заявки на регистрацию товарного знака, его владелец указывает перечень товаров и услуг, в отношении которых он планирует его использовать. Получая права на товарный знак, франчайзи обязан использовать его в отношении этого же перечня, который следует прописать в договоре.

Третья ошибка. Сформулированные условия вознаграждения размыты

Для того, чтобы определить размер вознаграждения, в франчайзинге используются два классических способа – паушальная сумма (одноразовый платеж) и роялти (периодические платежи). 

Первый достаточно прост, а вот второй может быть, например, в виде наценки на оптовую цену товара или процента от дохода конкретной торговой точки, иди процента от реализованных продаж за какой-либо отрезок времени. Стоит иметь ввиду, что закон разрешает устанавливать и свои собственные системы выплаты вознаграждения.

Четвертая ошибка. Стороны не детализировали обязанности франчайзера

Условия договора франчайзинга должны создавать правовое равновесие между франчайзером и франчайзи. Поэтому обязанности необходимо прописать детально вплоть до таких моментов, как, например, обучение персонала алгоритмам работы с брендовым продуктом или подтверждение выбранного помещения в течении трех рабочих дней.

Пятая ошибка. Стороны не детализированы обязанности франчайзи

В продолжении разговора о правовом равновесии, не стоит забывать и об обязанностях того, кто приобретает франшизу. Франчайзер всегда забоится о том, чтобы бы его бизнес был расширен «качественно», то есть соответствовал определенным стандартам. Безусловно, он хочет это контролирован, чему не противоречит и законодательство. Для этого также детально прописываются обязанности франчайзи. Это может быть аренда помещения площадью не менее ста квадратных метров или использование зеленого цвета с определенным кодом Pantone в оформлении интерьера. Важно не забывать и о праве проведения проверок этих условий, которые аналогично указываются в договоре коммерческой концессии.

Шестая ошибка. Не прописана система санкций/штрафов

Всегда существует риск, что одна из сторон нарушит условия, а привлечь ее за это к ответственности нет оснований, так как соответствующие пункты выглядят некорректно или размыто. Их подробное описание даст гарантии как франчайзеру, так и франчайзи в том, что они не получат штраф безосновательно, а если все-таки получат, то смогут аргументировать свою позицию в суде.

Седьмая ошибка. Стороны не зарегистрировали договор в Роспатенте

Пункт 2 статьи 1028 Гражданского Кодекса РФ гласит, что договор коммерческой концессии подлежит обязательной регистрации в Федеральной службе по интеллектуальной собственности. Он обретает юридическую силу только завершения данной процедуры.

Регистрация договора в Роспатенте ― от 8 900 ₽
Заказать
Сопровождение сделки: проверка или составление договора и регистрация передачи прав ― от 24 900 ₽
Заказать
Маргарита Булычева

Маргарита Булычева

Юрист по интеллектуальному праву
Более 3 лет опыта в сфере защиты интеллектуальной собственности

Реализует проекты для компаний ООО Лакталис, ООО Техноэкспорт, ООО Микрофинансовая компания «Займер», «Битрикс 24»

Представляет интересы клиентов в Палате по патентным спорам, Суде по интеллектуальным правам, Ф...
Материалы эксперта:
Книга в подарок
Презентация
Гардиум
защищаем незримое

Скачайте презентацию и узнайте, как мы защищаем интеллектуальную собственность. Наши достижения и интересные кейсы − за 5 минут

Комментарии временно не доступны
Читать далее
Книга в подарок
Презентация
Гардиум
защищаем незримое

Скачайте презентацию и узнайте, как мы защищаем интеллектуальную собственность. Наши достижения и интересные кейсы − за 5 минут

Обращайтесь
к профессионалам!