В ближайшее время наши специалисты свяжутся с вами.
Коммерческое обозначение
Помимо таких средств индивидуализации как товарный знак и фирменное наименование законодательство Российской Федерации предусматривает использование коммерческого обозначения.
Понятие коммерческое обозначение и фирменное наименование тесно связаны друг с другом. Основным отличием коммерческого обозначения от фирменного наименования является то, что коммерческое обозначение не подлежит государственной РЕГИСТРАЦИИ и не указывается в учредительных документах юридического лица.
Коммерческое обозначение является средством индивидуализации предприятия как имущественного комплекса в целом.
Регистрация товарного знака с гарантиейОсобенности применения
Существует несколько отличительных свойств коммерческого обозначения от иных средств индивидуализации. Так, одно коммерческое обозначение может использоваться для индивидуализации одной или нескольких компаний. Например, под одним коммерческим обозначением может вести коммерческую деятельность сеть магазинов.
С другой стороны, для индивидуализации одного предприятия может быть использовано только одно коммерческое обозначение.
Фирменное наименование применяется для обозначения отдельной компании и фиксируется в ЕГРЮЛ, как название юрлица.
Коммерческое обозначение может быть использовано для обозначения группы предприятий, целого имущественного комплекса. Фактически это незарегистрированный товарный знак.
В чем разница между коммерческим обозначением или фирменным наименованием?
Объясняет Анастасия Давиденко, ведущий эксперт "Гардиума" по товарным знакам.
Возникновение права на коммерческое обозначение
Правообладателем коммерческого обозначения может быть юридическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, или индивидуальный предприниматель.
Государственная регистрация коммерческого обозначения не требуется, однако для возникновения данного права должны быть соблюдены условия:
- обозначение должно обладать достаточным количеством отличительных от конкурентов признаков
- употребление коммерческого обозначения должно быть известным на определенной территории
Сроки действия права
Законодательством не определен срок действия коммерческого обозначения, то есть правообладатель может использовать коммерческое бесконечно долго. Однако, если правообладатель не использует по назначению коммерческое обозначение в течение года, его исключительное на коммерческое обозначение прекращается.
Использование коммерческого обозначения
Коммерческое обозначение может быть использовано правообладателем для идентификации своего предприятия, в том числе путем указания на товарах или их упаковках, вывесках, полиграфической продукции, в объявлениях и рекламе, в счетах и на иной документации. Не допускается использование коммерческого обозначения, которое вводило бы в заблуждение относительно принадлежности предприятия определенному лицу.
Особенность передачи прав
Основным отличием коммерческого обозначения от фирменного наименования становится возможность для правообладателя распоряжаться исключительным правом на коммерческое обозначение. Такая возможность может быть предоставлена в случае договора аренды или на условиях договора коммерческой концессии. Исключительное право на коммерческое обозначение может перейти к другому лицу (по договору, в порядке универсального правопреемства и по иным основаниям, установленным законом) только в составе предприятия, для индивидуализации которого это коммерческое обозначение используется.
Защита коммерческого обозначения
Законодательством Российской Федерации предусмотрена охрана коммерческого обозначения. Согласно ст. 1539 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае выявления нарушения прав, правообладатель может потребовать от лица, нарушившего данную норму, прекращение использования коммерческого обозначения и возмещения причиненных убытков.
Но, в связи с отсутствием обязанности государственной регистрации коммерческого обозначения, возникает сложность доказывания принадлежности незарегистрированного наименования к коммерческому обозначению. Коммерческое обозначение является одним из самых уязвимых средств индивидуализации.
Так, например, в случае нарушения прав на использование товарного знака, правообладатель для взыскания убытков с нарушителя доказывает только их размер.
Коммерческое обозначение имеет ряд преимуществ перед фирменным наименованием, однако оно не защищает идентифицирующий образ компании так как товарный знак
В аналогичной же ситуации правообладатель коммерческого обозначения должен доказать не только сам факт нарушения и объем убытков, но и законность использования к собственному обозначению термина «коммерческое обозначение» и вытекающих из этого прав.
Так как механизм защиты средств индивидуализации в нашей стране несовершенен, наиболее действенным способом защиты коммерческого обозначения, в связи с особенностями законодательства нашей страны, становится регистрация такого обозначения в качестве товарного знака.
Коммерческое обозначение и товарный знак могут выполнять одинаковую функцию — идентификацию предприятия и производимой им продукции, однако товарный знак обладает большим количеством «конкурентных преимуществ».
- Облегчение доказывания факта нарушения прав на средство индивидуализации;
- Действие товарного знака распространяется на территории всей страны, а не на ограниченной территории как в случае с коммерческим обозначением.
- Возможность для извлечения прибыли передавать право использования обозначения третьим лицам без передачи имущественного комплекса предприятия;
- Увеличенный срок досрочного прекращения права на средство индивидуализации. Напомним, что основанием для досрочного прекращения действия товарного знака, является его неиспользование в течение 3 лет последовательно.
- Возможность использования различных обозначений для идентификации одного и того же производителя по различным линейкам выпускаемых товаров или оказываемых услуг.
Подробнее о процедуре самостоятельной регистрации коммерческого обозначения в качестве товарного знака в материале наших экспертов