В ближайшее время наши специалисты свяжутся с вами.
Когда регистрацию товарного знака могут признать недобросовестной конкуренцией?
Сегодня рынок диктует жесткие условия. Поэтому недобросовестные игроки не брезгуют использовать чужие идеи, чтобы построить свой бизнес. Обычно они действуют следующим образом – регистрируют принадлежащее конкуренту, известное обозначение в качестве товарного знака и, соответственно, получают на него права.
Данная тактика может относится к тем обозначениям, которые не зарегистрированы самостоятельно. Этому содействует то, что, когда подается заявка на регистрацию товарного знака, специалисты Роспатента проверяют его с теми знаками, которые уже внесены в Реестр товарных знаков. Регистрация обозначений законодательством в принципе не проводится, поэтому и Реестра обозначений нет.
Проблематика данного вопроса балансирует между сферой антимонопольной практики и сферой интеллектуальной собственности. Именно это усложняет механизм борьбы с подобными нарушениями. В первую очередь необходимо подать в Федеральную антимонопольную службу или суд, чтобы признать регистрацию украденного обозначения актом недобросовестной конкуренции в отношении товарного знака. Только потом можно общаться в Роспатент и требовать прекращения правовой охраны «бракованного» товарного знака.
* Справка: Недобросовестной конкуренцией называют любое действие, которое направлено на получение тех или иных преимуществ в коммерческой деятельности, противоречит законодательству страны, принципам добросовестности, правилам бизнес-этикета и наносит материальный и нематериальный ущерб контрагенту. Пункт 1 статьи 14.4 закона «О защите конкуренции» гласит, что недобросовестная конкуренция, которая относится к эксплуатации прав на средства индивидуализации, не допускается.
Приведем в пример некоторые случаи, когда регистрация товарного знака признана актом недобросовестной конкуренции.
1. Регистратор товарного знака хотел намеренно воспользоваться уже сложившейся репутацией конкурента для того, чтобы иметь возможность увеличить свои продажи, при этом не вкладываясь в рекламу.
Известная кондитерская фабрика зарегистрировала товарный знак «Алина», который содержал изображение девочки в платке. Она не могла не быть в курсе того, что другая, не менее известная кондитерская фабрика уже использует изображение девочки в платке, но под знаком «Алёнка». Судебная коллегия пришла к выводу, что эти два обозначения сходные, и действия первой компании были нацелены на то, чтобы получить прибыль, но не тратить денежные средства на продвижение.
Способ защиты: Владельцу обозначения необходимо следить за теми заявками, которые подаются на регистрацию не только конкурентами, но и любыми другими организациями. Самостоятельный поиск возможно осуществить через сайт ФИПСа – раздел «Информационно-поисковая система». Если обозначение, которое вероятнее всего потребитель перепутает с вашим, все-таки найдено, следует подать возражение в Палату по патентным спорам.
2. Регистратор товарного знака стремился к монополизации.
Отечественный дистрибьютор китайской обуви зарегистрировал в России ряд товарных знаков, которые были тождественны китайским, и, соответственно, получил конкурентное преимущество перед другими дистрибьюторами, которые также реализовали обувную продукцию на территории РФ и были его «соперниками». К тому же, он получил право предъявлять им претензии и взыскивать материальную компенсацию.
Судебная коллегия сочла такие действия нарушающими право на свободу предпринимательства, иными словами желанием стать только одним дистрибьютором обуви китайского производства.
Способ защиты: «Иностранный» товарный знак может спасти его внесение в Таможенные реестр объектом интеллектуальной собственности. Для осуществления такой процедуры потребуется доверенность и заявление в Федеральную таможенную службы, в котором будут прописаны лица, уполномоченные на ввоз продукции.
3. Регистратор товарного знака хотел устранить других представителей с рыночной ниши определенного продукта.
Компрессорный завод в Краснодаре зарегистрировал обозначение «АМУ», которое использовалось для азотной мембранной установки. При этом завод знал, что это обозначение использует другой компрессорный завод в Челябинске. Получив исключительные права на товарный знак, краснодарский завод подал на челябинский в суд. Но судебная коллегия выяснила, что он не пытался создать собственный товарный знак, стремился вытеснить челябинский завод из данной сферы, а значит это недобросовестная конкуренция. Товарный знак «АМУ» аннулировали.
Способ защиты: Проходить регистрацию обозначения как товарного знака рекомендуется до введения в гражданский оборот. Как только будет подана заявка, Роспатент закрепит за обозначением приоритет.
* По материалу издания «Гарант»