В ближайшее время наши специалисты свяжутся с вами.
Как запатентовать бренд?
Вы сформировали любимый потребителями бренд и успешно работаете. Но внезапно появляются конкуренты и копируют ваш стиль. Превентивные меры в такой ситуации – получить патент на бренд. Или, говоря юридическим языком — зарегистрировать товарный знак.
Что такое бренд, товарный знак или торговая марка?
В нормативных документах сам термин «бренд» никак не расшифровывается. Судебная практика использует терминологию из маркетинговых научных работ:
"Бренд – это индивидуальные признаки субъекта бизнеса в разнообразных формах и их совокупности".
Регистрация бренда в РоспатентеФактически бренд — это некое обозначение, которое ассоциируется у конечного потребителя с деятельностью или продуктом конкретного бизнеса. Выделяют словесную, графическую и даже звуковую форму бренда.
Говоря о патентовании бренда обычно имеется ввиду регистрация фирменного наименования или товарного знака – эти объекты интеллектуальной собственности подлежат государственной регистрации в Роспатенте, и свидетельство о регистрации можно использовать для защиты в суде.
- Под товарным знаком в ГК РФ понимают обозначение, которое служит средством индивидуализации товаров юрлиц и ИП
- Фирменное название – тоже самое, но в отношении названия компании
Несмотря на регистрацию фирменного наименования, никто не будет застрахован от регистрации юрлица с аналогичным названием. В спорах между схожими обозначениями приоритет получает тот, кто первым подал заявку на регистрацию товарного знака в Роспатент.
Что можно и нужно запатентовать?
Под термином торговая марка сейчас понимают совокупность определенных обозначений, с помощью которых товар выделяется на рынке. Есть несколько видов обозначений, под которыми могут быть зарегистрированы торговые марки: словесное, графическое, объемное, комбинированное, звуковое.
Бренд может включать в себя:
- Наименование
- Логотип
- Слоган
- Иные измеряемые физические характеристики, включая цветовое решение
Важно: бренд — это не только название марки и ее логотип. Это совокупность различных текстовых и дизайнерских элементов
Какие законы помогают компании защитить свой бренд?
Сталкиваясь с задачей запатентовать фирменное название или товарный знак, стоит как минимум изучить гл. 76 ГК РФ. Главные статьи, защищающие бренд:
- Короткое описание фирменного названия дано в статье 1473
- Понятие товарного знака есть в статье 1477
- В статье 1476 содержится информация о соотношении фирменного наименования и товарного знака или знака обслуживания.
- В статьях 1492-1507 указана нормативная информация о процессе регистрации бренда
- Статьи 1510-1511 рассказывают о возможности запатентовать коллективный бренд
Можно изучить специальные методические рекомендации от Роспатента и не тратить время на исследование всех частей ГК по теме. Подробнее нужно читать в приказе Роспатента от 31.12.09 №197.
Регистрируем бренд — проверяем уникальность
Чтобы запатентовать любой бренд и не получить отказ, нужно избегать повторений и тождественности в элементах торгового знака.
Проверка онлайн-сервисами не гарантирует положительного решения по вашей торговой марке. Проверяется не только уникальность обозначения, но и прочие отличительные признаки, в том числе фонетика обозначения. Итоговое решение принимает эксперт Роспатента субъективно. Поэтому ориентироваться стоит на экспертное мнение специалиста, знакомого с методологией работы в этом управлении.
Если не проверить уникальность бренда еще до подачи заявления в Роспатент, можно потерять от 8 до 15 месяцев. Оплаченную госпошлину не возвращают. После отказа процесс регистрации придется повторять с первого шага.
Специалисты патентного бюро проверяют уникальность как с помощью экспресс-методов, так и с помощью глубоких проверок, взаимодействуя с экспертами. Изучаются все элементы торгового знака.
Что такое классы МКТУ
Разрабатывая элементы бренда, нужно учитывать так называемые классы МКТУ. Это специально разработанный классификатор из 34 классов товаров и 11 классов услуг.
Если в разработанном товарном знаке есть сходство с уже зарегистрированным брендом, то стоит проверить его по классификации. Регистрация будет допустимой, если имеющееся обозначение находится в ином классе.
Пример. Знак шампуня Orange уже зарегистрирован. Но получить свидетельство на сок Orange возможно, так как бренды действуют в разных классах
Cейчас в каталоге МКТУ около 1200 страниц текста на листах А4.
Как грамотно подать заявление в Роспатент?
Процесс регистрации бренда проходит в несколько шагов. Вам понадобится:
- Подготовить заявление, ориентируясь на приказ Роспатента № 32
- Приложить к нему перечень товаров и услуг, которые входят в патенты на бренд
- Сделать распечатку формата А4 с изображением бренда (в крупном разрешении, ориентироваться на минимум 300 dpi)
- Подготовить словесное описание, с указанием в том числе истории бренда
- Приложить чек об оплате госпошлины
Основные требования к заявлению из приказа Роспатента:
- Заявление пишется только на русском языке
- Указываем почтовый адрес с индексом
- Пишем название ООО или ИП, добавляем реквизиты
- Указываем, куда конкретно направляем (Роспатент или иной орган исполнительной власти)
- Пишем коды страны и ОКПО
- Вносим данные патентного поверенного, если он имеется
Не забудьте добавить словесное описание как логотипа, так и слогана. Если у слогана есть дизайнерские отличия, то их тоже нужно указать словесно.
Например: слово «Превосходно» используется шрифтом таким-то, с виньетированием буквы «П», цветом в системе RGB номер такой-то.
Причины для отказа в патенте бренда
Запатентовать лейбл или иные отличительные признаки не получится, если ваша заявка на патент попадает под один или несколько признаков, перечисленных в статье ст. 1483 ГК РФ.
Частые ошибки в получении заявки на патент:
- Бренд содержит бессмысленные символы
- Противоречит признакам гуманности
- Вводит потребителя в заблуждение
- Бренд использует официальные или общеупотребительные названия различных культурных объектов
Сроки регистрации бренда в России
Стандартные сроки регистрации бренда в России по закону — до 18 месяцев. На практике средний срок выдачи свидетельства на товарный знак — 12 месяце. Точнее сказать сложно, так как заявление может вернуться на любом этапе. Получить отказ в регистрации бренда компания может при формальной проверке, которая длится 1-2 месяца, либо во время полной проверки (экспертизы по существу) — 10-12 месяцев в органах Роспатента.
Затянуть срок может запрос дополнительных документов из Роспатента: у экспертов ФИПС могут появиться вопросы относительно вашего бренда. Вопрос направляется письмом, и у вас есть три месяца на ответ, если не подключен электронный документооборот с Роспатентом.
Наше патентное бюро предлагает максимально ускорить процесс регистрации бренда. Получить свидетельство можно как по стандартной схеме — за 10 месяцев, так и по ускоренной — за 2 месяца.
Начать процедуру регистрации вы можете с предварительной проверки вашего бренда на на возможность регистрации - оставьте заявку.
Елена Купцова
Елена с 2001 года работает в области защиты интеллектуальной собственности. В том числе 4 года государственным экспертом в ФИПС. К команде «Гардиума» присоединилась в 2007 году.
Участвовала в проектах по регистрации товарных знаков и лицензионных договоров сети быстрого питания «Теремок» с 2009 года