В ближайшее время наши специалисты свяжутся с вами.
Договор коммерческой концессии (франчайзинга)
Договор коммерческой концессии – это соглашение между сторонами, по которому одна из них предоставляет другой право использования комплекса исключительных прав, коммерческого опыта и деловой репутации. Согласно ГК РФ договор франчайзинга обязательно нужно заключать в письменной форме, и он должен включать в себя право на использование товарного знака, а также другие объекты. Кроме того, договор франшизы обязательно должен быть возмездным.
Заказать регистрацию франшизы в РоспатентеСтороны договора франчайзинга или коммерческой концессии – это правообладатель и пользователь. Сторонами могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.
Как следует из ГК РФ, договор коммерческой концессии может как заключаться на определенный срок, так и быть бессрочным.
Договор коммерческой концессии обязательно необходимо регистрировать в Роспатенте. Если какое-либо из существенных условий будет отсутствовать, договор не будет зарегистрирован.
По договору коммерческой концессии правообладатель несет субсидиарную ответственность вместе с пользователем, если речь идет о продаже товаров или оказании услуг. Если же требования предъявляются к пользователю как к производителю, правообладатель несет солидарную ответственность.
При перезаключении договора концессии пользователь, полностью исполнявший обязательства, будет иметь преимущественное право. Если правообладатель, когда срок договора истечет, заключит новый договор с другим пользователем на аналогичных условиях, предыдущий пользователь вправе потребовать перезаключить такой договор с ним и возместить возникшие убытки.
Cущественные условия договора коммерческой концессии (франчайзинга)
Договор коммерческой концессии обязательно должен содержать следующие существенные условия:
- предмет договора: какой объект\объекты интеллектуальной собственности передаются в пользование;
- размер и порядок выплаты вознаграждения правообладателю. Обычно это единовременный платеж, а затем регулярные (ежемесячные, ежеквартальные) платежи правообладателю;
- как разрешено использовать предоставленные объекты интеллектуальной собственности;
- о неразглашении секретов производства правообладателя и другой полученной от него конфиденциальной информации;
- требования соблюдать установленные стандарты качества товаров и оказываемых услуг качеству аналогичных товаров и услуг правообладателя.
Другие условия договора коммерческой концессии (франчайзинга)
Кроме того, в договоре могут быть указаны следующие условия:
- территория, на которой можно использовать объекты интеллектуальной собственности;
- срок действия договора;
- возможность заключать договор субконцессии;
- требование не конкурировать с правообладателем на территории, на которую распространяется действие договора;
- запрет для пользователя заключать договоры коммерческой концессии с конкурентами правообладателя;
- обязанность пользователя согласовывать с правообладателем расположение коммерческих помещений;
- требование к пользователю реализовывать товары и услуги по назначенным правообладателям ценам.
Согласно статье 1031 ГК РФ правообладатель обязан:
- предоставить пользователю всю необходимую документацию для осуществления деятельности;
- зарегистрировать договор франчайзинга в Роспатенте;
- консультировать пользователя;
- контролировать качество производимых пользователем товаров или оказываемых услуг.
Согласно статье 1032 ГК РФ пользователь обязан:
- использовать предоставленный товарный знак, указанным в договоре образом;
- сохранять в тайне секреты, ноу-хау и другую конфиденциальную информацию правообладателя;
- действовать согласно инструкциям и указаниям правообладателя;
- предоставлять клиентам все доп. услуги, которые они могли бы получить, если бы приобретали товар или услугу у правообладателя;
- обеспечивать качество товара или услуг на уровне аналогичных правообладателя.
"Подводные камни" франшизы
Судебная практика по договорам франшизы показывает, что чаще всего есть сложности с обоснованием платежей по договору коммерческой концессии или лицензиям.
Кейс из практики
Между лицензиаром ИП Великановым В. О. и лицензиатом ООО «Делис Медиа» был заключен лицензионный договор на использование товарного знака «Мобил Мед». Налоговая инспекция сочла размер платежей по данному договору завышенным и начислила ООО «Делис Медиа» недоимки по налогу на прибыль – более 3 млн руб.
Решение по делу читайте в нашем Обзоре судебной практики
Большой пул ошибок допускается и при составлении договора, особенно если скачивать его в интернете и не адаптировать под особенности бизнеса. Договор коммерческой концессии один из самых сложных в юридической практике. Требует опыта и подробного погружения в бизнес клиента.
Например, предприниматель не зарегистрировал товарный знак или у него нет права на его использование. Как в случае с региональным дилером, который пытался передать право на использование товарного знака по сублицензионному договору, не являясь его владельцем.
Поэтому используя открытые источники и чужие документы, предприниматель рискует понести невосполнимые убытки, связанные с недобросовестным партнером по франшизе. Чтобы избежать рисков,читайте наш чек-лист при составлении договора франчайзинга.
Дата публикации: 01.11.2020
Статья обновлена и актуальна: 12.10.2022