+7 (495) 665 82 58
info@gardium.ru

/

+7 (495) 665 82 58
Личный кабинет

Можно ли запатентовать слово или словосочетание в России

4 894
0 комментариев
5 минут

Запатентовать словесный товарный знак нельзя, для этого используется термин «зарегистрировать». Давайте вместе разберемся в основных понятиях и процессе регистрации словесного ТЗ.

Регистрация товарного знака с гарантией
Ирина Резникова
Ирина Резникова
Управляющий партнер, патентный поверенный № 1947

Что такое словесный знак

Словесные товарные знаки — это категория, представляющая собой набор слов, цифр, букв или их сочетание. Он не должен включать в себя изобразительные элементы. Если помимо словесных элементов в нём есть изобразительные, то такой знак является комбинированным. Словесные товарные знаки служат средством определения и узнаваемости товаров или предоставляемых услуг, а также указывают на их источник.

Они облегчают задачу покупателей в определении и отличии продукции или услуг одной компании от аналогичной продукции или услуг конкурентов. «Xiaomi», «Microsoft» и «Adidas» — это примеры словесных знаков, ассоциирующихся с конкретными брендами.

Чтобы обеспечить правовую защиту, его следует зарегистрировать в уполномоченном государственном учреждении – Роспатенте. После успешной регистрации владельцу предоставляются эксклюзивные права на его использование для конкретных товаров или услуг. В то же время другие участники рынка не имеют права применять данный знак или что-либо схожее к нему в своей коммерческой деятельности без разрешения владельца прав.

Законодательство не классифицирует слоганы как объекты, подпадающие под авторские права, в соответствии с перечнем, указанным в статье 1259 ГК РФ. По решениям судов, отдельные словесные выражения, включая слоганы, не рассматриваются как объекты авторских прав (пример: Дело А76-22385/2011). В частности, отказывая в удовлетворении исковых требований, суды исходили из того, что истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о возникновении и наличии у него исключительных прав на слоган «Быстрые деньги». Суды пришли к выводу о том, что в силу статьи 1259 ГК РФ указанная фраза не может быть отнесена к объектам авторских прав. Это означает, что слоган получает юридическую защиту в качестве инструмента для выделения продукта или компании только после его регистрации как словесного товарного знака.

Иными словами, для получения эксклюзивных прав на девиз, словосочетание, фразу или слово, его следует зарегистрировать в Роспатенте (Федеральный институт промышленной собственности) в качестве товарного знака.

Что можно и нельзя зарегистрировать в качестве словесного знака

Несмотря на то, что во многом регистрация словесного товарного знака может быть легче, чем, например, графического, нужно максимально внимательно отнестись к выбору слов или словосочетаний.

Прежде чем зарегистрировать на кириллице названия, такие как «Топовый магазин» или «Адидас», изучите правила российской регистрации словесных торговых марок.

Бесплатная
проверка бренда
Проверим название на возможность регистрации
Проверить в Телеграмм

Можно ✅

Согласно подпункту 1 пункта 9 статьи 1483 Гражданского кодекса РФ, организации, индивидуальные предприниматели или самозанятые имеют право на регистрацию следующего как словесного торгового знака.

  • Уникальные и фантазийные слова или фразы
    Такие слова или комбинации слов, которые были придуманы и не имеют прямого значения в русском языке.
  • Арбитрарные слова
    Произвольные слова, которые существуют в языке, но при использовании в качестве товарного знака не имеют прямого отношения к товару или услуге.
  • Словосочетания и фразы
    Комбинации слов, которые вместе имеют уникальное значение или интерпретацию.
  • Аббревиатуры и акронимы
    Сокращенные названия или комбинации букв.
Словесные товарные знаки

При этом, размер, шрифт и даже язык не играют никакой роли. Оформление слова в качестве товарного знака предоставляет защиту наименованию, не привязываясь к шрифтовым или цветовым особенностям и не учитывая сопроводительные иллюстрации.

Нельзя ❌

Статья 1483 Гражданского кодекса РФ содержит список причин, по которым может быть отклонена заявка на регистрацию. Следующие группы слов и лексических элементов не могут быть утверждены как словесные товарные знаки:

  • Описывают или определяют категорию продукции или услуги
    Регистрация не будет проходить для пекарни с наименованием «Булочная» или, скажем, для магазина с электротехникой под именем «Электрические товары». Такие наименования не подлежат правовой защите, следовательно, они не могут быть официально зарегистрированы и защищены законом. Тем не менее, стоит учесть, что отдельные компоненты могут интегрироваться в торговую марку как элементы, не подлежащие защите, при условии, что они не играют ключевой роли в общем образе марки. Например, «Булочная дядюшки Вениамина».
  • Распознаются широкой аудиторией как общеупотребительные
    Это касается названий брендов, которые стали нарицательными. Памперс, дихлофос, ксерокс – самые яркие примеры. В 2016 году при переводе в Роспатент крымских товарных знаков, «Дихлофос» подал серию исков к российским производителям, однако их не удовлетворили. ТЗ был признан не охраноспособным и общеупотребительным.
  • Включают официальные символы, наименования и отличительные знаки
    Имеются в виду географические названияя, например, торговый центр «Санкт-Петербург» или театр «Москва». Причина всё та же – подобные слова не могут быть охраноспособными.
  • Содержат официальные обозначения или символы
    Байт в отношении компьютерного клуба или вольт в отношении магазина электроники, обозначение ₽ – речь идёт об обозначениях, которые используются повсеместно и имеют, по сути, одно определенное значение. Такой тип не может быть охраноспособными.
  • Нарушают общие ценности, гуманистические и моральные принципы
    Другими словами, будет крайне сложно зарегистрировать ругательства, нецензурную речь или созвучные с ними фразы. Так, товарный знак сети ресторанов «ЁбидоЁби» просуществовал до 2023 года, а сейчас Роспотребнадзор требует переименования. Однако, получившему отказ «Йошкину коту» удалось получить название «Ёшкин пес».
  • Похожи на ранее зарегистрированные бренды
    То есть если кто-то решил схитрить и присвоить себе название «Nike», написав его по-русски «Найк» – это нарушение. «NIKE» – тоже нарушение и так далее.
  • Указывают на географическое происхождение продуктов
    Защита не распространяется на компоненты ТЗ, включающие в себя географические обозначения. Однако если такое географическое обозначение не является известным для стандартного российского пользователя, специалисты в области права могут аргументировать возможность защиты данного знака.
  • Совпадают с научными или творческими работами, персонажами или высказываниями из этих работ, а также именем или псевдонимом популярной личности. Если произведение признается известным на просторах России, запрещено регистрировать его название, персонажей или отрывки в качестве торговой марки без согласия автора или другого держателя прав на эту работу.
Разрешенные и неразрешенные к регистрации товарные знаки

Роспатент регистрирует, или как ошибочно говорят, патентует, товарный знак только в случае, если у него не будет причин для отказа. Однако часто встречаются спорные случаи. Поэтому проблемы с регистрацией ещё не повод отказаться от идеи защиты своего обозначения. Посмотрите чек-лист проверки бренда для того, чтобы разобраться в вопросе и выяснить причины отказа в 2023 году.

Преимущества регистрации словесного обозначения в сравнении с остальными

Словесные обозначения пользуются большей популярностью чем графические элементы при регистрации. С их помощью можно на правовом уровне защитить название товаров, домены сайтов, псевдонимы и аббревиатуры. А это – нематериальные активы компании.

У словесных товарных знаков есть неоспоримые преимущества, такие как:

  • Экономичность и скорость
    Процесс регистрации словесного оказывается менее затратным и проходит быстрее, чем регистрация графического.
  • Проверка на уникальность
    Один из важнейших этапов при регистрации — это проверка его на уникальность. У словесных товарных знаков есть преимущество в том, что их можно проверить самостоятельно.
  • Защита домена и противостояние клонам
    Регистрация словесного товарного знака предоставляет не только защиту самого названия, но и возможность защитить ассоциированный с ним доменный адрес. Это – барьер для создания сайтов-клонов, которые могут вводить потребителей в заблуждение или использовать репутацию бренда в своих интересах.

Недостатки регистрации

Наравне с преимуществами у словесных товарных знаков есть и недостатки. Основной – на 7 охраноспособных вариантов приходится 30 слов из которых необходимо сформировать оригинальное название. Словесный гораздо сложнее придумать, чем графический или комбинированный из-за высокой «конкуренции» возможных вариантов.

Кто может зарегистрировать словесный товарный знак

Подать на регистрацию в Роспатент можно самостоятельно. Индивидуальные предприниматели и общества с ограниченной ответственностью могут это сделать через сайт «Госуслуги» или сайт Роспатента. Физические лица и самозанятые – только через сайт Роспатента.

В самой подаче нет никаких трудностей, всё это делается в электронном виде. Гораздо важнее подобрать знак, который с наименьшей вероятностью получит отказ в регистрации. С этим помогают патентные поверенные. В «Гардиум» вам помогут с неймингом, проверят ваше наименование по базам, заполнят заявления и проконтролируют, чтобы вы получили свой охраняемый словесный ТЗ быстро и без проблем.

Как проходит процедура регистрации словесного товарного знака

Перед тем, как подавать заявление на регистрацию, проверьте уникальность. Это можно сделать в системе «Гардиума». Словесный товарный знак можно проверить самостоятельно.

Подготовьте документы для заявки: форму государственной регистрации, образец товарного знака, распределите товары и услуги по МКТУ, если их несколько.

Оплатите пошлину за экспертизу и ожидайте. Знак должен пройти процедуру формальной проверки, а далее – экспертизу по существу. После экспертизы вы получите решение.

Тарифы

Регистрация товарного знака в Роспатенте
от 18 900 ₽
Заказать
Регистрация товарного знака под ключ
от 69 000 ₽
Заказать
Ускоренная регистрация обозначения за 2 месяца
от 148 000 ₽
Заказать
Успешно зарегистрировали 15123 товарных знаков по всей России и других странах
Подробнее
Ирина Резникова

Ирина Резникова

Управляющий партнер, патентный поверенный № 1947
Более 20 лет опыта в сфере интеллектуальной собственности, арбитражного судопроизводства и корпоративного права. Возглавляла правовое управление в топ-5 лизинговых компаний России. Лидер по взысканию компенсаций за незаконное использование товарных знаков.
Комментарии временно не доступны

Новое из раздела

Популярное

Читать также

Как зарегистрировать товарный знак в Казахстане

Как зарегистрировать товарный знак в Казахстане

Ирина Резникова
Ирина Резникова
Товарные знаки,
15 приложений для создания логотипа самостоятельно: обзор

15 приложений для создания логотипа самостоятельно: обзор

Ирина Резникова
Ирина Резникова
Товарные знаки,
Что такое собственная торговая марка

Что такое собственная торговая марка

Ирина Резникова
Ирина Резникова
Товарные знаки,
Брендбук, гайдлайн и логобук: в чем различия и польза для бизнеса

Брендбук, гайдлайн и логобук: в чем различия и польза для бизнеса

Дарья Полякова
Дарья Полякова
Товарные знаки,
Что такое приоритет по форме 940

Что такое приоритет по форме 940

Ирина Резникова
Ирина Резникова
Товарные знаки,
Товарный знак и патент. В чем разница?

Товарный знак и патент. В чем разница?

Ирина Резникова
Ирина Резникова
Товарные знаки,
Внесение товарного знака в таможенный реестр Республики Казахстан: что нужно знать

Внесение товарного знака в таможенный реестр Республики Казахстан: что нужно знать

Ирина Резникова
Ирина Резникова
Товарные знаки,

HIGHLIGHTS: Вторичные (косвенные) нарушения исключительных прав

Арина Ворожевич
Арина Ворожевич
IP Дайджест,

TREND: Правовое регулирование ИИ

Арина Ворожевич
Арина Ворожевич
IP Дайджест,

CASE: Фирменное наименование VS Товарный знак

Арина Ворожевич
Арина Ворожевич
IP Дайджест,

TREND: Известность младшего знака при оценке сходства со старшим

Арина Ворожевич
Арина Ворожевич
IP Дайджест,

Case: Псевдоним как объект интеллектуальной собственности

Арина Ворожевич
Арина Ворожевич
IP Дайджест,