В ближайшее время наши специалисты свяжутся с вами.
Можно ли запатентовать слово или словосочетание в России
Запатентовать словесный товарный знак нельзя, для этого используется термин «зарегистрировать». Давайте вместе разберемся в основных понятиях и процессе регистрации словесного ТЗ.
Регистрация товарного знака с гарантиейЧто такое словесный знак
Словесные товарные знаки — это категория, представляющая собой набор слов, цифр, букв или их сочетание. Он не должен включать в себя изобразительные элементы. Если помимо словесных элементов в нём есть изобразительные, то такой знак является комбинированным. Словесные товарные знаки служат средством определения и узнаваемости товаров или предоставляемых услуг, а также указывают на их источник.
Они облегчают задачу покупателей в определении и отличии продукции или услуг одной компании от аналогичной продукции или услуг конкурентов. «Xiaomi», «Microsoft» и «Adidas» — это примеры словесных знаков, ассоциирующихся с конкретными брендами.
Чтобы обеспечить правовую защиту, его следует зарегистрировать в уполномоченном государственном учреждении – Роспатенте. После успешной регистрации владельцу предоставляются эксклюзивные права на его использование для конкретных товаров или услуг. В то же время другие участники рынка не имеют права применять данный знак или что-либо схожее к нему в своей коммерческой деятельности без разрешения владельца прав.
Законодательство не классифицирует слоганы как объекты, подпадающие под авторские права, в соответствии с перечнем, указанным в статье 1259 ГК РФ. По решениям судов, отдельные словесные выражения, включая слоганы, не рассматриваются как объекты авторских прав (пример: Дело А76-22385/2011). В частности, отказывая в удовлетворении исковых требований, суды исходили из того, что истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о возникновении и наличии у него исключительных прав на слоган «Быстрые деньги». Суды пришли к выводу о том, что в силу статьи 1259 ГК РФ указанная фраза не может быть отнесена к объектам авторских прав. Это означает, что слоган получает юридическую защиту в качестве инструмента для выделения продукта или компании только после его регистрации как словесного товарного знака.
Иными словами, для получения эксклюзивных прав на девиз, словосочетание, фразу или слово, его следует зарегистрировать в Роспатенте (Федеральный институт промышленной собственности) в качестве товарного знака.
Что можно и нельзя зарегистрировать в качестве словесного знака
Несмотря на то, что во многом регистрация словесного товарного знака может быть легче, чем, например, графического, нужно максимально внимательно отнестись к выбору слов или словосочетаний.
Прежде чем зарегистрировать на кириллице названия, такие как «Топовый магазин» или «Адидас», изучите правила российской регистрации словесных торговых марок.
Можно ✅
Согласно подпункту 1 пункта 9 статьи 1483 Гражданского кодекса РФ, организации, индивидуальные предприниматели или самозанятые имеют право на регистрацию следующего как словесного торгового знака.
- Уникальные и фантазийные слова или фразы
Такие слова или комбинации слов, которые были придуманы и не имеют прямого значения в русском языке. - Арбитрарные слова
Произвольные слова, которые существуют в языке, но при использовании в качестве товарного знака не имеют прямого отношения к товару или услуге. - Словосочетания и фразы
Комбинации слов, которые вместе имеют уникальное значение или интерпретацию. - Аббревиатуры и акронимы
Сокращенные названия или комбинации букв.
При этом, размер, шрифт и даже язык не играют никакой роли. Оформление слова в качестве товарного знака предоставляет защиту наименованию, не привязываясь к шрифтовым или цветовым особенностям и не учитывая сопроводительные иллюстрации.
Нельзя ❌
Статья 1483 Гражданского кодекса РФ содержит список причин, по которым может быть отклонена заявка на регистрацию. Следующие группы слов и лексических элементов не могут быть утверждены как словесные товарные знаки:
- Описывают или определяют категорию продукции или услуги
Регистрация не будет проходить для пекарни с наименованием «Булочная» или, скажем, для магазина с электротехникой под именем «Электрические товары». Такие наименования не подлежат правовой защите, следовательно, они не могут быть официально зарегистрированы и защищены законом. Тем не менее, стоит учесть, что отдельные компоненты могут интегрироваться в торговую марку как элементы, не подлежащие защите, при условии, что они не играют ключевой роли в общем образе марки. Например, «Булочная дядюшки Вениамина». - Распознаются широкой аудиторией как общеупотребительные
Это касается названий брендов, которые стали нарицательными. Памперс, дихлофос, ксерокс – самые яркие примеры. В 2016 году при переводе в Роспатент крымских товарных знаков, «Дихлофос» подал серию исков к российским производителям, однако их не удовлетворили. ТЗ был признан не охраноспособным и общеупотребительным. - Включают официальные символы, наименования и отличительные знаки
Имеются в виду географические названияя, например, торговый центр «Санкт-Петербург» или театр «Москва». Причина всё та же – подобные слова не могут быть охраноспособными. - Содержат официальные обозначения или символы
Байт в отношении компьютерного клуба или вольт в отношении магазина электроники, обозначение ₽ – речь идёт об обозначениях, которые используются повсеместно и имеют, по сути, одно определенное значение. Такой тип не может быть охраноспособными. - Нарушают общие ценности, гуманистические и моральные принципы
Другими словами, будет крайне сложно зарегистрировать ругательства, нецензурную речь или созвучные с ними фразы. Так, товарный знак сети ресторанов «ЁбидоЁби» просуществовал до 2023 года, а сейчас Роспотребнадзор требует переименования. Однако, получившему отказ «Йошкину коту» удалось получить название «Ёшкин пес». - Похожи на ранее зарегистрированные бренды
То есть если кто-то решил схитрить и присвоить себе название «Nike», написав его по-русски «Найк» – это нарушение. «NIKE» – тоже нарушение и так далее. - Указывают на географическое происхождение продуктов
Защита не распространяется на компоненты ТЗ, включающие в себя географические обозначения. Однако если такое географическое обозначение не является известным для стандартного российского пользователя, специалисты в области права могут аргументировать возможность защиты данного знака. - Совпадают с научными или творческими работами, персонажами или высказываниями из этих работ, а также именем или псевдонимом популярной личности. Если произведение признается известным на просторах России, запрещено регистрировать его название, персонажей или отрывки в качестве торговой марки без согласия автора или другого держателя прав на эту работу.
Роспатент регистрирует, или как ошибочно говорят, патентует, товарный знак только в случае, если у него не будет причин для отказа. Однако часто встречаются спорные случаи. Поэтому проблемы с регистрацией ещё не повод отказаться от идеи защиты своего обозначения. Посмотрите чек-лист проверки бренда для того, чтобы разобраться в вопросе и выяснить причины отказа в 2023 году.
Преимущества регистрации словесного обозначения в сравнении с остальными
Словесные обозначения пользуются большей популярностью чем графические элементы при регистрации. С их помощью можно на правовом уровне защитить название товаров, домены сайтов, псевдонимы и аббревиатуры. А это – нематериальные активы компании.
У словесных товарных знаков есть неоспоримые преимущества, такие как:
- Экономичность и скорость
Процесс регистрации словесного оказывается менее затратным и проходит быстрее, чем регистрация графического. - Проверка на уникальность
Один из важнейших этапов при регистрации — это проверка его на уникальность. У словесных товарных знаков есть преимущество в том, что их можно проверить самостоятельно. - Защита домена и противостояние клонам
Регистрация словесного товарного знака предоставляет не только защиту самого названия, но и возможность защитить ассоциированный с ним доменный адрес. Это – барьер для создания сайтов-клонов, которые могут вводить потребителей в заблуждение или использовать репутацию бренда в своих интересах.
Недостатки регистрации
Наравне с преимуществами у словесных товарных знаков есть и недостатки. Основной – на 7 охраноспособных вариантов приходится 30 слов из которых необходимо сформировать оригинальное название. Словесный гораздо сложнее придумать, чем графический или комбинированный из-за высокой «конкуренции» возможных вариантов.
Кто может зарегистрировать словесный товарный знак
Подать на регистрацию в Роспатент можно самостоятельно. Индивидуальные предприниматели и общества с ограниченной ответственностью могут это сделать через сайт «Госуслуги» или сайт Роспатента. Физические лица и самозанятые – только через сайт Роспатента.
В самой подаче нет никаких трудностей, всё это делается в электронном виде. Гораздо важнее подобрать знак, который с наименьшей вероятностью получит отказ в регистрации. С этим помогают патентные поверенные. В «Гардиум» вам помогут с неймингом, проверят ваше наименование по базам, заполнят заявления и проконтролируют, чтобы вы получили свой охраняемый словесный ТЗ быстро и без проблем.
Как проходит процедура регистрации словесного товарного знака
Перед тем, как подавать заявление на регистрацию, проверьте уникальность. Это можно сделать в системе «Гардиума». Словесный товарный знак можно проверить самостоятельно.
Подготовьте документы для заявки: форму государственной регистрации, образец товарного знака, распределите товары и услуги по МКТУ, если их несколько.
Оплатите пошлину за экспертизу и ожидайте. Знак должен пройти процедуру формальной проверки, а далее – экспертизу по существу. После экспертизы вы получите решение.