+7 495 134 14 62
info@gardium.ru

/

+7 495 134 14 62
Личный кабинет

Можно ли запатентовать слово или словосочетание в России

1 446
0 комментариев
5 минут

Запатентовать словесный товарный знак нельзя, для этого используется термин «зарегистрировать». Давайте вместе разберемся в основных понятиях и процессе регистрации словесного ТЗ.

Регистрация товарного знака с гарантией
Ирина Резникова
Ирина Резникова
Старший партнер, патентный поверенный № 1947

Что такое словесный знак

Словесные товарные знаки — это категория, представляющая собой набор слов, цифр, букв или их сочетание. Он не должен включать в себя изобразительные элементы. Если помимо словесных элементов в нём есть изобразительные, то такой знак является комбинированным. Словесные товарные знаки служат средством определения и узнаваемости товаров или предоставляемых услуг, а также указывают на их источник.

Они облегчают задачу покупателей в определении и отличии продукции или услуг одной компании от аналогичной продукции или услуг конкурентов. «Xiaomi», «Microsoft» и «Adidas» — это примеры словесных знаков, ассоциирующихся с конкретными брендами.

Чтобы обеспечить правовую защиту, его следует зарегистрировать в уполномоченном государственном учреждении – Роспатенте. После успешной регистрации владельцу предоставляются эксклюзивные права на его использование для конкретных товаров или услуг. В то же время другие участники рынка не имеют права применять данный знак или что-либо схожее к нему в своей коммерческой деятельности без разрешения владельца прав.

Законодательство не классифицирует слоганы как объекты, подпадающие под авторские права, в соответствии с перечнем, указанным в статье 1259 ГК РФ. По решениям судов, отдельные словесные выражения, включая слоганы, не рассматриваются как объекты авторских прав (пример: Дело А76-22385/2011). В частности, отказывая в удовлетворении исковых требований, суды исходили из того, что истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о возникновении и наличии у него исключительных прав на слоган «Быстрые деньги». Суды пришли к выводу о том, что в силу статьи 1259 ГК РФ указанная фраза не может быть отнесена к объектам авторских прав. Это означает, что слоган получает юридическую защиту в качестве инструмента для выделения продукта или компании только после его регистрации как словесного товарного знака.

Иными словами, для получения эксклюзивных прав на девиз, словосочетание, фразу или слово, его следует зарегистрировать в Роспатенте (Федеральный институт промышленной собственности) в качестве товарного знака.

Что можно и нельзя зарегистрировать в качестве словесного знака

Несмотря на то, что во многом регистрация словесного товарного знака может быть легче, чем, например, графического, нужно максимально внимательно отнестись к выбору слов или словосочетаний.

Прежде чем зарегистрировать на кириллице названия, такие как «Топовый магазин» или «Адидас», изучите правила российской регистрации словесных торговых марок.

Можно ✅

Согласно подпункту 1 пункта 9 статьи 1483 Гражданского кодекса РФ, организации, индивидуальные предприниматели или самозанятые имеют право на регистрацию следующего как словесного торгового знака.

  • Уникальные и фантазийные слова или фразы
    Такие слова или комбинации слов, которые были придуманы и не имеют прямого значения в русском языке.
  • Арбитрарные слова
    Произвольные слова, которые существуют в языке, но при использовании в качестве товарного знака не имеют прямого отношения к товару или услуге.
  • Словосочетания и фразы
    Комбинации слов, которые вместе имеют уникальное значение или интерпретацию.
  • Аббревиатуры и акронимы
    Сокращенные названия или комбинации букв.
Словесные товарные знаки

При этом, размер, шрифт и даже язык не играют никакой роли. Оформление слова в качестве товарного знака предоставляет защиту наименованию, не привязываясь к шрифтовым или цветовым особенностям и не учитывая сопроводительные иллюстрации.

Нельзя ❌

Статья 1483 Гражданского кодекса РФ содержит список причин, по которым может быть отклонена заявка на регистрацию. Следующие группы слов и лексических элементов не могут быть утверждены как словесные товарные знаки:

  • Описывают или определяют категорию продукции или услуги
    Регистрация не будет проходить для пекарни с наименованием «Булочная» или, скажем, для магазина с электротехникой под именем «Электрические товары». Такие наименования не подлежат правовой защите, следовательно, они не могут быть официально зарегистрированы и защищены законом. Тем не менее, стоит учесть, что отдельные компоненты могут интегрироваться в торговую марку как элементы, не подлежащие защите, при условии, что они не играют ключевой роли в общем образе марки. Например, «Булочная дядюшки Вениамина».
  • Распознаются широкой аудиторией как общеупотребительные
    Это касается названий брендов, которые стали нарицательными. Памперс, дихлофос, ксерокс – самые яркие примеры. В 2016 году при переводе в Роспатент крымских товарных знаков, «Дихлофос» подал серию исков к российским производителям, однако их не удовлетворили. ТЗ был признан не охраноспособным и общеупотребительным.
  • Включают официальные символы, наименования и отличительные знаки
    Имеются в виду географические названияя, например, торговый центр «Санкт-Петербург» или театр «Москва». Причина всё та же – подобные слова не могут быть охраноспособными.
  • Содержат официальные обозначения или символы
    Байт в отношении компьютерного клуба или вольт в отношении магазина электроники, обозначение ₽ – речь идёт об обозначениях, которые используются повсеместно и имеют, по сути, одно определенное значение. Такой тип не может быть охраноспособными.
  • Нарушают общие ценности, гуманистические и моральные принципы
    Другими словами, будет крайне сложно зарегистрировать ругательства, нецензурную речь или созвучные с ними фразы. Так, товарный знак сети ресторанов «ЁбидоЁби» просуществовал до 2023 года, а сейчас Роспотребнадзор требует переименования. Однако, получившему отказ «Йошкину коту» удалось получить название «Ёшкин пес».
  • Похожи на ранее зарегистрированные бренды
    То есть если кто-то решил схитрить и присвоить себе название «Nike», написав его по-русски «Найк» – это нарушение. «NIKE» – тоже нарушение и так далее.
  • Указывают на географическое происхождение продуктов
    Защита не распространяется на компоненты ТЗ, включающие в себя географические обозначения. Однако если такое географическое обозначение не является известным для стандартного российского пользователя, специалисты в области права могут аргументировать возможность защиты данного знака.
  • Совпадают с научными или творческими работами, персонажами или высказываниями из этих работ, а также именем или псевдонимом популярной личности. Если произведение признается известным на просторах России, запрещено регистрировать его название, персонажей или отрывки в качестве торговой марки без согласия автора или другого держателя прав на эту работу.
Разрешенные и неразрешенные к регистрации товарные знаки

Роспатент регистрирует, или как ошибочно говорят, патентует, товарный знак только в случае, если у него не будет причин для отказа. Однако часто встречаются спорные случаи. Поэтому проблемы с регистрацией ещё не повод отказаться от идеи защиты своего обозначения. Посмотрите чек-лист проверки бренда для того, чтобы разобраться в вопросе и выяснить причины отказа в 2023 году.

Преимущества регистрации словесного обозначения в сравнении с остальными

Словесные обозначения пользуются большей популярностью чем графические элементы при регистрации. С их помощью можно на правовом уровне защитить название товаров, домены сайтов, псевдонимы и аббревиатуры. А это – нематериальные активы компании.

У словесных товарных знаков есть неоспоримые преимущества, такие как:

  • Экономичность и скорость
    Процесс регистрации словесного оказывается менее затратным и проходит быстрее, чем регистрация графического.
  • Проверка на уникальность
    Один из важнейших этапов при регистрации — это проверка его на уникальность. У словесных товарных знаков есть преимущество в том, что их можно проверить самостоятельно.
  • Защита домена и противостояние клонам
    Регистрация словесного товарного знака предоставляет не только защиту самого названия, но и возможность защитить ассоциированный с ним доменный адрес. Это – барьер для создания сайтов-клонов, которые могут вводить потребителей в заблуждение или использовать репутацию бренда в своих интересах.

Недостатки регистрации

Наравне с преимуществами у словесных товарных знаков есть и недостатки. Основной – на 7 охраноспособных вариантов приходится 30 слов из которых необходимо сформировать оригинальное название. Словесный гораздо сложнее придумать, чем графический или комбинированный из-за высокой «конкуренции» возможных вариантов.

Кто может зарегистрировать словесный товарный знак

Подать на регистрацию в Роспатент можно самостоятельно. Индивидуальные предприниматели и общества с ограниченной ответственностью могут это сделать через сайт «Госуслуги» или сайт Роспатента. Физические лица и самозанятые – только через сайт Роспатента.

В самой подаче нет никаких трудностей, всё это делается в электронном виде. Гораздо важнее подобрать знак, который с наименьшей вероятностью получит отказ в регистрации. С этим помогают патентные поверенные. В «Гардиум» вам помогут с неймингом, проверят ваше наименование по базам, заполнят заявления и проконтролируют, чтобы вы получили свой охраняемый словесный ТЗ быстро и без проблем.

Как проходит процедура регистрации словесного товарного знака

Перед тем, как подавать заявление на регистрацию, проверьте уникальность. Это можно сделать в системе «Гардиума». Словесный товарный знак можно проверить самостоятельно.

Подготовьте документы для заявки: форму государственной регистрации, образец товарного знака, распределите товары и услуги по МКТУ, если их несколько.

Оплатите пошлину за экспертизу и ожидайте. Знак должен пройти процедуру формальной проверки, а далее – экспертизу по существу. После экспертизы вы получите решение.

Тарифы

Регистрация товарного знака в Роспатенте
от 18 900 ₽
Заказать
Регистрация товарного знака с гарантией
от 69 000 ₽
Заказать
Ускоренная регистрация обозначения за 2 месяца
от 148 000 ₽
Заказать
Ирина Резникова

Ирина Резникова

Старший партнер, патентный поверенный № 1947
20 лет опыта в сфере интеллектуальной собственности, арбитражного судопроизводства и корпоративного права. Возглавляла правовое управление в топ-5 лизинговых компаний России. Лидер по взысканию компенсаций за незаконное использование товарных знаков.
Комментарии временно не доступны

Новое из раздела

Популярное

Читать также

Как зарегистрировать товарный знак в Казахстане

Как зарегистрировать товарный знак в Казахстане

Ирина Резникова
Ирина Резникова
Товарные знаки,
15 приложений для создания логотипа самостоятельно: обзор

15 приложений для создания логотипа самостоятельно: обзор

Ирина Резникова
Ирина Резникова
Товарные знаки,
Что такое собственная торговая марка

Что такое собственная торговая марка

Ирина Резникова
Ирина Резникова
Товарные знаки,
Брендбук, гайдлайн и логобук: в чем различия и польза для бизнеса

Брендбук, гайдлайн и логобук: в чем различия и польза для бизнеса

Дарья Полякова
Дарья Полякова
Товарные знаки,
Что такое приоритет по форме 940

Что такое приоритет по форме 940

Ирина Резникова
Ирина Резникова
Товарные знаки,
Товарный знак и патент. В чем разница?

Товарный знак и патент. В чем разница?

Ирина Резникова
Ирина Резникова
Товарные знаки,

IP Cases: Роспатент VS Руссиано — есть ли противоречие общественным интересам

Арина Ворожевич
Арина Ворожевич
IP Дайджест,

IP Cases: бездействие франчайзи как отказ от исполнения договора франшизы

Арина Ворожевич
Арина Ворожевич
IP Дайджест,

Highlights: Гудвилл

Арина Ворожевич
Арина Ворожевич
IP Дайджест,

Trends: когда исключено правомерное цитирование

Арина Ворожевич
Арина Ворожевич
IP Дайджест,

Trends: защита исключительных прав на ноу-хау

Арина Ворожевич
Арина Ворожевич
IP Дайджест,

Кейс: территориальные границы исключительного права на товарный знак

Арина Ворожевич
Арина Ворожевич
IP Дайджест,