Защита товарного знака

Регулирование прав на средства индивидуализации осуществляется главой 76 ГК РФ (до 2008 года – федеральный закон (ФЗ) «О товарных знаках и знаках обслуживания»)

Скачать

Понятие товарного знака

Товарный знак — это обозначение, индивидуализирующее организацию или конкретные товары и услуги.

В России для обозначения средств индивидуализации применяются различные определения. Законодательство же Российской Федерации закрепляет и обеспечивает правовую охрану только таким понятиям как «товарный знак» и «знак обслуживания». 

В повседневной жизни часто употребляются такие понятия как: логотип, бренд, фирменное наименование, коммерческое обозначение и даже «торговый знак» и «товарная марка». И еще существует англоязычный термин «trademark» (также пишут отдельно – «trade mark»). 

Как же соотносятся такие понятия как:

  • Логотип и товарный знак
  • Товарный знак и знаки обслуживания
  • Бренд и товарный знак
  • Фирменное наименование и товарный знак

С точки зрения закона о товарных знаках (глава 76 ГК РФ), из перечисленного охрана предоставляется только товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям. Такие понятия как "логотип", "бренд", "торговый знак", "товарная марка" употребляются как синонимы слов "товарный знак" и "знак обслуживания".

Виды товарных знаков

Товарный знак может быть зарегистрирован в разных видах его обозначения:

Словесное обозначение Графическое обозначение Комбинированное обозначение Объемное обозначение Звуковое обозначение

Действие товарного знака

Свидетельство на торговый знак удостоверяет исключительное право владельца в отношении товаров и услуг, указанных в документе, а также приоритет данного обозначения

Товарный знак регистрируется только на определенные классы МКТУ. То есть могут быть зарегистрированы полностью идентичные или сходные до степени смешения обозначения в разных классах МКТУ.

От количества выбранных классов МКТУ зависит стоимость услуг по регистрации товарного знака и размер тарифов Роспатента (если Вы прибегаете к официальному поиску).

Срок действия

10
лет

Составляет срок действия свидетельства, а затем его можно продлевать каждые 10 лет

Знак обслуживания

Тоже самое, что и «товарный знак» - применяется для индивидуализации компаний, выполняющих работы или оказывающих услуги

Срок действия данного обозначения составляет 10 лет с момента его регистрации, а далее этот срок можно продлевать неограниченное количество раз, каждый раз на 10 лет.

Но! Если Вы не использовали товарный знак более 3 лет подряд, то у Вас его могут «отобрать» конкуренты, подав иск о полной или частичной отмене регистрации в интересующих их классах МКТУ в связи с неиспользованием.

Будьте внимательны, и заранее обеспечьте себе доказательства использования товарного знака, которыми могут стать:

  • Договоры о рекламе
  • Договоры поставки, изготовления
  • Лицензионный договор на использование

Как можно использовать?

Екатерина Чилимова
Екатерина Чилимова

Руководитель проектов

Екатерина имеет более 6 лет юридической практики. Она присоединилась к ФПБ «Гардиум» в 2012 году. Екатерина в составе группы юристов Федерального Патентного Бюр...

Подписка на информационную рассылку

Сопровождая Ваш товарный знак таким обозначением, Вы даете понять, что он зарегистрирован (внимание: применение символа r в круге не является обязательным!)

Во-первых, товарный знак, как и любую собственность, можно продать (уступить права). Продажа осуществляется по договору о передаче исключительных прав, зачастую данный договор также называется договором отчуждения или договором уступки.

Во-вторых, можно оформить использование объекта индивидуализации на определенных условиях – для этих целей существует договор на использование товарного знака (лицензионный договор или договор коммерческой концессии). Также можно передать в залог исключительное право (договор залога) на товарный знак. 


И, наконец, может осуществиться передача прав по наследству (переход исключительного права). 

Для дополнительного информирования о правовой защищенности обозначения Вы можете использовать предупредительную маркировку. Помните, что использование предупредительной маркировки является правом, но не обязанностью правообладателя. Отсутствие предупредительной маркировки не освобождает нарушителя от ответственности за его незаконное использование. 

Подробнее о предупредительной маркировке

Предупредительная маркировка

Предупредительная маркировка является средством защиты исключительных прав и представляет собой специальное обозначение.

В качестве обозначения предупредительной маркировки используются значки «®»(Registered), буквенные сочетания «™» (trademark), «SM» (service mark), а также используются слова «Trademark», «Registered Trademark», «зарегистрированный знак», «Marque deposee», «Marca registrada».


Согласно мировой практике предупредительная маркировка «®» может использоваться исключительно правообладателями официально зарегистрированных товарных знаков. Символ располагается вверху справа от самого изображения. Нанесение такого символа не является обязанностью его правообладателя. Однако такой символ дополнительно сообщает о наличии правовой защиты.

Такие символы как «TM» или «™», реже используются в России, так как данные обозначения не защищены законодательством нашей страны. В зарубежных странах применение символов означает, что заявка на регистрацию уже подана, но свидетельство на товарный знак еще не выдано.

Ответственность за нарушение прав на товарный знак

Незаконное использование товарного знака влечет за собой гражданско-правовую (ст. 1515 ГК РФ), административную (ст. 14.10. КоАП РФ) и уголовную ответственность (ст. 180 УК РФ).

Использование товарного знака

Для того чтобы обеспечить правовую охрану данного обозначения на территории какой-либо страны, необходимо пройти процедуру регистрации в соответствующих ведомствах именно в данном государстве.

То есть важно помнить, что получение свидетельства в стране, на территории которой зарегистрирована Ваша компания, не обеспечивает защиту товарного знака в других странах

Использование обозначения третьими лицами подлежит контролю правообладателя только в следующих случаях:

Стоит помнить, что правообладатель не может контролировать использование товарного знака, в случаях, если он используется в личных (не коммерческих) целях, применяется на товаре, который был введен в гражданский оборот правообладателем или лицом, получившим у правообладателя на это согласие. Также не подлежит контролю упоминание обозначения в связи с его владельцем, либо в нерекламных целях.

Услуги и цены

Форсаж 2.0

Все характеристики продукта «Всё включено», а также:

  • Ускоренная проверка по всем базам за 2 дня.
  • 1 год гарантии после регистрации: защита знака в Палате по патентным спорам в случае оспаривания конкурентом.
  • Возврат стоимости услуг при отказе.
от 237 900руб
от 2 месяцев

Все включено

  • Проверка знака по всем базам за 10 дней.
  • 3 варианта доработки знака.
  • Подача заявки и оплата пошлин.
  • Ответы на неограниченное число запросов ФИПС.
  • Защита при отказе в Палате по патентным спорам.
  • 1 претензия: привлечение к ответственности нарушителя, либо ответ на входящую претензию.
  • Электронная заявка (на 30% меньше пошлины)
от 58 350руб
от 11 месяцев

Дешевле не бывает

Когда не требуется проверка товарного знака

  • Оформление и подача заявки в ФИПС
от 27 200руб