В ближайшее время наши специалисты свяжутся с вами.
Договор коммерческой концессии: выгоды, ключевые моменты, подводные камни
Коммерческая концессия, за рубежом известная как «франшиза» или «франчайзинг» (от англ. franchise – привилегия) – это один самых известных и надежных способов масштабировать бизнес. Зародился он еще в XIX веке в США, а пика популярности достиг к середине XX столетия. И на сегодняшний день остается востребованным по всему миру.
Регистрация франшизы в РоспатентеПожалуй, самый известный бренд, распространяющийся по франшизе и тем самым завоевавший всемирную популярность – это, конечно, McDonald’s. Но американский ресторанный гигант – далеко не единственный, кто сделал себе имя таким образом. Почти все его прямые конкуренты (Burger King, KFC), компании из других отраслей (IKEA, Auchan, Uber, Adidas, Victoria’s Secret), а теперь и множество российских брендов («Пятерочка», «Теремок», OZON) развивались и развиваются по франчайзинговой модели.
Более того, можно с уверенностью сказать, что большинство транснациональных корпораций работают по франшизе. А краеугольный камень этой модели – специфический тип договора. Так в чем же состоит его привлекательность?
Все о договоре франчайзинга
Форма и содержание договора франчайзинга
Договор франчайзинга/франшизы (в терминах ст. 1027 ГК РФ «договор коммерческой концессии») – это двустороннее соглашение, по которому одна из сторон (правообладатель, франчайзер) передает другой стороне (пользователю, франчайзи) право использовать свои средства индивидуализации (напр., товарный знак, название, логотип), а также другую интеллектуальную собственность (секреты производства, ноу-хау) и даже деловую репутацию (на Западе известна под термином Goodwill), помогающие пользователю полностью выстроить бизнес по модели, разработанной правообладателем.
В свою очередь, франчайзи осуществляет денежные выплаты франчайзеру, чаще всего двух видов:
Паушальный взнос (от нем. рauschale – «толстый кусок») – единовременная выплата, как правило, производящаяся на самом старте работ и составляющая примерно 10% от общих начальных затрат. По факту это плата за передачу франчайзи основополагающей информации о бизнесе франчайзера: бизнес-бука, бренд-бука, рецептур и технологий и т.д.
Роялти (от англ. royalty – «королевская власть») – регулярная, обычно ежемесячная выплата за использование интеллектуальной собственности франчайзера. Может как высчитываться, исходя из реального ежемесячного оборота франчайзи (2-6%), так и быть фиксированной суммой.
Выгоден такой подход всем: и обеим сторонам договора, и конечным потребителям - клиентам компаний, открытых по франшизе. Судите сами:
Правообладатель | Пользователь | Конечные потребители |
---|---|---|
– Получает возможность расширить бизнес и продвинуть бренд на новые рынки. – При этом не несет дополнительных затрат, связанных с самостоятельным открытием новых филиалов. – Увеличивает пассивный доход. |
– Начинает бизнес под раскрученным брендом, уже востребованным у покупателей. – Получает в свои руки готовые «рецепты успеха». – Давно сформировавшееся, надежное понимание того, что и как надо делать – без необходимости самостоятельно набивать шишки. |
– Могут рассчитывать на высокий уровень обслуживания, задаваемый стандартами франчайзера и общий для всех компаний под его брендом. – Покупают товары или услуги по доступным ценам, ведь именно крупному сетевому бизнесу, как правило, удается выстроить логистику наилучшим образом и тем самым заметно снизить цены. |
Существенные условия договора
Договор коммерческой концессии относится к группе предпринимательских договоров, т.е. может быть заключен только между субъектами предпринимательской деятельности: юридическими лицами и ИП. Помимо этого, в нем обязательно должен быть учтен ряд условий, без которых соглашение, отраженное в договоре, не может быть признано законным. К этим т.н. «существенным условиям» относится:
Предмет договора: какие объекты интеллектуальной собственности франчайзер передает франчайзи.
Объем передаваемых пользователю исключительных прав: где и как он может использовать переданную интеллектуальную собственность.
Информация о платежах (паушальном взносе, роялти): размер и очередность выплаты правообладателю
Требование неразглашения конфиденциальной информации, переданной франчайзи, в первую очередь секретов производства.
Требование обязательного соблюдения стандартов производства товаров и/или оказания услуг, установленных франчайзером.
Также важно отметить, что в российском законодательстве зафиксирована обязательность письменной формы для договоров франшизы. Договоренности, осуществленные в любом другом виде, не могут рассчитывать на признание законности и правовую охрану.
Кроме того, обязательной является и предварительная регистрация франчайзером товарного знака в Роспатенте. По договору коммерческой концессии правообладатель может передавать пользователю какие угодно объекты интеллектуальной собственности, но среди них обязательно должен быть товарный знак (ТЗ). При этом необходимо приложить номер свидетельства о регистрации ТЗ, изображение знака и реквизиты владельца.
Другие возможные условия
Помимо существенных условий, стороны договора имеют право указать в нем и ряд других моментов. В отличие от вышеназванных, эти условия не обязательны, но грамотно составленный договор коммерческой концессии предполагает глубокую проработку договоренностей с целью минимизировать риски дальнейших конфликтов. Поэтому и данные аспекты желательно проработать:
Территория: где, в каких странах и регионах франчайзи имеет право использовать средства индивидуализации, переданные франчайзером.
При этом важно заранее договориться и о том, может ли франчайзи оказывать конкуренцию франчайзеру на тех территориях, которые уже входят в сферу интересов правообладателя.Срок: в течение какого срока будут действовать условия договора.
Также доступна опция оставить договор бессрочным.Возможность заключать договоры субконцессии: имеет ли право франчайзи передавать интеллектуальную собственность франчайзера третьим лицам по договорам, аналогичным тому, который заключен у него с правообладателем. И если да, то могут ли эти компании быть прямыми конкурентами франчайзера.
Вопросы ценообразования: нужно ли франчайзи согласовывать цены с франчайзером или он вправе проводить самостоятельную ценовую политику.
Расположение коммерческих помещений: где франчайзи может их арендовать или построить и должен ли в принципе согласовывать этот момент.
Порядок разрешения споров: каким образом и по каким каналам будут урегулироваться конфликты и разногласия, в каких случаях стороны имеют право обратиться в суд и т.д.
Обязанности сторон
Согласно ст. 1031 ГК РФ, по договору коммерческой концессии правообладатель обязан:
Зарегистрировать договор в Роспатенте.
Выслать пользователю всю необходимую для работы документацию.
Осуществлять регулярные консультации пользователя.
Контролировать надлежащий уровень производимых им товаров и/или оказываемых услуг.
В свою очередь, согласно ст. 1032 ГК РФ, пользователь берет на себя обязательства:
Использовать товарный знак правообладателя согласно условиям договора
Соблюдать режим коммерческой тайны относительно секретов производства, ноу-хау и другой конфиденциальной информации, полученной от правообладателя.
Соблюдать инструкции, регламенты и иные установленные правообладателем правила.
Предоставлять любые дополнительные услуги, на которые могли бы рассчитывать клиенты, если бы приобретали услугу или товар непосредственно у правообладателя
Обеспечивать высокий уровень качества товаров и/или услуг, заданный стандартами работы правообладателя.
Однако относительно последнего пункта важно помнить о том, что ответственность за это несет и сам правообладатель, только в его случае она будет не прямой, а субсидиарной (см. ст. 1034 ГК РФ)
Регистрация договора коммерческой концессии в Роспатенте
Итак, если франчайзеру и франчайзи удалось достигнуть взаимопонимания по основным пунктам договора и они готовы его подписать, это хорошо, но для того, чтобы документ получил полноценную правовую охрану, одного факта подписи мало. Главное условие ее получения – регистрация договора франчайзинга в Роспатенте. Разберемся с тем, как она проходит.
Порядок регистрации договоров франчайзинга установлен приказом Минэкономразвития №371 от 10.06.2016. Услуга эта платная. Госпошлина за ее оказание составляет:
3300 руб.
+ 11 500 руб. за каждый передаваемый товарный знак и/или знак обслуживания
+ 3300 руб. за каждый патент и др. подобные документы, которые расширяют предмет сделки
(подробнее см. в Постановлении Правительства №941 от 10.12.2008)
Вместе с оплатой пошлин необходимо подать заявление в Роспатент. Можно это сделать как по почте (по адресу: г. Москва, Бережковская наб., д. 30, корп. 1), так и через сайт ведомства. Роспатент проверит поступившую информацию, включая факт оплаты госпошлин, и если его все устроит, внесет сведения в реестр, после чего отправит заявителям уведомление о регистрации. Финальным аккордом является публикация информации о договоре в официальном бюллетене Роспатента. Максимально возможный срок прохождения процедуры составляет 68 дней.
Регистрация играет ключевую роль в успешном взаимодействии всех заинтересованных сторон. Без нее сделка признается ничтожной и последующие действия теряют смысл. Более того, если до момента регистрации франчайзи уже успел перечислить франчайзеру какие-то деньги, например паушальный взнос, а договор в итоге не зарегистрировали, франчайзи может потребовать деньги назад.
В каких случаях могут отказать
К сожалению, зарегистрировать договор франчайзинга в Роспатенте не всегда получается с первого раза. Нередко заявители совершают ошибки, которые приводят к отказу в регистрации. Что это могут быть за ошибки и на что, соответственно, следует обратить повышенное внимание:
Забыли приложить заявление.
Составили его на иностранном языке.
Нарушили правила подачи документов в электронном виде.
Не указали реквизиты документов, подтверждающих наличие у франчайзера исключительных прав.
Не обратили внимание, что срок действия ТЗ истекает раньше срока действия договора
Франчайзер забыл о том, что владеет исключительной лицензией на товарный знак (что означает невозможность работы под ним кого-либо еще)
Более подробно эти и другие возможные ошибки мы разбирали в статье, посвященной самому процессу составления договора франшизы.
Что делать, если изменились условия договора
Помимо собственно момента регистрации договора, франчайзер и франчайзи уже во время его действия обязаны уведомлять Роспатент о вносимых в договор изменениях. За их регистрацию государственное ведомство также возьмет пошлину:
2500 руб.
+ 11 500 руб. за каждый товарный знак
+ 850 руб. за каждый патент и др. подобные документы, которые расширяют предмет сделки
Данный процесс в целом ничем не отличается от процедуры регистрации самого договора и начинается с подачи заявления по форме, утвержденной Роспатентом.
От теории к практике: подводные камни договора коммерческой концессии
При всех выгодах и удобстве договоров франчайзинга участникам этих отношений, в особенности потенциальному франчайзи, который планирует купить уже существующую франшизу, следует помнить о возможных проблемах и подводных камнях. На что же необходимо обратить пристальное внимание непосредственно в момент заключения договора, чтобы избежать проблем в будущей деятельности:
Возможные проблемы при заключении договора коммерческой концессии | Как их обойти или минимизировать |
---|---|
1. Подписание соглашения с мошенником, компанией-«пустышкой» Увы, на рынке франчайзинга действует много фирм-«пустышек», за которыми не стоит реального бизнеса. Вместо этого их доходы сводятся только к продаже исключительных прав на интеллектуальную собственность. |
Обязательно нужно проверять все доступные данные о контрагенте (использовать ЕГРЮЛ, «Контур.Фокус», реестр товарных знаков Роспатента), а также запрашивать основополагающие документы: устав организации, свидетельство о государственной организации юридического лица и т.д. |
2. Заключение «кабального» соглашения, серьезно ограничивающего свободу действий Некоторые франчайзеры пытаются по максимуму контролировать каждый шаг франчайзи и составляют такие договоры, что у покупателей их франшизы не остается никакой свободы принимаемых решений. |
Обратить особое внимание на следующие моменты в договоре: – наличие чрезмерных штрафных санкций; – наличие большого числа поводов для масштабных проверок со стороны франчайзера; – отсутствие всякой свободы маневра: возможности хотя бы отчасти самостоятельно выбирать территорию для работы, поставщиков и т.д. |
3. Проблемы с налоговой Чаще всего связаны с некорректно назначенными выплатами по договору, чрезмерно завышенными либо заниженными, в результате чего возникают проблемы и с исчислением налогов, чем может впоследствии заинтересоваться ФНС. |
Пристально изучить размеры выплат, предлагаемые правообладателем. Сравнить их с рынком, соотнести с реальной ценностью интеллектуальной собственности, получаемой по договору. Если самостоятельно это сделать сложно, стоит обратиться к юристам по интеллектуальной собственности, например, за оценкой товарного знака. |
4. Значительные денежные затраты, которых можно было избежать Например, по умолчанию считается, что пошлины за регистрацию договора в Роспатенте должен оплачивать правообладатель. Однако в конкретном договоре может быть указано обратное. |
Тщательно изучить договор на предмет возможных дополнительных затрат, в частности на госпошлины и/или содействие юристов. Заранее решить, готова ли компания их понести или нет. |
5. Подписание вместо договора франчайзинга чего-то другого Как ни странно, но бывают и такие ситуации. Некоторые недобросовестные правообладатели предлагают вместо договора коммерческой концессии подписать лицензионный договор (например, на товарный знак), договор поставки услуг, договор на обучение и т.д. Это приводит к тому, что количество прав пользователей резко сокращается, поскольку только договор коммерческой концессии по-настоящему защищает права не только франчайзера, но и франчайзи. |
Убедиться, что речь идет именно о договоре франчайзинга и что потенциальный франчайзер понимает юридическую разницу между ним и другими типами договоров, особенно в части прав франчайзи. В противном случае велик риск оказаться в ситуации, когда франчайзер постоянно нарушает «правила игры» (например, не обучает сотрудников франчайзи в нужном объеме, не передает документацию, касающуюся его бизнеса и т.д.), но привлечь его за это к ответственности практически невозможно. |
Услуги юридической компании «Гардиум»
Эксперты «Гардиума» помогут в составлении и регистрации договора франчайзинга в Роспатенте. Можем как скорректировать имеющийся вариант, привести его в соответствие с текущими законодательными нормами, так и подготовить с нуля, руководствуясь вашими пожеланиями и особенностями бизнеса.
Помимо этого, грамотно заполним заявление, рассчитаем и оплатим пошлину и самостоятельно обратимся в Роспатент, избавив вас от излишней бюрократии и бумажной волокиты. После этого вы сможете в Личном кабинете подключиться к системе мониторинга, чтобы следить за сроком действия договора франшизы и прав на товарный знак.
Стоимость услуги – от 24 900 руб. (+6000 руб. за перевод на английский язык) + оплата пошлин по базовым ставкам Роспатента.