НАДЁЖНОСТЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ФЕДЕРАЛЬНОМ МАСШТАБЕ

Способы проверки товарных знаков

Любой бизнес может попасть под удар из-за такой оплошности, как незарегистрированный вовремя товарный знак. Чтобы избежать финансовых и репутационных потерь, важно своевременно зарегистрировать свое обозначение в Роспатенте. Но это невозможно сделать без грамотно проведенной предварительной проверки.

Товарный знак – словесное, изобразительное, комбинированное или иное обозначение для индивидуализации товаров или услуг. Это основа бренда компании, прямо влияющая на продажи. Товарный знак компании должен быть уникальным (иметь четкие отличия от других существующих знаков) и соответствовать установленным законом требованиям.

Развивать бизнес без регистрации знака – значит рисковать репутацией компании и быть готовым к убыткам. Ваше обозначение могут скопировать недобросовестные конкуренты или зарегистрировать патентные тролли. Как следствие, они будут вправе запретить вам использование вашего знака, потребовать приостановить коммерческую деятельность и взыскать компенсацию в размере до 5 млн рублей.

Бесплатная проверка товарного знака

Проверка проводится по актуальным базам товарных знаков, зарегистрированных на территории РФ

Возможные причины отказа в регистрации

Чтобы обезопасить свой бизнес, необходимо подать заявку на получение свидетельства о регистрации товарного знака в Роспатент. Но перед тем, как подать документы, надо учесть возможные причины отказа Роспатента, наиболее серьезные из которых – абсолютные. О них стоит сказать отдельно. 

Итак, вам могут отказать в регистрации вашего обозначения, если:

  • Словесное обозначение товарного знака является общеупотребительным термином и обозначает определенный вид товаров. Например, запрещено регистрировать торговую марку «Шуба» для продажи шуб, потому что это слово будет термином по отношению к данному виду товара.
  • Словесное обозначение вводит в заблуждение относительно географического происхождения товара, его качества или характера. Например, нельзя зарегистрировать одежду, произведенную в Китае, под знаком, намекающим на итальянское происхождение товара.
  • Словесное обозначение является описательным термином. Например, не разрешается регистрировать обозначение «сладкие» для продажи конфет. Также запрещены хвалебные определения: «вкусный», «лучший», «прекрасный» и пр.
  • Изображения и обозначения напоминают/совпадают с эмблемами международных организаций и государств, а также гербами и флагами.
  • Обозначения противоречат общепринятым принципам морали, гуманности и общественным интересам.

Но даже если обозначение не противоречит общим требованиям Роспатента, предприниматель все равно рискует получить отказ. Госорган не имеет права выдать свидетельство о регистрации, если знак имеет сходство с уже зарегистрированным или с тем, который находится в процессе регистрации.

С каждым годом создать уникальное обозначение все сложнее: в 2019 г. на регистрацию было подано 87,5 тыс. заявок, из них 12% не смогли получить одобрение госоргана. Чтобы увеличить шанс на успешную регистрацию, предпринимателю важно провести предварительную проверку обозначения.

Но самостоятельно полноценную проверку осуществить сложно. Некоторые обозначения находятся только в процессе регистрации, и в открытых источниках информации о таких обозначениях не найти. Но их крайне важно учитывать. В этом и состоит главная проблема. Если не брать их в расчет, то вероятность отказа возрастает и, помимо потерянного времени и госпошлины, в перспективе вам необходимо будет потратить деньги на то, чтобы переделать знак и снова отправить заявку.

Как бесплатно проверить товарный знак

Самостоятельно проверить товарный знак можно тремя способами:

  • Поиск в открытых источниках (интернет).
  • Поиск на сайтах госорганов.
  • С помощью специальных бесплатных сервисов.

В первую очередь используются наиболее популярные поисковые системы: Яндекс, Google.

В строку поиска пишут словесную часть товарного знака, категорию услуги или товара, описание изображения в двух-трех словах. В результатах появятся ссылки на подобные знаки и описания похожих товаров в рекламе, словарях, энциклопедиях. Это быстрый, доступный и бесплатный способ проверить, свободен ли товарный знак.

Проверка товарного знака

Однако информация о знаках в интернете носит обобщенный характер и быстро теряет актуальность. Главным критерием при выдаче результата является частота появлений на различных ресурсах, а не сходство или уникальность. Кроме того, если с проверкой названия проблем может не возникнуть, то проверить уникальность изображения сложно.

Самостоятельная проверка в интернете дает возможность изучить лишь 30% из общего числа знаков, зарегистрированных в Роспатенте. При этом не принимаются во внимание международные товарные знаки, закрытые реестры ФИПС (Федерального института промышленной безопасности), данные по заявкам на получение свидетельства с ранним приоритетом. Таким образом, проверка знака в интернете позволяет найти лишь очевидные сходства с регистрируемым знаком и предварительно изучить ситуацию на рынке.

Минимальный срок получения результата – 2-3 часа.

Более полный список зарегистрированных товарных знаков можно получить через специальные сервисы.

Однако часть сайтов предоставляет поиск только по российской базе. Другие предлагают поиск международных знаков по базам доменных имен в зонах .ru, .com, .su, а также в базе заявленных на регистрацию обозначений. Но такие сервисы требуют оплаты для проверки.

Отличие от самостоятельного поиска в интернете в том, что, как правило, сервисы предоставляют дополнительные услуги: детальный просмотр информации по подходящим товарным знакам, автоматическое формирование отчетов в разных форматах и пр.

Но маловероятно, что результаты поиска с помощью специальных сервисов будут релевантны, так как в подобных сервисах информация может не обновляться вовремя. И нет гарантий, что в поле зрения попадут обозначения, находящиеся в ожидании регистрации.

Минимальный срок выдачи результата – 3-4 часа

Результаты поиска через госструктуры являются наиболее достоверными, так как это первоисточник информации. 

Можно воспользоваться бесплатными открытыми данными Роспатента. Но в этом случае закрытые данные не будут учтены и поиск станет бессмысленным. Поэтому надежнее использовать все закрытые базы, хотя эта услуга платная.

Зато проверка будет включать в себя поиск по всем необходимым базам:

  • Знаков, получивших регистрацию в России.
  • Заявок, которые поданы в Роспатент на регистрацию.
  • Международных заявок на регистрацию и международных знаков.

Специалисты Роспатента самостоятельно осуществляют поиск по базам как по словесному обозначению, так и по изображению.

Минимальный срок выдачи результата – от 20 дней.

Кратко и на примерах рассказываем о проверке знака. Узнайте за 15 минут, как убедиться в уникальности своего обозначения и что делать, если обнаружены схожие знаки.

Тарифы на поиск товарных знаков

Поиск по одному словесному обозначению в течение 20 дней стоит от 3500 руб. без НДС. Поиск проводится по одному классу Международной классификации товаров и услуг.

За каждый класс МКТУ идет доплата в размере 900 руб. без НДС.

Поиск по одному словесному обозначению по всем 45 классам МКТУ стоит от 40 тыс. руб. без НДС.

Бесплатная
видеоконсультация
Екатерина Чилимова
Екатерина Чилимова

Руководитель проектов, юрист, патентный поверенный № 2058

Если необходимо найти подобные слова на латинице, то стоимость заказа вырастет на 10%. Ускорить время выполнения работы тоже возможно: при проведении поиска в течение 10 рабочих дней стоимость вырастет в два раза. В течение трех дней – в шесть раз. Можно сократить поиск и до одного дня: в этом случае стоимость услуги вырастет в 12 раз.

Полный прайс можно посмотреть на официальном сайте ФИПС.

В результате от ФИПС вы получите документ со списком знаков, которые причастны к вашему обозначению. Файл, состоящий из реестра товарных знаков, их изображений и номеров регистрации, важно тщательно изучить. Иногда это реестр из нескольких тысяч наименований. Часто предпринимателю невозможно сделать адекватный вывод о том, есть ли «схожесть до степени смешения» с приведенными знаками или нет. Никаких рекомендаций и комментариев к результатам поиска Роспатент не дает. И гарантий, что вашу заявку на регистрацию знака примут, нет.

Как сделать регистрацию товарного знака легкой и быстрой

Чтобы сэкономить время, деньги и нервы при регистрации товарного знака, – обратитесь за помощью к профессионалам. При самостоятельной регистрации вы можете столкнуться с трудностями:

  • Рискуете провести неполный поиск по базам данных ФИПС, не приняв во внимание заявки, находящиеся на стадии регистрации и имеющие приоритет.
  • Не сможете обойти выявленные противопоставления из-за отсутствия опыта и полноценной юридической стратегии. Например, если в базе найден похожий логотип, необходимо найти правообладателя, получить от него письмо-согласие на использование, а затем передать документ в Роспатент.
  • Можете неправильно заполнить документы на подачу заявки.
  • Случайно пропустите какой-либо этап делопроизводства: не вовремя заплатите пошлину или пропустите важное уведомление от Роспатента.
  • Не сможете убедительно отстоять свои интересы в Палате по патентным спорам, если получите отказ в регистрации.
Антикризисные цены

Можно подать заявку без привлечения профессионалов и подключить их позже, если возникнут проблемы. Но в этом случае стоимость услуг возрастет, а вы потеряете время. Кроме того, далеко не все бюро готовы подключаться к уже запущенному процессу. Исправлять неточности и ошибки, которые предприниматели допускают при регистрации, иногда сложнее, чем зарегистрировать знак с нуля.

Если вы хотите быть уверены в том, что ваш товарный знак будет принят к регистрации Роспатентом, обратитесь к специалистам компании «Гардиум». В срок от 5 рабочих дней эксперты «Гардиума» проверят знак по всем базам ФИПС, включая заявки на регистрацию, находящиеся на рассмотрении.

По итогам проверки вы получите:

  • Полный отчет со списком товарных знаков и заявок, которые могут быть противопоставлены вашему обозначению при регистрации.
  • Рекомендации от поверенных по доработке знака до уникальности.
  • Три варианта доработки дизайна в случае необходимости.

Если есть необходимость в ускоренной регистрации, вы можете заказать экспресс-проверку, которая займет от 1 до 3 рабочих дней

Отметим, что при любом типе проверки – обычной или экспресс – ее стоимость для всех видов обозначений одинакова. Хотя у многих патентных бюро тарифы на проверку изображения и комбинированного обозначения выше, чем на проверку словесного.

Компания «Гардиум» работает в сфере интеллектуальной собственности с 2004 года. За это время эксперты компании зарегистрировали в Роспатенте более 17 000 объектов интеллектуальной собственности.

Для нас принципиально важен успех каждого проекта. Поэтому мы тщательно проверяем каждый товарный знак и разбираемся во всех тонкостях организации процесса. С нами вы легко защитите свой бренд.

Проверим название бесплатно

Оставьте заявку и получите отчёт
с заключением через 30 минут

Комментарии временно не доступны

Личный кабинет

Уникальный веб-сервис для управления интеллектуальной собственностью

Нам доверяют 12 000 клиентов

Наши достижения

Почему выбирают нас:

  • входим в число лучших юридических фирм в области ИС по версии рейтингов «Право.ру» и «Коммерсанта»
  • находимся в международном рейтинге Best Lawyers Russia
  • являемся официально аккредитованным партнером Российского Экспортного Центра
  • входим в международную ассоциацию по товарным знакам INTA (ИНТА)
ТОП-10

в рейтинге Роспатента по количеству поданных заявок

16 лет

успешной практики
в России и за рубежом

12 000

довольных клиентов: «Газпром», «УАЗ», «ПИК»

17 000

зарегистрированных объектов интеллектуальной собственности

Мы являемся частью консалтинговой группы WiseAdvice, которая оказывает услуги для развития бизнеса клиентов. Подробнее о консалтинговой группе

Специалисты бюро имеют опыт работы в Федеральном институте промышленной собственности, иных ведомствах и государственных органах.

Книга в подарок
Книга в подарок

Товарный знак
для вашего бизнеса

Краткое руководство по товарному знаку как основному элементу брендинга вашей компании