+7 (495) 665 82 58
info@gardium.ru

/

+7 (495) 665 82 58
Личный кабинет

Защита товарного знака

1 461
0 комментариев
4 минут
Ирина Резникова
Ирина Резникова
Управляющий партнер, патентный поверенный № 1947

Товарный знак — это обозначение, индивидуализирующее организацию или конкретные товары и услуги.

В России для обозначения средств индивидуализации применяются различные определения, но законодательно закреплены и охраняются только такие понятия как «товарный знак» и «знак обслуживания».

Проверка товарного знака

В повседневной жизни часто употребляются такие понятия как:

И еще существует англоязычный термин «trademark» (также пишут отдельно – «trade mark»).

С точки зрения закона о товарных знаках (глава 76 ГК РФ), из вышеперечисленных понятий охрана предоставляется только товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям

Такие понятия как "логотип", "бренд", "торговый знак", "товарная марка" употребляются как синонимы слов "товарный знак" и "знак обслуживания".

Виды товарных знаков

Товарный знак может быть зарегистрирован в разных видах его обозначения:

Словесное обозначение Графическое обозначение Комбинированное обозначение Объемное обозначение Звуковое обозначение

Действие товарного знака

Каждый знак регистрируется только в определенных классах МКТУ От количества выбранных классов МКТУ зависит стоимость услуг по регистрации товарного знака и размер тарифов Роспатента (если Вы прибегаете к официальному поиску).

Свидетельство на товарный знак удостоверяет исключительное право владельца в отношении товаров и услуг, указанных в документе, а также приоритет данного обозначения

Срок действия

Срок действия данного обозначения составляет 10 лет с момента его регистрации, а далее этот срок можно продлевать неограниченное количество раз, каждый раз на 10 лет.

Но! Если Вы не использовали товарный знак более 3 лет подряд, то у Вас его могут «отобрать» конкуренты, подав иск о полной или частичной отмене регистрации в интересующих их классах МКТУ в связи с неиспользованием.

Будьте внимательны, и заранее обеспечьте себе доказательства использования товарного знака, которыми могут стать:

  • Договоры о рекламе
  • Договоры поставки, изготовления
  • Лицензионный договор на использование
Бесплатная
проверка бренда
Проверим название на возможность регистрации
Проверить в Телеграмм

Как можно использовать?

Во-первых, товарный знак, как и любую собственность, можно продать (уступить права). Продажа осуществляется по договору о передаче исключительных прав, зачастую данный договор также называется договором отчуждения или договором уступки.

Во-вторых, можно оформить использование объекта индивидуализации на определенных условиях – для этих целей существует договор на использование товарного знака (лицензионный договор или договор коммерческой концессии). Также можно передать в залог исключительное право (договор залога) на товарный знак.

И, наконец, может осуществиться передача прав по наследству (переход исключительного права).

Как можно использовать?

Для дополнительного информирования о правовой защищенности обозначения Вы можете использовать предупредительную маркировку. Помните, что использование предупредительной маркировки является правом, но не обязанностью правообладателя. Отсутствие предупредительной маркировки не освобождает нарушителя от ответственности за его незаконное использование.

Предупредительная маркировка

Предупредительная маркировка является средством защиты исключительных прав и представляет собой специальное обозначение.

В качестве обозначения предупредительной маркировки используются значки «®»(Registered), буквенные сочетания «™» (trademark), «SM» (service mark), а также используются слова «Trademark», «Registered Trademark», «зарегистрированный знак», «Marque deposee», «Marca registrada».

В разных классах МКТУ могут быть зарегистрированы полностью идентичные или сходные до степени смешения товарные знаки.

Согласно мировой практике предупредительная маркировка «®» может использоваться исключительно правообладателями официально зарегистрированных товарных знаков. Символ располагается вверху справа от самого изображения. Нанесение такого символа не является обязанностью его правообладателя. Однако такой символ дополнительно сообщает о наличии правовой защиты.

Такие символы как «TM» или «™», реже используются в России, так как данные обозначения не защищены законодательством нашей страны. В зарубежных странах применение символов означает, что заявка на регистрацию уже подана, но свидетельство на товарный знак еще не выдано.

Ответственность за нарушение прав на товарный знак

Незаконное использование товарного знака влечет за собой гражданско-правовую (ст. 1515 ГК РФ), административную (ст. 14.10. КоАП РФ) и уголовную ответственность (ст. 180 УК РФ).

Что делать, если вам пришла претензия от правообладателя

Использование товарного знака

Для того чтобы обеспечить правовую охрану данного обозначения на территории какой-либо страны, необходимо пройти процедуру регистрации в соответствующих ведомствах именно в данном государстве.

То есть важно помнить, что получение свидетельства в стране, на территории которой зарегистрирована Ваша компания, не обеспечивает защиту товарного знака в других странах.

Использование обозначения третьими лицами подлежит контролю правообладателя только в следующих случаях:

  • При использовании на товаре, этикетке или упаковке товара, в том числе при его изготовлении, реализации, перевозке, а также рекламировании
  • В случае использования товарного знака в качестве знака обслуживания
  • При использовании в документации при введении товара в оборот
  • В случае если товарный знак используется для предложения товара, работ или услуг при продаже, а также в объявлениях, на вывесках, в иных рекламных материалах
  • При использовании товарного знака в сети интернет, в том числе использовании в доменных именах, на веб-сайтах, в электронных письмах и так далее

Стоит помнить, что правообладатель не может контролировать использование товарного знака, в случаях, если он используется в личных (не коммерческих) целях, применяется на товаре, который был введен в гражданский оборот правообладателем или лицом, получившим у правообладателя на это согласие. Также не подлежит контролю упоминание обозначения в связи с его владельцем, либо в нерекламных целях. 

Успешно зарегистрировали 15123 товарных знаков по всей России и других странах
Подробнее
Ирина Резникова

Ирина Резникова

Управляющий партнер, патентный поверенный № 1947
Более 20 лет опыта в сфере интеллектуальной собственности, арбитражного судопроизводства и корпоративного права. Возглавляла правовое управление в топ-5 лизинговых компаний России. Лидер по взысканию компенсаций за незаконное использование товарных знаков.
Комментарии временно не доступны

Новое из раздела

Популярное

Читать также

Продление товарного знака

Денис Волков
Денис Волков
Товарные знаки,

Экспертиза товарного знака на сходство

Дарья Полякова
Дарья Полякова
Товарные знаки,

Гарантированная регистрация товарного знака

Ирина Резникова
Ирина Резникова
Товарные знаки,

Защита и регистрация слогана или фразы

Маргарита Булычева
Маргарита Булычева
Товарные знаки,

Калькулятор пошлин на товарный знак

Товарные знаки,
Что такое товарный знак и как его получить

Что такое товарный знак и как его получить

Ирина Резникова
Ирина Резникова
Товарные знаки,
Товарный знак для самозанятого

Товарный знак для самозанятого

Ирина Резникова
Ирина Резникова
Товарные знаки,
Регистрация товарного знака через Госуслуги

Регистрация товарного знака через Госуслуги

Маргарита Булычева
Маргарита Булычева
Товарные знаки,
Что такое личный бренд и зачем он предпринимателю?

Что такое личный бренд и зачем он предпринимателю?

Ирина Резникова
Ирина Резникова
Товарные знаки,
Можно ли запатентовать слово или словосочетание в России

Можно ли запатентовать слово или словосочетание в России

Ирина Резникова
Ирина Резникова
Товарные знаки,
Как зарегистрировать товарный знак в Казахстане

Как зарегистрировать товарный знак в Казахстане

Ирина Резникова
Ирина Резникова
Товарные знаки,
15 приложений для создания логотипа самостоятельно: обзор

15 приложений для создания логотипа самостоятельно: обзор

Ирина Резникова
Ирина Резникова
Товарные знаки,