+7 (495) 665 82 58
info@gardium.ru

/

+7 (495) 665 82 58
Личный кабинет

Бухгалтерский учет товарного знака

9 252
0 комментариев
3 минут

С точки зрения бухгалтерского учета товарный знак (ТЗ) представляет собой нематериальный актив (НМА), поэтому в общем случае бухучет ТЗ осуществляется по единой с другими видами НМА схеме.

Кристина Гучмазова
Кристина Гучмазова
Ведущий юрист по интеллектуальному праву, патентный поверенный РФ № 2414

Но ввиду особенностей, присущих товарным знакам, остановимся на некоторых нюансах их бухучета. Для отображения НМА в бухгалтерском учете предназначен счет 04 «Нематериальные активы». Жизненный цикл товарного знака с точки зрения бухгалтерского учета можно условно разделить на несколько этапов.

Оценка товарного знака

Принятие к учету товарного знака

Предприятие может получить ТЗ различными способами. Наиболее распространенными вариантами являются разработка собственными силами и покупка (табл. 1-2).

Таблица 1. Бухгалтерские проводки при разработке ТЗ

Операция Дебет Кредит Сумма, руб.
Разработка товарного знака 08.08 70, 69, 60, 68 50 000,00
Государственная пошлина 08.08 60 15 000,00
Принятие ТЗ к учету 04 08.08 65 000,00

В приведенном примере использован счет 08.08, субсчет 08 назван «Выполнение разработок» и используется для подобных операций, что определяется предприятием индивидуально. Рабочий план счетов бухгалтерского учета утверждается учетной политикой. Дополнительную информацию о назначении и содержании учетной политики в отношении НМА можно найти в нашей статье «Учет нематериальных активов. Учетная политика». Важно обратить внимание, что товарный знак подлежит государственной регистрации, и в случае получения отказа от Роспатента затраты на создание ТЗ списываются на расходы.

Таблица 2. Бухгалтерские проводки при покупке ТЗ

Операция Дебет Кредит Сумма, руб.
Покупка товарного знака 08.05 60 50 000,00
Государственная пошлина 08.05 76 15 000,00
Принятие ТЗ к учету 04 08.05 65 000,00

Также товарный знак может быть получен предприятием во временное пользование (посредством заключения лицензионного договора), путем взноса в уставный капитал и после его безвозмездной передачи. В последнем варианте предприятие получит внереализационный доход в размере рыночной стоимости ТЗ, что схоже с механизмом нахождения нематериального актива в результате инвентаризации, однако для данного варианта на 2019 год действует налоговая льгота.

Изменения в ст. 251 НК РФ действовали в 2018-2019 гг. В настоящее время в Госдуму внесен законопроект по продлению льготы по налогу на прибыль. Гардиум отслеживает развитие ситуации.

Амортизация товарного знака в бухгалтерском учете

Для отражения амортизации НМА предназначен бухгалтерский счет 05 «Амортизация нематериальных активов». Начисление сумм амортизации может осуществляться в корреспонденции со следующими бухгалтерскими счетами: 08, 20, 23, 25, 26, 29, 44, 97 (в зависимости от того, как применяется объект). Для ТЗ, скорее всего, перечень счетов сократится до 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы» и 44 «Расходы на продажу».

Одним из ключевых вопросов при начислении амортизации является определение срока полезного использования, в течение которого амортизация происходит. В ситуации с товарными знаками срок полезного использования дополнительно ограничен периодом, на который ТЗ зарегистрирован.

Переоценка товарного знака

Существует альтернативное амортизации решение для изменения балансовой стоимости ТЗ. Согласно ПБУ 14/2007 коммерческая организация может не чаще одного раза в год (на конец отчетного года) переоценивать нематериальные активы по текущей рыночной стоимости. Сумма дооценки ТЗ в результате переоценки зачисляется в добавочный капитал.

Например, рыночная стоимость товарного знака определена оценщиком в размере 2 млн руб. Если ТЗ принят к бухгалтерскому учету в сумме фактических затрат (65 тыс. руб.), то следует сделать проводки, приведенные в табл. 3.

Таблица 3. Бухгалтерские проводки при переоценке ТЗ

Операция Дебет Кредит Сумма, руб.
Переоценка товарного знака 04 83 1 935 000

Особое внимание нужно уделить двум нюансам механизма переоценки:

  1. Переоценивается не отдельно взятый объект, а группа однородных активов. Другими словами, если Вы учитываете на одном субсчете два товарных знака, то и оценивать необходимо оба.
  2. Переоценив актив один раз, нужно будет в последующем, т.е. на протяжении оставшегося срока действия ТЗ, делать оценку регулярно.

Гардиум учел особенности оценки товарных знаков в своей практике. Для определения рыночной стоимости ТЗ мы формируем долгосрочную финансовую модель бизнеса своих клиентов. Поэтому Вам не придется каждый раз начинать процесс заново. На второй год и в дальнейшем Вы своевременно получите отчет об оценке с минимальными трудозатратами и по сниженной цене. Подробную информацию можно найти в описании услуги оценки ТЗ.

Списание товарного знака

Предприятие списывает ТЗ в случаях, когда объект выбыл (продан, передан, закончился срок использования по лицензионному договору) или перестал соответствовать требованиям, предъявляемым к нематериальным активам в целом и к товарным знакам в частности.

Кристина Гучмазова

Кристина Гучмазова

Ведущий юрист по интеллектуальному праву, патентный поверенный РФ № 2414
15 лет опыта в юриспруденции, в том числе 4 года в защите интеллектуальной собственности

Реализует проекты для компаний ГК Lactalis, ГК ГЕО Альянс, «МЕТТА», МФК Займер, «АЙКОН-Девелопмент», «Первый мясокомбинат»

Представляет интересы клиентов в Палате по патентным спорам, Суде по интеллектуальным правам, Арбитражном суде, Федеральной антимонопольной службе

К команде «Гардиума» присоединилась в 2020 году
Комментарии временно не доступны

Новое из раздела

Популярное

Читать также

Интеллектуальная собственность и интеллектуальный капитал

Интеллектуальная собственность и интеллектуальный капитал

Екатерина Бусыгина
Екатерина Бусыгина
Консалтинг,

Включение ПАК в реестр Минцифры

Ирина Резникова
Ирина Резникова
Программы,

Евразийский патент — как успешно выйти на международный рынок

Антон Филиппов
Антон Филиппов
Патентование,

IP Cases: Роспатент VS Руссиано — есть ли противоречие общественным интересам

Арина Ворожевич
Арина Ворожевич
IP Дайджест,

IP Cases: бездействие франчайзи как отказ от исполнения договора франшизы

Арина Ворожевич
Арина Ворожевич
IP Дайджест,

Highlights: Гудвилл

Арина Ворожевич
Арина Ворожевич
IP Дайджест,

Trends: когда исключено правомерное цитирование

Арина Ворожевич
Арина Ворожевич
IP Дайджест,

Trends: защита исключительных прав на ноу-хау

Арина Ворожевич
Арина Ворожевич
IP Дайджест,

Кейс: территориальные границы исключительного права на товарный знак

Арина Ворожевич
Арина Ворожевич
IP Дайджест,
Как придумать название бренда косметики

Как придумать название бренда косметики

Маргарита Булычева
Маргарита Булычева
Товарные знаки,
Как придумать свой бренд для ручной работы

Как придумать свой бренд для ручной работы

Дарья Полякова
Дарья Полякова
Товарные знаки,
Как успешно зарегистрировать товарный знак в 2024 году

Как успешно зарегистрировать товарный знак в 2024 году

Ирина Резникова
Ирина Резникова
Товарные знаки,