+7 495 134 14 62
info@gardium.ru

/

+7 495 665 82 58
Личный кабинет

Инвестиции в нематериальные активы

7 428
0 комментариев
3 минут

Инвестиции принято определять, как долгосрочные вложения средств в целях получения прибыли. Наиболее распространенными вариантами инвестиций, используемыми отечественными предприятиями, являются

  1. приобретение основных средств,
  2. строительство,
  3. капитальный ремонт.
Консультация эксперта по инвестированию в НМА
Павел Резго
Павел Резго
Руководитель управления правового сопровождения цифровых продуктов

Но любое производство не может функционировать лишь за счет людей и оборудования. Нужно выстраивать технологический процесс.

Процедуру разработки (внедрения, адаптации) технологии следует считать созданием нематериального актива (НМА), а понесенные затраты – инвестициями в НМА. Такой подход позволит организовать оптимальный бухгалтерский учет НМА, за счет чего будут улучшены финансовые показатели предприятия: сокращены расходы и увеличены внеоборотные активы).

В данном случае инвестиции приведут к капитализации предприятия за счет нематериальных активов. Этот механизм успешно применяется в мировой практике и сегодня в России получает активную поддержку со стороны государства.

Инвестирование в патенты

Несмотря на слабое развитие отечественного рынка интеллектуальной собственности, распространение получили стандартные формы инвестиций в нематериальные активы. Например, покупка патента, товарного знака, секрета производства (ноу-хау) и пр.  Однако мы бы не стали относить к инвестициям в НМА, так называемое «инвестирование в патенты», когда речь идет о покупке компании-правообладателя ценных патентов.

Здесь правильнее рассматривать не инвестиции в патенты, а приобретение бизнеса, как имущественного комплекса.

Особым случаем долгосрочного вложения средств, вызывающим большой интерес у участников рынка, является заключение лицензионного договора, которое со стороны лицензиара можно трактовать как монетизацию интеллектуальной собственности.

Когда речь идет о патентах обычная ошибка правообладателя - постановка патента на учет затратным методом, то есть первоначальная стоимость патента отражается как сумма регистрационных затрат. Однако по российским стандартам оценки, можно оценить патент на разработки доходным методом или по рыночной стоимости. Этот подход дает возможность значительно увеличить чисты активы бизнеса и документально подтвердить стоимость разработки для продажи лицензий. Подробнее об оценке патентов по рыночной стоимости

Традиционно в инвестициях на выполнение разработок, результатами которых становятся объекты интеллектуальной собственности, наиболее заинтересованы инновационные компании. Хотя в качестве НМА можно оформить практически любые сведения, способные приносить экономические выгоды и недоступные третьим лицам (ст. 1465 ГК РФ).

Таким образом, каждое предприятие может сформировать дополнительные активы, чтобы улучшить свою инвестиционную привлекательность и привлечь финансирование.

Как сэкономить на налогах с помощью НМА?

Объекты интеллектуальной собственности предприятия, выявленные в ходе инвентаризации, в 2019 году принимались к учету в виде НМА без увеличения налога на прибыль. Данная инициатива со стороны государства еще раз подчеркивает высокий приоритет развития экономики страны за счет создания объектов интеллектуальной собственности и обуславливает благоприятную конъюнктуру для роста инвестиций в нематериальные активы.

Изменения в ст. 251 НК РФ действовали в 2018-2019 гг. В настоящее время в Госдуму внесен законопроект по продлению льготы по налогу на прибыль. Гардиум отслеживает развитие ситуации .

Подводя итог, можно сказать, что поле для работы с нематериальными активами огромно. Но главная задача для любого инвестирования – получение прибыли с минимальным риском. Поэтому важно не только сделать выгодное вложение денежных средств, но и обеспечить сопоставимость понесенных затрат, планируемого дохода и стоимости полученного объекта. Мы часто встречаем ситуации, когда многомиллионные вложения превращаются в патент балансовой стоимостью несколько тысяч рублей. 

Павел Резго

Павел Резго

Руководитель управления правового сопровождения цифровых продуктов
Кандидат юридических наук, специалист в области гражданского права и арбитражного процесса

Участвовал в крупных судебных процессах и формирования судебной практики по самым проблемным вопросам права

К команде «Гардиума» присоединился в 2021 году
Материалы эксперта:
Комментарии временно не доступны

Новое из раздела

Популярное

Читать также

Знак обслуживания как способ индивидуализации бизнеса в сфере услуг

Знак обслуживания как способ индивидуализации бизнеса в сфере услуг

Ирина Резникова
Ирина Резникова
Товарные знаки,
Как продавать на Wildberries

Как продавать на Wildberries

Дарья Полякова
Дарья Полякова
Товарные знаки,
Доменное имя как объект интеллектуальной собственности

Доменное имя как объект интеллектуальной собственности

Ирина Резникова
Ирина Резникова
Споры,
Что такое слоган: как придумать и проверить самостоятельно

Что такое слоган: как придумать и проверить самостоятельно

Ирина Резникова
Ирина Резникова
Товарные знаки,
Электронное свидетельство на товарный знак

Электронное свидетельство на товарный знак

Ирина Резникова
Ирина Резникова
Товарные знаки,
Внесение товарного знака в таможенный реестр Республики Казахстан: что нужно знать

Внесение товарного знака в таможенный реестр Республики Казахстан: что нужно знать

Ирина Резникова
Ирина Резникова
Товарные знаки,
Средства индивидуализации товаров и юридических лиц: что нужно знать

Средства индивидуализации товаров и юридических лиц: что нужно знать

Кристина Гучмазова
Кристина Гучмазова
Споры,
Товарный знак и патент. В чем разница?

Товарный знак и патент. В чем разница?

Ирина Резникова
Ирина Резникова
Товарные знаки,
Что такое приоритет по форме 940

Что такое приоритет по форме 940

Ирина Резникова
Ирина Резникова
Товарные знаки,
Брендбук, гайдлайн и логобук: в чем различия и польза для бизнеса

Брендбук, гайдлайн и логобук: в чем различия и польза для бизнеса

Дарья Полякова
Дарья Полякова
Товарные знаки,
Что такое собственная торговая марка

Что такое собственная торговая марка

Ирина Резникова
Ирина Резникова
Товарные знаки,
15 приложений для создания логотипа самостоятельно: обзор

15 приложений для создания логотипа самостоятельно: обзор

Ирина Резникова
Ирина Резникова
Товарные знаки,