В ближайшее время наши специалисты свяжутся с вами.
Учет нематериальных активов на производстве
Учет нематериальных активов (НМА) является многосторонним комплексным процессом. В наших статьях мы уже затрагивали вопросы бухгалтерского учета НМА и налогового учета НМА. Однако существует ряд задач, относящихся к производственному персоналу предприятия, так называемый «промышленный» учет нематериальных активов.
Это обусловлено непосредственным использованием НМА сотрудниками для производства и (или) реализации продукции (услуг).
Цель промышленного учета НМА заключается в повышении эффективности работы с объектами интеллектуальной собственности.
В результате создается цепочка бизнес-процесса, включающая в себя следующие задачи:
- организация учета проводимых разработок (материальные и трудовые затраты);
- определение авторства;
- выявление результатов интеллектуальной деятельности, соответствующих требованиям к НМА;
- определение и уточнение сроков полезного использования НМА;
- применение НМА в производственной деятельности;
- проверка производственной актуальности и экономической ценности НМА;
- обеспечение сохранности документов и сведений, которые содержит НМА, а также конфиденциальности информации.
Предприятием могут разрабатываться собственные стандарты (СТО), регламентирующие учет нематериальных активов на производстве. Естественно, для разных видов НМА промышленный учет интеллектуальной собственности будет отличаться.
Секреты производства и коммерческая тайна
На наш взгляд, особого внимания заслуживает учет интеллектуальной деятельности в форме секретов производства (ноу-хау), что связано с меньшей степенью их стандартизации. В отношении ноу-хау должен действовать режим коммерческой тайны, т. к. неизвестность третьим лицам сведений, составляющих секреты производства, и есть ключевое условие их существования.
Поэтому предприятие должно ввести режим коммерческой тайны, разработав соответствующее положение, которое не будет противоречить должностным инструкциям сотрудников, договорам о материальной ответственности и другим локальным актам. Не стоит забывать также и об авторских правах разработчиков.
Своевременность учета разработок
Еще одной задачей для производственного подразделения является своевременный учет проводимых разработок. Нередко бывает, что какие-либо технологические или конструкторские решения возникают в ходе обычной производственной деятельности. Например, улучена логистика склада или разработано техническое приспособление.
В таком случае затраты на создание этих результатов интеллектуальной деятельности не выделяются и повышают себестоимость основной продукции. В то время как могли быть отнесены на создание нематериальных активов, что сократило бы предприятию расходы и увеличило внеоборотные активы, то есть улучшило финансовые показатели.
Инвентаризация нематериальных активов
Что же делать, если на производстве существуют результаты интеллектуальной деятельности, которые используются в технологических процессах и позволяют предприятию получать экономические выгоды? Решение есть. Нужно провести инвентаризацию нематериальных активов, «найти» излишки и принять их к учету.
В 2019 году такой механизм попадает под налоговую льготу. Отметим, что для реализации данной процедуры необходимо определить рыночную стоимость выявленных объектов, поэтому предприятию потребуется привлечение внешних экспертов. Кроме того, сложность представляют задачи идентификации и описания НМА.
Изменения в ст. 251 НК РФ действовали в 2018-2019 гг. В настоящее время в Госдуму внесен законопроект по продлению льготы по налогу на прибыль. Гардиум отслеживает развитие ситуации
Гардиум имеет успешный опыт организации учета нематериальных активов на производстве. Настройка процесса осуществления разработок включает в себя не только управленческое консультирование и бухгалтерский учет, но и создание правого поля для безрискового существования нематериальных активов. Кроме того, Гардиум помогаем своим клиентам сформировать техническое описание разработок и зарегистрировать созданные объекты интеллектуальной собственности. Мы подготовим все документы, подтверждающие соответствие нематериальных активов нормативным требованиям, и необходимые локально-нормативные акты, а также настроим Вашу информационную систему и сделаем проводки вместе с бухгалтером. Начните прямо сейчас, закажите звонок!
Павел Резго
Участвовал в крупных судебных процессах и формирования судебной практики по самым проблемным вопросам права
К команде «Гардиума» присоединился в 2021 году